Проблема определения понятия, сущности и правовой природы права муниципальной собственности, несмотря на то, что к ее исследованию обращались и экономисты, и юристы (теоретики права, конституционалисты, специалисты в области административного права, цивилисты и представители других отраслей юридического знания), по-прежнему остается дискуссионной. Данному вопросу уделяли внимание в своих работах такие ученые как Ю. М. Абидова, И. Р. Аминов, В. А. Барсукова, И. В. Выдрин, Е. Н. Захарова, Е. А. Илюхина, Н. Л. Кононова, А. Н. Лабыгин, Н. А. Лесняк, Е. Л. Слепнев, Г. С. Солгалова, М. С. Сотникова, А. Н. Суетов, М. С. Сюпова, Х. А. Тхабисимов, Е. В. Усова, В. В. Хакимов, Л. А. Чердакова, О. Г. Шмелева, А. В. Шуман, А. М. Цирин и др. Некоторые из упомянутых исследований носят историко-правовой характер, повествуя нам о генезисе и развитии права публичной собственности и муниципальной собственности в частности; из других можно почерпнуть сведения об особенностях возникновения права муниципальной собственности, управлении ею и его прекращении; в третьих право муниципальной собственности рассматривается в узкоотраслевом аспекте или применительно к его отдельным видам; однако, как ни странно, определения понятия «право муниципальной собственности» встречаются в юридической литературе не так уж часто. Между тем важность данной проблемы трудно переоценить хотя бы потому, что муниципальная собственность является экономической основой местного самоуправления, призванного решать вопросы местного значения в интересах всего или значительной части населения данной территории.
Исходя из общих положений о праве собственности безотносительно его видов, считаем необходимым различать право муниципальной собственности в объективном смысле и право муниципальной собственности в субъективном смысле.
В объективном смысле это комплексный межотраслевой институт, т. е., коротко говоря, совокупность правовых норм, регулирующих владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Комплексный он потому, что его основу составляют конституционно-правовые нормы и, безусловно, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации.
Важнейшими источниками права муниципальной собственности, таким образом, являются Конституция Российской Федерации[1], Гражданский кодекс Российской Федерации[2], Бюджетный кодекс Российской Федерации[3], Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [4], Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5], Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» [6], постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» [7], Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [8] и др. нормативные правовые акты, в том числе указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Очевидно, что для правового регулирования отношений муниципальной собственности характерно сочетание публично-правового и частноправового элементов. Поэтому и метод правового регулирования этих отношений можно назвать императивно-диспозитивным.
Право муниципальной собственности в субъективном смысле – это установленное публично-правовыми и частноправовыми нормами право муниципального образования на владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности.
Обратимся к определениям понятия «муниципальная собственность», предлагаемым в литературе.
По мнению экономиста О. Г. Шмелевой, муниципальная собственность – система ограничения доступа к имеющимся в территориально-локализованной системе ресурсам, санкционирующая взаимодействие экономических агентов с целью снижения неопределенности институциональной среды[9, с. 7-8]. Автор подчеркивает, что муниципальная собственность – объективная основа развития и реализации экономических интересов, которые выражаются в ее субъектом и объектном составе, характере формирования, характере соответствующих отношений[9, с. 8]. Очевидно, что предлагаемое О. Г. Шмелевой определение понятия «муниципальная собственность» не является достаточно ясным. Интересно, что автор делает акцент не на тех правовых возможностях, которые предоставляет властному субъекту обладание ею, а на том, что это система ограничений, некое «бремя». Отчасти это согласуется с пониманием собственности как не только имущества, несущего выгоду своему обладателю, но и накладывающего на него разнообразные обязанности (к примеру, по содержанию собственности, уплате налогов и проч.).
Намного четче и яснее определение понятия «муниципальная собственность», предлагаемое М. С. Сюповой и Н. А. Бондаренко. По их мнению, муниципальная собственность — это особый вид публичной собственности, который представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления, либо их представителями и другими субъектами экономической деятельности в процессе реализации ими социально-экономических функций и обеспечения условий сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения основных потребностей местного населения[10, с. 173].
В данном определении можно обнаружить и достоинства, и недостатки.
Следует согласиться с авторами в том, что муниципальная собственность – это вид публичной собственности, которая включает в себя собственность Российской Федерации и собственность субъектов РФ. Отметим, что отнесение данного вида собственности к публичной основано на том, что ее субъект – это публично-правовое образование (а именно – муниципальное образование). Это особые субъекты гражданского права, и их участию в гражданско-правовых отношениях посвящена отдельная глава 5 ГК РФ (ст.ст. 124-127 ГК РФ). Собственность действительно представляет собой совокупность экономических отношений не между субъектом собственности и имуществом (это ошибочное представление), а между субъектами по поводу данного имущества. В анализируемом случае – это экономические отношения, которые возникают между муниципальным образованием и другими субъектами права (как говорят ученые – субъектами экономической деятельности) по поводу муниципальной собственности. При этом органы местного самоуправления в соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности (в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов); а согласно п. 3 данной статьи в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Таким образом, субъектами отношений по поводу муниципальной собственности вопреки утверждению М. С. Сюповой и Н. А. Бондаренко становятся сами муниципальные образования.
