Эффективное функционирование транспортных компаний, в целом, и железнодорожных, в частности, во многом зависит от квалификации и компетентности работающего в них персонала. Одним из ключевых компонентов подготовки кадров для железнодорожной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента в России, являются образовательные программы. Вместе с тем, развитие транспортно-экспедиционного обслуживания в России не возможно без применения на практике только актуальных профессиональных знаний, а также необходимых способностей и умений, обеспечивающих востребованность и конкурентоспособность обученного контингента в соответствующем сегменте рынка труда. То есть программы подготовки кадров и повышения квалификации должны соответствовать реальным потребностям железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и конкретных железнодорожных компаний, работающих в нем. Следовательно, очень важно тщательно прорабатывать методические и организационные вопросы подготовки кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента. С этой целью необходимо комплексно (системно) изучать и использовать соответствующую теорию и практику методической и организационной работы как компонента подготовки кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышения квалификации работников этого сегмента.
Прежде всего, в современных экономических условиях подготовке кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышению квалификации работников этого сегмента, содействуют отраслевые образовательные организации.
Например, в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения» в последние годы при обучении студентов специальности «Логистика и управление цепями поставок» реализуется модель «тройная спираль» (TripleHelix) [1].Эта организационная модель является средством инновационного обучения. В модели «тройная спираль» вуз рассматривается как центральный элемент, взаимодействующий с бизнесом и государством (табл.1).
Таблица 1. Элементы модели «тройная спираль» и их функции
Название элемента |
Функции элемента в модели |
Вуз как научно-образовательный комплекс | Проводит обучение студентов профиля подготовки «Логистика и управление цепями поставок» направления «Менеджмент». Выполняет гранты по исследованию транспортно-логистического рынка Новосибирска, области, региона и страны. Выполняется инновационная работа подразделениями вуза – Центром развития инновационных компетенций и Бизнес-инкубатором в транспортной сфере [2]. |
Бизнес | Инициирует целевую подготовку в вузовской системе персонала среднего звена и (или) совместно с вузом проводит такую подготовку. Руководители и специалисты железнодорожных компаний (по запросу вуза) встречаются со студентами в рамках мероприятий, посвященных трудоустройству студентов. Представители бизнеса проводят для студентов тематические мастер-классы. По заказам бизнеса разрабатываются программы повышения квалификации персонала, выполняющего транспортно-экспедиционную работу. |
Федеральные, региональные и муниципальные органы власти | Реализуется кооперация Федерального агентства железнодорожного транспорта и других органов власти с вузовской системой подготовки транспортных кадров, что ориентировано на достижение государственных целей и задач в сфере железнодорожного транспорта |
Из элементного состава «тройной спирали» (табл.1) видно, что железнодорожный вуз осуществляет образовательную, инновационную и коммерческую деятельность, что является необходимым условием, с одной стороны, для получения синергетического социально-экономического эффекта как самим вузом, так и его партнерами в модели (бизнесом и государством), а с другой – для комплексного развития железнодорожной отрасли.
Другим отраслевым вузом, активно работающим над вопросом управления компетентностью персонала, осуществляющего транспортно-экспедиционную работу, является «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МИИТ). С целью ритмичного сбыта транспортных услуг ОАО «РЖД» на базе Института управленческих и информационных технологий (ИУИТ) МИИТ разработана программа «Технология выявления и устранения непроизводительных потерь в структурных подразделениях Центра фирменного транспортного облуживания (ЦФТО)». В 2016 году на базе ИУИТ МИИТ в рамках деятельности центра маркетинга и транспортного обслуживания на железнодорожном транспорте объявлен набор на магистерскую программу «Логистика на транспорте» [3]
Кроме этого, одним из авторов статьи на основе изучения и анализа имеющихся образовательных программ и рекомендаций, ориентированных на подготовку специалистов-железнодорожников, а также собственного научно-педагогического опыты работы, была разработана программа повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте» (табл.2), утвержденная в Нижегородском филиале МИИТ.
Таблица 2. Краткое содержание авторской программы повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте»
Номер модуля |
Название модуля |
Рассматриваемые вопросы в модуле |
1 | Организация и технология транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте | Коммерческая работа в железнодорожном сегменте; организационные основы транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте; сравнение вариантов транспортно-экспедиционного обслуживания с участием железнодорожного транспорта |
2 | Современные транспортно-экспедиционные услуги на железнодорожном транспорте | Информационно-справочные, коммерческие и технологические транспортно-экспедиционные услуги на железнодорожном транспорте |
3 | Актуальные решения по развитию транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте | Организационно-экономические решения по развитию транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте; технико-технологические решения по развитию транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте |
4 | Разработка перспективных компонентов развития транспортно-экспедиционного обслуживания на железнодорожном транспорте | Возможности интеграции в транспортно-экспедиционное обслуживание новых участников; технология одного окна |
Разработанная программа повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте» также характеризуется комплексом параметров (табл.3).
Таблица 3. Характеристика параметров авторской программы повышения квалификации «Системный подход к транспортно-экспедиционному обслуживанию на железнодорожном транспорте»
Параметр программы |
Характеристика параметра |
Целевая аудитория | Менеджеры транспортных служб; транспортные экспедиторы железнодорожных грузовых станций, терминалов; товарные кассиры; агенты центров фирменного транспортного обслуживания; специалисты контакт-центров, маркетологи компаний-операторов подвижного состава; специалисты по грузовой и коммерческой работе. |
Объем | 72 часа |
Формы обучения | Очно-заочная, с использованием дистанционных технологий |
Средства: | |
- теоретического обучения | Лекции, тематический видеоматериал |
- практического обучения | Кейс-задания, задачи |
- контроля знаний | Тесты, вопросы на зачет |
Программное обеспечение | Комплекс программ для железнодорожных перевозок и таможенного оформления; Электронный справочник «Бизнес. Отрасль перевозки». |
Документ по окончании обучения | Удостоверение о повышении квалификации |
Комплексное использование предлагаемых образовательных модулей (табл.2) и средств обучения и контроля знаний (табл.3) создает реальные возможности для качественного формирования специальных компетенций, необходимых для профессиональной работы современного экспедитора.
