ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Дерова Марина Николаевна
Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва

Аннотация
В статье представлен обзор основных нормативно-правовых актов по ключевым составляющим устойчивого развития с учетом отраслевых и региональных особенностей ведения бизнеса. Актуальность данного исследования обусловлена повышенным вниманием к экономическим, правовым, экологическим и социальным проблемам российского бизнеса, а также поиском возможных путей повышения предпринимательской активности в области разработки и реализации стратегии устойчивого развития. Действующая практика применения нормативно-правовых документов в исследуемой области рассмотрена на примере предприятий металлургической отрасли Республики Мордовия.

Ключевые слова: закон, законодательство в области устойчивого развития, кодекс, стратегия устойчивого развития предприятия, устойчивое развитие


LEGAL BASIS OF THE DEVELOPMENT STRATEGY OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES REPUBLIC OF MORDOVIA

Derova Marina Nikolaevna
Mordovian State University

Abstract
The article presents an overview of the main legal acts on the key components of sustainable development, taking into account sectoral and regional specificities of doing business. The relevance of this study is due to the increased attention to the economic, legal, environmental and social problems of the Russian business, as well as the search for possible ways of increasing business activity in the development and implementation of sustainable development strategies. The current practice of legal documents in the study area is considered on the example of metallurgical enterprises of the Republic of Mordovia.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Дерова М.Н. Правовые основы разработки стратегии устойчивого развития промышленных предприятий Республики Мордовия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/77856 (дата обращения: 19.04.2024).

Актуальность проблемы устойчивого развития предприятий постоянно возрастает. Это связано с главной целью компаний – выживанием и сохранением конкурентоспособности в долгосрочной перспективе.

Одним из условий эффективной реализации стратегии устойчивого развития предприятия является наличие развитой инфраструктуры, одним из элементов которой является правовое обеспечение данного процесса. В развивающейся рыночной экономике России данный аспект является приоритетным, так как обязательность выполнения законов позволяет компаниям направлять свою деятельность не только на производство и реализацию продукции и услуг, но и следовать удовлетворению ожиданий общества.

Устойчивое развитие включает в себя три основных составляющих: экономическую, экологическую и социальную. Рассматривая проблему устойчивого развития на уровне предприятия, можно интерпретировать данные элементы следующим образом: экономическую – через качество продукции и получение прибыли, экологическую – через влияние компании на окружающую среду, социальную – через улучшение социальных гарантий.

Экономическая составляющая

Экономическое устойчивое развитие включает в себя не только мероприятия в области обеспечения экономического роста предприятий и экономики в целом, но и оптимальное использование природных ресурсов,  применение экологичных  природо-, энерго-, и материалосберегающих технологий.

Одним из основных правовых документов  в данном аспекте является  Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Целью данного Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности. [1]

 Разрабатывая стратегию устойчивого развития, предприятие должно ориентироваться на приоритетные направления развития российской экономики в целом, своей отрасли, региона. Так, например, для предприятий металлургической отрасли Республики Мордовия основными законодательными актами, регулирующими направления развития являются:

Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», ориентированная на создание конкурентоспособной, устойчивой промышленности, интегрированной в мировую технологическую среду, разработку и использование передовых промышленных технологий, в том числе создание и  освоение новой инновационной продукции, новых рынков, что в совокупности должно обеспечивать экономическое развитие и обороноспособность страны;

Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»);

Стратегия развития черной металлургии России на 2014 – 2020 гг. и на перспективу до 2030 г. (утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 5 мая 2014 г. № 839);

Стратегия социально-экономического развития Республики Мордовии на период до 2025 г. (утверждена законом Республики Мордовия от 1.10.2008 г. № 94).

Разработка стратегии устойчивого развития в соответствии с данными нормативными документами будет способствовать удовлетворению потребностей промышленных предприятий черной металлургии Республики, реализующих данную стратегию, потребителей, персонала, инвесторов, государства и общества.

Экологическая составляющая

С экологической точки зрения концепция устойчивого развития предполагает обеспечение целостности и жизнеспособности биологических и физических природных систем. То есть действия предприятий должны быть направлены на максимальное снижение вредного воздействия на окружающую среду, сохранение биоразнообразия, ресурсосбережение.