Фактически иногда в уставах муниципальных образований представление о сущности муниципальной собственности и ее субъектном составе не совпадает с формулировками федерального законодательства. Муниципальная собственность объявляется «достоянием местного сообщества», «достоянием населения муниципального образования», «имуществом, необходимым для удовлетворения потребностей населения, либо для решения вопросов местного значения», «имуществом, служащим экономическому развитию муниципального образования». Очевидно, что в основе такого понимания лежит идея народного суверенитета. Тогда муниципальное образование в лице органов местного самоуправления рассматривается как управляющий муниципальным имуществом, а основным (настоящим) субъектом права муниципальной собственности является население муниципального образования[10, с. 176].
Заметим, что такая позиция не согласуется с точкой зрения отечественного законодателя.
Положительным в определении М. С. Сюповой и Н. А. Бондаренко также является указание на цели, которые преследует субъект права муниципальной собственности. С учетом его статуса и назначения, по мнению авторов – это реализация социально-экономических функций и обеспечение условий сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования в целях удовлетворения основных потребностей местного населения. Если говорить кратко – муниципальное образование владеет, пользуется и распоряжается муниципальной собственностью в публичных интересах или, если конкретизировать, в муниципальных интересах. Это общественно значимые для населения данного муниципального образования интересы, характер которых определяется множеством факторов – исторических, культурных, национальных и прочих. В общих чертах выводы о характере муниципальных интересов можно сделать из анализа законодательства, посвященного вопросам владения, пользования, управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Л. А. Чердакова предпочитает использовать термин «муниципальные нужды», а не «муниципальные интересы». Как пишет автор, муниципальные нужды определяются потребностями населения данной территории. Они приоритетны и социально ориентированы. Однако право муниципальной собственности осуществляется не только в данных целях, но и в иных – к примеру, в целях обеспечения деятельности органов местного самоуправления и муниципальных служащих[11, с. 53]. Полагаем, данную цель не стоит выделять в качестве самостоятельной. В конечном счете, она служит обеспечению эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных служащих по управлению муниципальной собственностью.
Характерными особенностями муниципальной собственности, как указывают М. С. Сюпова и Н. А. Бондаренко, являются следующие особенности:
1) муниципальная собственность не является государственной формой собственности;
2) муниципальная собственность является разновидностью публичной (общественной) собственности;
3) муниципальная собственность является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории муниципального образования.
Следует отметить, что это далеко не все особенности муниципальной собственности. Однако ее действительно нельзя именовать государственной собственностью. Во-первых, это не соответствует действующему законодательству; во-вторых, муниципальная собственность как разновидность публичной собственности обладает некоторыми чертами, общими с последней, но в том же время характеризуется определенной спецификой. На наш взгляд, неверно именовать публичную собственность общественной, так как общественное, когда оно охватывает все или значительную часть общества, является публичным; когда же речь идет об отдельной социальной группе или общности – тяготеет к частному. С положением о том, что муниципальная собственность является основным инструментом социальной защиты и поддержки населения территории данного муниципального образования, следует согласиться. Л. А. Чердакова делает важное замечание о том, что муниципальная собственность – это и право, и обязанность одновременно[11, с. 54]. С учетом ее назначения – это действительно так.
С учетом сказанного муниципальную собственность можно определить как вид публичной собственности, представляющий собой экономические отношения муниципального образования с другими субъектами экономической деятельности по поводу муниципального имущества в целях обеспечения жизнедеятельности населения соответствующей территории.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 29 июля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2013. – № 14. – Ст. 1652.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 « 131-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 40. – Ст. 3822.
- Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг (ред. от 14.06.2012): Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3814.
- О разграничении собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность: постановление ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 (ред. от 24.12.1993) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1992. – № 3. – Ст. 89.
- О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. – № 31 (ч. 1). – . 3434.
- Шмелева О. Г. Трансформация института муниципальной собственности в условиях формирования инновационной экономики: автореф. дис. …докт. экон. наук / О. Г. Шмелева. – М., 2011. - 39 с.
- Сюпова М. С., Бондаренко Н. А. Исследование специфических особенностей муниципальной собственности / М. С. Сюпова, Н. А. Бондаренко // Ученые записки ТОГУ. – 2016. – Т. 7. – № 4. – С. 172-178.
- Чердакова Л. А. Право собственности муниципальных образований: некоторые особенности осуществления и правового регулирования / Л. А. Чердакова // Сибирский юридический вестник. – 2015. – № 2. – С. 52-56.