Продвижение разработанной программы осуществлялось в Горьковском территориальном центре фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД», филиале ПАО «ТрансКонтейнер» на Горьковской железной дороге, Нижегородском агентстве АО «Федеральная грузовая компания» и Нижегородском филиале АО «РЖД-Логистика».
С организационной точки зрения, положительно в подготовке кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли зарекомендовали себя тематические круглые столы и научно-практические конференции, проводимые железнодорожными вузами.
В современных экономических условиях подготовка кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли и повышение квалификации работников этого сегмента основаны на следующих организационных принципах:
- своевременность подготовки и повышения квалификации;
- ориентация образовательных программ (модулей) на компетенции и уровень квалификации, требуемые конкретному работодателю;
- оптимальная продолжительность и эффективность адаптации студента (выпускника) на рабочем месте в конкретной железнодорожной компании;
- совмещенность повышения квалификации с выполнением работником своих функциональных должностных обязанностей – специалист обучается на своем рабочем месте или с помощью дистанционных образовательных технологий.
Следует отметить, что управлением компетентностью транспортно-экспедиционного персонала занимаются и в самом железнодорожном бизнесе.
Например, большая методическая и организационная работа, направленная на эффективное обучение и повышение квалификации персонала по современным программам, проводится Центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД». За последние годы ЦФТО было создано более десятка различных образовательных курсов и авторских разработок[4] Некоторые из этих программ рассмотрены ниже (табл.4).
Таблица 4. Примеры программ повышения квалификации, разработанные ЦФТО
Год |
Название программы |
Цель программы |
Целевая аудитория |
2013 | «Эффективный менеджмент транспортной отрасли: грузовые перевозки» (разработана совместно с Корпоративным университетом ОАО «РЖД») | Формирование группы «агентов изменений» для внедрения клиентоориентированного сервиса в грузовых перевозках, организации грузовой работы и взаимодействия с потребителями услуг по принципу одного окна | Менеджеры по работе с клиентами и специалисты центров маркетинга и продвижения услуг, а также руководители технологических отделов ЦФТО |
2014 | «Бизнес-моделирование технологических процессов транспортного обслуживания ОАО «РЖД» (разработана совместно с Корпоративным университетом ОАО «РЖД») | Формирование систематизированных знаний и стандартных подходов к описанию новых транспортно-логических услуг и созданию соответствующих регламентов взаимодействия с производственным блоком, а также формирование единых технологических решений, связанных с развитием и совершенствованием автоматизированной системы «ЭТРАН» | Руководители и специалисты технологических отделов ЦФТО |
2015 | «Современные методы продажи услуг в сфере грузовых перевозок» (разработана совместно с ИУИТ МИИТ) | Обучение решению проблем повышения уровня обслуживания грузовладельцев. | Агенты фирменного транспортного обслуживания |
Представленная (в табл.4) информация свидетельствует о том, что программы повышения квалификации железнодорожного персонала, осуществляющего транспортно-экспедиционную работу, разрабатываются ЦФТО ежегодно.
Образовательные ресурсы, имеющиеся в распоряжении ОАО «РЖД», дополняет разработанная и реализованная в 2015 году на базе Корпоративного университета ОАО «РЖД» принципиально новая программа подготовки руководителей и специалистов отделов мониторинга и маркетинга рынка грузовых перевозок, осуществляющих прогнозирование объемов предъявления груза к перевозке («Современные методы эффективной аналитики и прогнозирования») [5] Данная программа направлена на целевую подготовку руководителей и специалистов конкретных подразделений железнодорожных компаний.
Таким образом, из приведенной информации видно, что при подготовке в современных рыночных условиях кадров для железнодорожного сегмента транспортно-экспедиционной отрасли железнодорожные вузы в своих организационных подходах и образовательных программах стремятся учитывать реальные запросы (проблемы) бизнес-сообщества. Вместе с тем, железнодорожные компании изменяют свое отношение к повышению квалификации персонала с традиционного на восприятие данного образовательного процесса в качестве одного из приоритетных для компании проектов. Кроме этого, чем больше различных программ подготовки кадров и повышения квалификации персонала предлагает вуз, тем больше у него возможностей для создания «интегрированных» учебных курсов, способных в перспективе оказаться востребованными на рынке образовательных услуг.
Библиографический список
- Комаров К.Л., Зайцева Т.С. Формирование инновационной системы подготовки кадров для терминально-логистических центров // Железнодорожный транспорт. – 2013. – № 2. – С. 67.
- Центр развития инновационных компетенций. – URL: http://www.stu.ru/science/index.php?page=1541.
- Бизнес-инкубатор в транспортной сфере. – URL: http://www.stu.ru/science/index.php?page=1542.
- ЦФТО повышает уровень // РЖД-Партнер. – 2016. – № 1-2. – С.76-77.
- ЦФТО повышает уровень // РЖД-Партнер. – 2016. – № 1-2. – С. 76.
- Старцев П. Таможня: излучение досмотрового комплекса слабее рентгена [Электронный ресурс]. – URL: http://ruwest.ru/news/63831/