В России правовыми нормами в области сохранения окружающей среды являются следующие нормативно-правовые акты:

Конституция РФ обязывает каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам [2];

Водный кодекс РФ, определяет, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством РФ [3];

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», определяющий правовые основы в области сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Также данный ФЗ регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне Российской Федерации [4];

Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», устанавливающий правовые основы в области сохранения  атмосферного воздуха, реализующий права человека на благоприятную окружающую среду и получений достоверной информации о ее состоянии;

Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно данному ФЗ осуществляется регулирование прав и обязанностей как граждан, так и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц [5];

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепляет действия промышленных предприятий в области увеличения экологизации своих производственных процессов. Согласно ст. 1 данного закона отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образованных в результате процесса производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. [6]

Федеральный закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье людей и окружающую среду, а также использование отходов в качестве дополнительных источников сырья в производстве. [6]

Социальная составляющая

Социальная составляющая устойчивости развития  направлена на сохранение существующих социальных и культурных систем и сокращение числа конфликтов между людьми. В основе данного подхода лежит справедливое распределение ресурсов и равных возможностей между всеми членами общества, сохранение культурного капитала и многообразия, исторического наследия.  Право любого человека – гарантированный  минимальный уровень жизни, позволяющий быть полноценным членом человеческого общества. Развитие социальной составляющей концепции устойчивого развития основано на  идее соблюдения прав не только нынешних, но и будущих поколений, поскольку природные ресурсы Земли ограничены и  являются общим наследием всего человечества.

Конституция РФ определяет основные права и свободы человека, в том числе в области трудовой деятельности, в соответствии с принципами и нормами международного права.

Ст. 34 Конституции РФ признает и гарантирует право человека на свободное использование своих способностей, имущества для экономической деятельности в рамках действующего законодательства. [2]

Ст. 37 определяет права человека на труд, безопасные условия труда, вознаграждение и отдых. [2]

Согласно ст. 39 поощряются добровольное социальное страхование и обеспечение, благотворительная деятельность. [2]

Правовое регулирование в рамках социальной составляющей устойчивого развития также осуществляется с помощью Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ).

Трудовое законодательство РФ устанавливает государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, создает благоприятные условия труда, осуществляет защиту прав и интересов работников и работодателей.

Часть вторая ТК РФ регламентирует социальное партнерство в сфере труда и определяет его как систему взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, которая направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. [7]

Часть третья ТК РФ включает в себя особенности составления и заключения трудовых договоров, определяет регламент рабочего времени и отдыха, оплату и нормирование труда, гарантии и компенсации, трудовой распорядок, подготовку и дополнительное профессиональное образование работников, охрану труда и материальную ответственность сторон. [7]

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях. [8]

Согласно п.1 ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на создание  объединений для защиты своих интересов.  Защитой интересов работников служат первичные профсоюзные организации, деятельность которых регламентируется  Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”.

Согласно ст.11 профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов, как в индивидуальном порядке, так и коллективном, по части трудовых и связанных с трудом отношений – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке. [9]

Таким образом, обзор основных нормативно-правовых актов показывает, что в России многие аспекты устойчивого развития регламентируются на законодательном уровне. При этом существуют правовые нормы разрозненного характера, которые не позволяют в полной мере обеспечить устойчивое развитие предприятия. В таком случае при разработке стратегии устойчивого развития необходимо оценивать соответствующие правовые документы, действующие на территории России и в конкретном регионе, а также основываться на международных стандартах в области устойчивого развития.

1. Федеральный закон от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», устанавливающий правовые основы в области сохранения  атмосферного воздуха, реализующий права человека на благоприятную окружающую среду и получений достоверной информации о ее состоянии;

2. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленный на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно данному ФЗ осуществляется регулирование прав и обязанностей как граждан, так и индивидуальных предпринимателей и юридических лиц [5];


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ (ред. от 13.07.2015) “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/
  2. Конституция РФ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2875
  3. Водный кодекс РФ [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183088
  4. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183341
  5. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=189622
  6. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=183043
  7. Трудовой кодекс  Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ). [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=191626
  8. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”  [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=181727
  9. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс – URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193165


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Дерова Марина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация