ТРИ ВОЛНЫ ФЕМИНИЗМА КАК ТРИ ОТЛИЧАЮЩИЕСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА СПОСОБА ПОСТАНОВКИ ВОПРОСА О ГЕНДЕРНОМ НЕРАВЕНСТВЕ

Стульнева Евгения Константиновна1, Пятилетова Людмила Владимировна2
1Уральский государственный университет путей сообщения, студент
2Уральский государственный университет путей сообщения, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и истории

Аннотация
Статья посвящена обзору основных направлений феминизма (от первой волны феминизма конца XIX века – до третьей волны конца ХХ века) в аспекте постановки основного вопроса феминизма – вопроса о гендерном неравенстве: такая грубая «систематизация» обнажает историческую эволюцию форм его формулировки – от подчёркнуто сексистского «кто должен доминировать?» первой волны до разоблачения теоретических матриц постоянно воспроизводимого «мужского типа мышления» третьей волны феминизма.

Ключевые слова: , , , , ,


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Стульнева Е.К., Пятилетова Л.В. Три волны феминизма как три отличающиеся друг от друга способа постановки вопроса о гендерном неравенстве // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/12/85148 (дата обращения: 06.11.2024).

Феминизм чаще всего ассоциируется с борьбой женщин за свои права. Действительно, феминизм радикальным образом заявил о себе в связи с требованиями женщин равных политических прав. И это – так называемая «первая волна феминизма».

Надо отметить: деление феминизма на волны весьма условно (движение настолько гетерогенно (и постоянно дифференцируется, нарастая и приумножаясь в течениях), что не поддаётся строгой систематизации), и отвечает определённому запросу – видеть историческую ретроспективу движения, чтобы обозначать основные вехи в поворотах, изменении аспектов рассмотрения тех или иных феминистских проблем, сосредоточенных вокруг центрального вопроса феминизма – вопроса о гендерном неравенстве.

Первая волна феминизма (представленная в виде движения суфражисток) касается борьбы женщин за политические, экономические права, избирательные права и право на образование.

В политической сфере неравенство женщин и мужчин, как правило, наиболее очевидно и представлено не в завуалированной форме. И борьба здесь принимает наиболее острые формы: так начинается любое освободительное движение [1; 2].

Острота накала борьбы может сопровождаться уродливо-радикальными формами, и это – оборотная сторона степени значимости решаемого вопроса.

Таких форм закономерно не избежал и радикальный феминизм первой волны.

Однако, на наш взгляд, хотелось бы обратить внимание на самое главное в свете исторической ретроспективы рассмотрения эволюции феминизма: на то, как сформулирован главный феминистский вопрос – вопрос о неравенстве.

По сути, радикальный феминизм ставит вопрос о равенстве/неравенстве женщин и мужчин абсолютно по-сексистски: разделяя и пролонгируя мужскую систему ценностей.

Вопрос звучит так: «Кто главный? Кто должен доминировать?» Ответ – женщина.

И это – самое начало феминизма – конец ХIХ – начало ХХ века.

К 60-ым годам ХХ столетия парадигма постановки и решения центрального вопроса феминизма изменилась: неравенство понимается уже иначе – более широко: аксиологический фундамент любого патриархального общества (а таковых в истории человечества большинство) – мужская система ценностей, соответственно, всё женское – менее ценно.

«Равные права» – не всегда означает «равные возможности», поэтому своей задачей движение феминизма второй волны видит в «реабилитации» «женского опыта» вообще. Во всей его уникальной специфичности.

Таким образом, постановка вопроса, решаемого в рамках второй волны, кардинально модифицируется: это уже не вопрос о доминантности, который скроен по сексистским «лекалам», а вопрос о равнозначности и равноценности различных опытов (мужского и женского), их онтологической комплиментарности. «Мы равноценны» – основной теоретический постулат либерального феминизма второй волны. И никакого сексизма в постановке вопроса о неравенстве. Он преодолён [3].

Третья волна феминизма во многом связана с изменением продуцирующих мужскую систему ценностей теоретических матриц «мужского» способа смотреть на вещи, “мужского типа” мышления, базирующегося на бинарной логике противопоставления (мужского и женского, нормы и патологии, разума и эмоции, сознательного и бессознательного и т.д.).

Согласно феминизму третьей волны, разделяющие подобную теоретическую матрицу «белые, образованные, обеспеченные, гетеросексуальные» женщины, транслируя мужскую систему ценностей, угнетают менее успешных представительниц своего пола, ведь способ смотреть на вещи не связан с биологическим полом, но является социально детерминирован [4].

Таким образом, зародившаяся в конце ХХ века третья волна феминизма поставила вопрос об исходных началах мышления, и это уже – иной способ понимания гендерного неравенства, связанный с необходимостью переосмысления самого понятия опыта.


Библиографический список
  1. Рассадникова В.Г., Пятилетова Л.В. Видовое разнообразие (современного) сексизма // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/05/82287 (дата обращения: 12.11.2017).
  2. Шубина К.Н., Пятилетова Л.В. Культ женского тела как утончённый сексизм // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/04/81914 (дата обращения: 12.11.2017).
  3. Пятилетова Л. В. Мужское и женское: преодоление сексизма в опыте эротической любви // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 9 (сентябрь). – С. 69–77. – URL: http://e-koncept.ru/2016/16187.htm.
  4. Пятилетова Л. В. Гендерная идентичность против социального хаоса: российский антифеминизм как массовый женский проект // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – С. 96–103. – URL: http://e-koncept.ru/2017/173002.htm.


Все статьи автора «Пятилетова Людмила Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: