«Санкции – это ограничительная мера воздействия, которая носит принудительный характер и назначается за нарушения установленных правил и порядков.»[1] Появление санкций происходит из-за того, что государства пытаются влиять на соседние страны, используя при этом разные методы воздействия на них. Чаще санкции не только усугубляли проблемы, которые должны были решить, но и ухудшали отношения между странами.
Одна из самых актуальных и обсуждаемых на сегодняшний день тем – это введение Евросоюзом санкций в отношении России. Отношения России и Запада ухудшились из-за признания референдума о вхождении полуострова Крым в состав РФ и вмешательства в конфликт в восточной части Украины. После чего Евросоюзом в отношении России был введен ряд секторальных санкций, которые неоднократно продлевались. «Секторальные санкции представляют собой законодательные ограничения международного уровня, вводимые различными государствами в отношении конкретного государства с целью изменить политическое направление и цели деятельности правительства через экономические, правовые и финансовые ограничения.»[2] Ответным действием РФ в августе 2014 г. последовало введение эмбарго на поставку продуктов питания из США, ЕС и других стран, вводивших санкции. Совет ЕС 28 июня 2017 года официально подтвердил продление экономических санкции против России. Таким образом, срок действия ограничительных мер продлен до 31 января 2018 года. Главным образом санкции нацелены на определённые сектора российской экономики, и основное влияние оказывает на энергетический, финансовый и оборонный сектора. Теоретически ограничения как бы не касаются простых граждан, но все-таки определённое влияние европейских ограничительных мер ощущают на себе и простые граждане. Они проявляются в повышение стоимости продуктов и товаров народного потребления; снижение заработных плат и росте безработицы в результате застоя рынка труда; падение курса национальной валюты. Санкционные войны могут растянуться на долгие годы, а негативные последствия от них почувствовали на себе не только те, против кого они направлены, но и те, кто их ввел. «Санкции в отношении России обходятся экономике Евросоюза в 3,2 миллиарда долларов ежемесячно, тогда как экономика РФ суммарно за 3 года пострадала на 55 миллиардов долларов, говорится в докладе спецдокладчика ООН по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека Идриса Джазаири по итогам его визита в РФ.»[3]
1. Финансовый сектор. Негативный момент этих ограничений основывается на запрете на кредитование российских банков, таких как Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк и Внешэкономбанк в западных банках. Им теперь запрещен заем денег на срок более 90 дней. Инвесторам из Евросоюза запрещено приобретать акции и облигации данных кредитных организаций.
Организациям было выгодно перекредитовываться в европейских банках, не привлекая основные средства на выплату процентов по старым кредитам, и инвестировать их в развитие предприятия. Выпавшие заемные ресурсы нужно восполнять и в результате деньги, которые можно было бы направить на развитие бизнеса, часто уходят на выплату процентов по старым кредитам.
Запрет кредитовать российские организации сказался негативно и на европейских банках, которые упустили финансовую выгоду в виде процентов по кредитам.
Однако присутствует и позитивный эффект в антироссийских санкциях. Из-за сложившейся ситуации российские компании начали привлекать альтернативные пути и выходить на азиатские финансовые рынки, чего раньше не делали благодаря наличию зарубежных источников. Таким образом, это доказывает, что российские предприятия могут привлечь инвесторов не только из США и Европы. На попытки ограничения банков в системах VISA и MasterCard, в РФ была благополучно запущена национальная платежная система «Мир».
2. Энергетический сектор. Евросоюз запретил зарубежным предприятиям предоставлять российским партнерам доступ к технологиям, оборудованию и услугам, позволяющим разведывать и добывать нефть и газ. Для этого в России остро не хватает своего специализированного оборудования. Между тем, от запрета на поставку оборудования сильно страдает также и западная экономика т.к. оборудование остается непроданными на сумму в несколько миллиардов евро. Снижение производства нефти в РФ приведет к повышению цен и к дополнительным денежным потерям для ЕС. Таким образом, скорейшая отмена ограничительных мер в энергетическом секторе выгодна обеим сторонам.
