Становление местных органов было присуще народам России ещё с давних времен. Самая первая форма самоуправления в Древней Руси – соседские общины. Они объединялись в несколько семей, основным же способом самоуправления была демократия.
В средневековой Руси образцом самоуправления выступали земские избы, располагавшиеся в населенных пунктах. В их ведении существовали сбор налогов, хозяйственные и судебные дела. Земская изба составлялась из земского старосты, земского дьяка, в выборах этих лиц приняло участие все подведомственное население, посадские люди, крестьяне. В это количество избирателей не входили служилые люди, которые не находились под властью земских изб.
В период правления Александра II было установлено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». А 16 июня 1870г. – «Городское положение». Это преобразование было направлено на улучшение самостоятельности местных сообществ, их органов, объединение различных групп населения. Земское самоуправление рассматривалось как изолированное от государства публичное управление, только опекаемое и регулируемое в известных границах государством.
Позже Александром III было принято заключение о необходимости внести изменения в законодательные акты, такие изменения обозначились как контрреформы. После проведения контрреформ в России постепенно сформировались черты государственной теории местного самоуправления.
Москва длительный период считалась частью Московской губернии и лишь в 1931 году столица стала независимой и самостоятельной частью – административной единицей. В 1967 году число районов столицы выросло в несколько раз, а последнее реформирование административного деления производилось Москвы в 1991 году, что привело к созданию 10 административных округов и 125 муниципальных районов.
Первым основным шагом на пути образования муниципального управления в современной России было создание Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления местного хозяйства в СССР». По данному закону, местный Совет мог не принимать акты администрации, которые не соответствуют законодательству и решениям Совета. Представитель местной администрации имел право обжаловать в суде это решение Совета. Совет мог высказать свое сомнение местной администрации. Если за него проголосовало около двух трети от всего числа депутатов, считалось, что решение принято. Представитель местной администрации имел право не принимать решения данного местного Совета. Следует, что была попытка установить «систему балансов» на местном уровне.
Закон 1991 года предотвращал этот процесс единообразием, создавая организационный механизм деятельности местных органов, и предпринимал действия для создания местных Советов в органы народовластия, способные удовлетворять потребности населения.
В 1990-х резко начались демократические преобразования, которые привели к тому, что стала доминировать мысль о поддержания местного самоуправления в системе органов государственной власти, которая существовала еще в доперестроечный период.
Конституция Российской Федерации оставила данное положение – органы местного самоуправления не могли вступать в органы государственной власти. Статья 132 распределяет область задач муниципального значения, учитывая необходимость их решения. Из-за этого в Российской Федерации конституционно определилось местное самоуправление – главный уровень власти, так как разграничение органов местного самоуправления от системы органов государственной власти разделило государственных функций.
Основным событием в становлении местного самоуправления в нашем государстве принимал Федеральный закон № 154-ФЗ от 28 августа 1995 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В данном законе органы местной власти объясняется как самостоятельная деятельность непосредственно населением, так через органы местного самоуправления, которые решают вопросы местного значения.
Таким образом, существовали главные принципы роста местного самоуправления в России, которые делают огромную возможность многообразия форм его реализации.
Однако граждане Российской Федерации из-за многих причин до сих пор не смогли принимать участия в исполнении народовластия через учреждения местных органов. В качестве одной из главных особенностей конституционно-правовых преобразований в России была объявлена реформа местного самоуправления.Благодаря многолетнему опыту формирования местного самоуправления в России и применения иностранного опыта были начаты преобразования, основой которой стал Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Закон сформировал основу новейшей двухуровневой системы местного самоуправления, при которой все жители становятся более приближены к муниципальной власти и способны принимать участие непосредственно в ней.
В зарубежных странах приобретен гораздо больший по сравнению с современной Россией опыт действий различных моделей местных органов власти. Все эти модели различаются по предметам ведения органов местной власти, характеру и особенностям взаимоотношения их с другими органами государственной власти. Главными зарубежными моделями являются: англосаксонская и континентальная. Также зарубежные модели – итальянская, немецкая, японская и др. – рассматриваются как объединенные смешанные формы англосаксонской и континентальной моделей. Примером служит Германия, она является федеративным государством, следует, что структура государственного управления состоит из трех самостоятельных уровней: федеральное, земельное и коммунальное управление. Все эти уровни власти обладают самостоятельным кругом задач.
Так местные органы власти в развитых странах выполняют функции института самоуправления и государственных органов. Знание зарубежного опыта помогает российским государственным служащим повысить эффективность организации и деятельности органов местной власти в Российской Федерации.
Библиографический список
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
- Федеральный закон РФ от 28.08.1995г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
- Федеральный закон РФ от 11.04.1998г. №55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления». Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. №15. Ст. 1695
- Указ Президента РФ от 26.10.1993г. №1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации».
- Рабцевич А.А. Возможности работодателей и государства в инновационном ориентировании рынка труда // Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых ученых: сборник научных трудов Всероссийской заочной научно-практической конференции, 20 октября 2014г. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – С.96-106.
- Рабцевич А.А. Инвестиционное обеспечение инновационной ориентации работодателей региона // Управление стратегическим потенциалом регионов России: методология, теория, практика: сборник научных трудов Всероссийской научной конференции, 16-18 апреля 2014г. Ч.2. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2014. – С.70-72.
- Салемгареев А.А. Критерии сбалансированности региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №3. – С.74-80.
- Степанищев А.Т. История России IХ-ХVII веков: от российской государственности до Российской империи. – М.: АСТ, 2007.
- Таймасов А.Р. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 280с.
- Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 284с.
- Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей. Т.1. – Уфа: БашГУ, 2016. – С.166-189.