В современное время преобладает конъюнктура неопределенности управления структурой экономики, характеризующейся трансформационными процессами, которые учитывают изменение макроэкономической ситуации на рынке, потенциала формирования денежных ресурсов предприятий, темпов экономического роста, форм организации производственной и финансовой деятельности, финансового состояния и других характеристик функционирования предприятия.
Проведенный анализ деятельности организаций, занимающихся производством пищевых продуктов, включая напитки, и табака показал, что число предприятий стало возрастать с каждым годом и в 2014 г. по сравнению с 2011 г. количество предприятий увеличилось на 2394. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами предприятий за два года возросли на 75,9% в 2015 г. – 2476 млрд.руб. по сравнению с 2011 г. Среднегодовая численность работников организаций уменьшилась в 2015 году и составила 1187 тыс.чел, что на 130 тыс.чел меньше, чем в 2011 г. Показатель сальдированного финансового результата предприятий пищевой промышленности повысился на 69,2% к 2015 году и составил 275207 млн.руб. Рентабельность предприятий за четыре года снизилась на 0,1 (см. таблица 1).
Таблица 1 – Основные показатели работы организаций по виду экономической деятельности «производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» [5]
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | Отклонение 2015 к 2011 (-/+) | Отклонение 2015 к 2011 (%) | |
Число действующих организаций (на конец года) | 40869 | 43016 | 43016 | 43263 | … | - | - |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, млрд. руб. | 3262 | 4001 | 4272 | 4840 | 5738 | 2476 | 175,9 |
Индекс производства, в процентах к предыдущему году | 103,2 | 104,1 | 100,6 | 102,5 | 102,0 | -1,2 | 98,8 |
Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. | 1317 | 1254 | 1216 | 1190 | 1187 | -130 | 90,2 |
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн. руб. | 162649 | 189170 | 184830 | 109215 | 275207 | 112558 | 169,2 |
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), процентов | 10,8 | 9,4 | 8,6 | 9,1 | 10,7 | -0,1 | 99,1 |
Для того, чтобы узнать какие виды продуктов пищевой промышленности пользуются наибольшим спросом и влияют на рентабельность предприятия, были проанализированы показатели производства основных видов пищевых продуктов, напитков и табачных изделий и получились следующие цифры в динамике.
За данный период времени 2011-2015 гг. потребность в приобретении мясной и мясосодержащей продукции заметно увеличилась, например, полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) охлажденные на 114%, мясо и субпродукты пищевые убойных животных на 89,7%. Однако, помимо повышения спроса на эти продукты, понизился спрос на консервы мясные (мясосодержащие) на 8,7% (см. рисунок 2).
Рисунок 2 – Спрос на отдельные виды продуктов питания [5]
За данный период времени с 2011-2015 гг. потребность в приобретении определенных видов продуктов заметно увеличилась, например, сыр и творог на 22,8%. Понизился спрос на продукты молочные сгущенные на 6,1% (см. рисунок 3).
Рисунок 3 – Спрос на отдельные продукты питания [5]
За данный период времени с 2011-2015 гг. потребность в приобретении хлеба и хлебобулочной продукции заметно увеличилась, например, печенье и пряники имбирные и аналогичные изделия; печенье сладкое; вафли на 25,4%. Понизился спрос на изделия хлебобулочные недлительного хранения на 8,6% (см. рисунок 4).
Рисунок 4 – Спрос на отдельные продукты [5]
За данный период времени потребность в приобретении алкогольной продукции заметно снизилась, например, ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25% от объема готовой продукции на 47,3%. Наименьший показатель снижения спроса у позиции – вина столовые на 11,3% (см. рисунок 5).
Рисунок 5 – Спрос на отдельные продукты [5]
За данный период времени с 2011-2015 гг. потребность в приобретении безалкогольной продукции заметно повысилась, например, воды минеральные и газированные неподслащенные и неароматизированные на 19,1%. Показатель снижения спроса наблюдается у позиции – воды газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих, или вкусо-ароматических веществ на 4% (см. рисунок 6).
Рисунок 6 – Спрос на отдельные продукты [5]
За данный период времени потребность в приобретении табачной продукции заметно снизилась: папиросы на 70,4%, сигареты на 14,4% (см. рисунок 7).
Рисунок 7 – Спрос на отдельные продукты [5]
За данный период времени с 2011-2015 гг. потребность в приобретении некоторых видов продукции повысилась у продукции овощи и грибы, консервированные с уксусом или уксусной кислоты на 88,6%, масла растительные нерафинированные (включая кукурузное) на 51%, масло сливочное и пасты масляные на 23,1%, рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные на 7,4%, снижение наблюдается у позиции изделия макаронные без начинки на 1,1% (см. рисунок 8).
Рисунок 8 – Спрос на отдельные продукты [5]
На основе проведенного анализа, было выяснено, что за четыре года увеличилось число потребления отдельных видов продуктов, а именно мясо и субпродукты пищевые убойных животных на 89,7%, овощи и грибы, консервированные с уксусом или уксусной кислоты на 88,6%, сахар белый свекловичный в твердом состоянии полуфабрикаты на 85%, мясные (мясосодержащие) подмороженные и замороженные на 60,7%, мясо и субпродукты пищевые домашней птицы на 55,7%,
изделия колбасные из термически обработанных ингредиентов на 49,4%, комбикорма на 45,6%.
Уменьшилось потребление и отдельных видов продуктов, таких как папиросы на 70,4%, сахар белый тростниковый в твердом состоянии на 69,8%, ликероводочные изделия с содержанием спирта свыше 25% от объема готовой продукции на 47,3%, водка на 32,8%, вина игристые и газированные на 26,8%, пиво, кроме отходов пивоварения на 20,5%.
Таким образом, пищевая промышленность призвана удовлетворять основные потребности населения в важнейших продуктах питания, государство следит за развитием этой сферы деятельности и поддерживает ее.
Библиографический список
- Бутов В. И., Основы региональной Экономики [Текст] / Бутов В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной Экономики // М.: Университет, 2012 г.
- Махмудова М.М., Теоретические подходы к управлению социально-экономическим развитием региона [Текст] / Махмудова М.М., Королева А.М. Теоретические подходы к управлению социально-экономическим развитием региона // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12 (4). С. 302-306.
- Разгуляев В.Ю., Молочная промышленность: управление запасами по жизненному циклу товаров [Текст] / Разгуляев, В.Ю. Молочная промышленность: управление запасами по жизненному циклу товаров // №1, период. изд., 2012 г.
- Официальный сайт «Социально-экономическое положение Уральского федерального округа в 2015 году» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
- Официальный сайт «Федеральная служба государственной статистики»: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.gks.ru