3. Оборонный сектор. В черный список, к примеру, входят «Уралвагонзавод», «Оборонпром», «Объединенная авиастроительная корпорация». Инвесторам из стран ЕС запрещено финансирование данных организаций. Кроме того, Евросоюз ввел эмбарго на импорт и экспорт российского оружия, а также на поставки в РФ товаров двойного назначения, которые могут быть использованы в военных целях. Проблемы с нехваткой комплектующих изготавливающихся на Украине резко ускорили реализацию программы импортозамещения в военной сфере. По данным Минобороны РФ, уже к концу 2016 года предприятия ОПК РФ на 70−80% выполнили по плану импортозамещения, а 100% этот показатель достигнет в 2018 году. Запорожский завод “Мотор-Сич” поставляющий двигатели для вертолетов заменен на завод выпуска таких двигателей, построенный под Санкт-Петербургом. «Экономика РФ от введенных санкций потеряла $20–25 млрд. за 2014–2016 гг., ВВП РФ в 2016 году сократился на 2,49%.»[2]
Помимо пакета секторальных санкций, есть еще и индивидуальные. Под них попали 150 физических лиц и 37 компаний. Данные санкции действуют до сентября 2017 года. До 23 июня 2018 годабыли продлены сроки действия ограничительных мер против Крыма — запрет на поставку произведенных товаров в Европу, а также на продажу некоторых технологий и инвестирования в полуостров. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что РФ сумела адаптироваться к неблагоприятной внешней ситуации — как к санкциям ЕС, так и к низким ценам на нефть. Также он отметил, что это проявляется, например, в снижении динамики внешнего долга РФ. Если до санкций на 1.01.14 года он составлял $ 728,9 млрд., то на 1.04.17 года сократился до $529,7 млдр.
Наиболее актуальным действием в санкционный период является развитие импортозамещения. Ответным действием РФ в августе 2014 г. последовало введение эмбарго на ввоз продовольственных товаров из зарубежных стран. Негативный эффект от введения эмбарго вызвал рост инфляции на продовольственные товары. Это стало одним из факторов влияния на то, что за последние годы была зафиксирована двузначная инфляция, которая составила в 2014 году – 11,4%, в 2015 году поднялась до 12,9%. Впрочем, основные негативные последствия от российских ответных санкций пришлись на европейских сельхозпроизводителей, ведь в 2015 году экспорт продовольственных товаров в РФ из стран ЕС сократился на 29%, вследствие чего западные производители недополучили €2,2 млдр. прибыли. Благодаря введению ответных мер российским товаропроизводителям открылся больший сегмент рынка для реализации своих товаров. Это и является позитивным эффектом. Поддержка аграрного сектора государством создала условия обеспечения импортозамещения и продовольственной независимости. Реализуя политику импортозамещения, РФ тем самым повышает конкурентоспособность отечественных товаров, заключающаяся в модернизации производства, повышении его эффективности, улучшении качества производимого товара, внедрении инноваций.
Экономические последствия от введения санкций в отношении РФ привели к положительной динамике, так как разрыв торговых связей с Европой послужил стимулом для возрождения и развития отечественной промышленности и сельского хозяйства. Ярким примером может послужить, что Россия одна из крупнейших экспортеров зерна, также в значительной степени обеспечивает себя мясом и молоком. Хотя ограничения, установленные ЕС, нанесли достаточно большой удар по экономике России, она смогла удержаться на плаву. Экономическая зависимость РФ от западных стран постепенно начала падать. Санкции, введенные против России, стали мощным толчком для развития импортозамещения и является основным экономическим механизмом для повышения ВВП РФ и успешного восстановления экономических процессов. За счет импортозамещения ситуация частично улучшалась, но появление новых санкционных пакетов мешает полностью решить проблемы.
Библиографический список
- Сергеева О. Ю., Каримова А. А. Экономические последствия санкций для российской экономики // Вопросы экономики и управления. — 2017. — №2 – С. 134
- Быкова А. В., Соболь М. С. Влияние секторальных санкций на состояние экономики РФ // Инновационная экономика: материалы IV Междунар. науч. конф.— Казань: Бук, 2017. — С. 39-41.
- https://ria.ru/economy/
- http://tass.ru/politika/