Постоянное развитие общества возможно лишь в условиях безопасности и стабильности. Благоприятные условия зависят от множества факторов, но в первую очередь, от уровня преступности в стране. Проблема детской и подростковой преступности в России несомненно актуальна. Это одна из составляющих преступности в целом. Повышение уровня преступности несовершеннолетних, как правило, является следствием неблагоприятной социальной среды. Неблагополучие семьи несовершеннолетнего, недостатки школьного воспитания, беспризорность, бесконтрольность – вот основные криминогенные условия.
Молодое поколение является будущим страны, а количество преступлений, совершаемые несовершеннолетними определяет обстановку в стране в будущем. Таким образом, снижение уровня преступности детей и подростков представляется крайне необходимым. Решение данной проблемы требует комплексного подхода и интеграции всех сил общества. Верный подход к воспитанию в семье, положительное влияние со стороны ближайшего окружения, сверстников, педагогов, социальных работников способны оказать значительное влияние на подростков и их поступки.
Одним из помощников в борьбе с преступлениями с участием несовершеннолетних в настоящее время является школа. Преподаватели, как постоянные участники процесса становлении личности несовершеннолетнего, способны помощь ребенку адаптироваться к новым условиям и поддержать в трудной жизненной ситуации. Ведь родители не всегда могут помочь своим детям «прижиться» в коллективе и пройти еще одну ступень развития личности в комфортных условиях. [1] Педагогу под силу устранить некоторые ситуации, способные подтолкнуть ученика на совершение преступления. Например, избежать межличностных конфликтов. Работа преподавателя играет ведущую роль в профилактике девиантного и делинквентного поведения. Организация учебного и внеурочного времени подростков, формирование области их интересов значительно влияют на воспитание подрастающего поколения, что в свою очередь способствует формированию личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Школьные учителя создают определенные социальные условия для учащихся, которые в итоге оказывают воздействие на личность несовершеннолетних. Педагог, особенно для школьников младшего возраста, является естественным авторитетом. Таким образом, он выступает в роли важнейшего субъекта профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.[2]
При проведении профилактических мероприятий задачи педагога могут быть следующие:
- изучение возрастных и психологических особенностей личности;
- своевременное выявление детей и подростков с социально-отклоняющимся поведением и склонных к противоправным действиям;
- создание дружественного коллектива и комфортных условий в процессе обучения;
- по возможности, предотвращение вероятного совершения преступления учеником.
Однако стоит помнить, что общеобразовательные организации, хоть и являются основным институтом системы общественного воспитания, не могут компенсировать те потери, которые имеют место в семье несовершеннолетнего.
Библиографический список
- Волкова А.Ю. Роль педагога в процессе психологической и социологической адаптации несовершеннолетних мигрантов в новой среде // Актуальные проблемы профессионально- педагогического образования. Межвузовский сборник научных трудов. № 38. Калининград: БФУ им. И. Канта, 2016. С. 26 -30.
- Ананич В.А. Предупреждение рецидивной преступности: монография. МН.:Акад. МВД Республики Беларусь, 2008. 99с.