НОРМАТИВНО-ПОДУШЕВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗАТРАТ ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ НА УСЛУГИ СВЯЗИ

Григорьева Елена Эдуардовна1, Ноенохов Егор Алексеевич2
1Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник
2Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, студент

Аннотация
В статье обосновано применение корректирующих коэффициентов на финансовое обеспечение приобретения услуг связи по базовым нормативным затратам нормативно-подушевого финансирования на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Проведены результаты оценки адекватности величины корректирующих коэффициентов, применяемых в отношении затрат на приобретение услуг связи в федеральных университетах страны.

Ключевые слова: географическое положение, затраты на услуги связи, корректирующие коэффициенты, нормативно-подушевое финансирование, федеральные университеты


STANDARD AND PER CAPITA FINANCING OF COSTS OF FEDERAL UNIVERSITIES OF COMMUNICATION SERVICES

Grigoryeva Elena Eduardovna1, Noenohov Egor Alekseevich2
1North-Eastern Federal University, PhD of Economic Sciences, Leading Researcher
2Institute of regional economy of the North, student

Abstract
In article application of the correcting coefficients on financial security of acquisition of communication services on basic standard costs of standard and per capita financing on rendering the state services in implementation of educational programs of the higher education of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation is proved. Results estimates of adequacy of size of the correcting coefficients applied concerning costs of acquisition of communication services at federal universities of the country are carried out.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Григорьева Е.Э., Ноенохов Е.А. Нормативно-подушевое финансирование затрат федеральных университетов на услуги связи // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/81140 (дата обращения: 18.04.2024).

Региональные федеральные университеты, которые, являются крупными образовательными и социокультурными центрами регионов, несут неподъемную нагрузку по финансовому обеспечению инфраструктуры университета. Применение нормативно-подушевого финансирования [1] федеральных университетов по сути должно было обеспечить справедливое и прозрачное распределение средств к оказываемым услугам. Но как показало время, существуют некоторые проблемы в методике определения нормативных затрат на оказание государственных услуг. Применение принципа нормативно-подушевого финансирования в образовательных учреждениях страны активно обсуждается научным сообществом страны. Применение оптимизационных механизмов финансирования в деятельности образовательных и научных учреждений приводит не к эффективному применению имеющихся ресурсов, а в большей степени к ухудшению их финансового состояния и увеличению долговой нагрузки. В настоящее время присутствует тенденция сокращения контингента обучающихся, что в первую очередь связано с демографической ямой снижения рождаемости в регионах (рис.1).

Рис.1. Контингент студентов федеральных университетов России, 2013-2017 гг.

Источник: АК КСУФ.

Рис.1. Контингент студентов федеральных университетов России, 2013-2017 гг.

Следственно, по результатам применения методики МОН РФ за 2015 год [2] наблюдается сокращение финансирования федеральных университетов выполняющих государственное задание по образовательной и научной деятельности.  Совокупный объем субсидии по государственному заданию представленных федеральных университетов в 2013 году составлял 28,4 млрд рублей, в 2017 году объем субсидий сократился на 24% и составил 21,6 млрд рублей. Сокращение объемов субсидии по государственному заданию началось с 2014 года и наблюдается во всех федеральных университетах, наибольшее уменьшение на 41% по сравнению с 2013 г. наблюдается в Дальневосточном федеральном университете с 52,6 млрд руб. до 30,8 млрд руб. (рис.2).

Рис.2. Объем субсидии на государственное задание по федеральным университетам РФ, 2013-2017 гг.

Источник: АК КСУФ.

Рис.2. Объем субсидии на государственное задание по федеральным университетам РФ, 2013-2017 гг.

В Северо-Восточном федеральном университете объемы субсидии уменьшились на 35%, с 40,3 млрд руб. в 2013 году до 26,2 млрд руб. в 2017 году. В соответствии с доведенным до СВФУ в 2017 году объемом субсидии на выполнение государственного заказа затраты на 1 обучающегося снизились на 18,17 тыс. руб. (табл. 1).

Таблица 1. Удельные затраты субсидии на ГЗ на 1 обучающегося федерального университета, тыс. рублей.

Наименование федеральных университетов

(Сокращенное название)

  Удельные затраты субсидии на ГЗ на 1 обучающегося, тыс. рублей

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (КФУ им. В.И. Вернадского)

8,50

176,94

110,65

89,01

Северо-Кавказский федеральный университет (СКФУ)

177,76

186,57

116,70

103,34

101,23

Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (БФУ им. И. Канта)

212,04

256,21

117,99

116,69

114,18

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (САФУ имени М.В. Ломоносова)

271,65

291,16

229,11

205,12

140,77

Южный федеральный университет (ЮФУ)

121,67

141,69

152,15

143,02

144,33

Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

213,92

218,41

206,95

182,71

146,38

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина)

206,92

216,88

197,28

163,91

151,31

Сибирский федеральный университет (СФУ)

156,36

168,08

175,54

171,98

166,21

Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)

296,84

400,64

412,34

384,15

194,50

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (СВФУ)

324,57

337,82

278,16

250,83

232,65

Составлено автором по данным  АК КСУФ.

Согласно действующей методике определения нормативных затрат [2] на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, учитываются территориальные корректирующие коэффициенты[4]: корректирующие коэффициенты, учитывающие средний уровень заработной платы в регионе и учитывающие государственное регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги.

Исходя из требований данной методики с учетом территориальных корректирующих коэффициентов в 2016 году базовые нормативные затраты Северо-Восточного федерального университета увеличились по всем направлениям подготовки, при этом произошло значительное увеличение корректирующего территориального коэффициента к коммунальным затратам для Республики Саха (Якутия) с 2,4 до 10,707. С учетом этого в результате нормативные затраты СВФУ по первой группе направлений подготовки даже сократились на 2,91 тыс. руб., а по второй группе направлений подготовке увеличились всего на 2,68 тыс. руб.   В 2017 году произошло увеличение базовых нормативных затрат по всем направлениям подготовки, увеличение корректирующего территориального коэффициента к коммунальным затратам для Республики Саха (Якутия) с 10,707 до 12,345, увеличение корректирующего территориального коэффициента, учитывающего целевой уровень заработной платы в регионе с 2,504 до 3,118 (табл. 2). 

Таблица 2. Базовые нормативные затраты СВФУ за 2015-2016 гг., тыс. руб.

Годы

1 группа*

2 группа*

3 группа *

КК, учитывающие гос. регулирование цен (тарифов) на коммунальные услуги

КК, учитывающие целевой уровень з/п ППС

2015

63,37

70,0

114,0

2,4

2,493

2016

64,4

74,37

126,37

10,707

2,504

2017

64,84

76,77

126,57

12,345

3,118

*Группы специальностей и направлений подготовки по реализации образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, программ подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки, согласно Приказа МОН РФ от 20 июля 2016 г. №884[3].

В результате произошло очень значительное увеличение нормативных затрат СВФУ: по первой группе направлений подготовки – на 33,34 тыс. руб., по второй – на 33,24 тыс. руб., по третьей – 43,22 тыс. руб. (табл.3). Данные затраты приводят к повышению финансовой нагрузки университета. Следует отметить, ценовая дискриминация и дифференциация уровня цен внутри федеральных округов, а именно в Дальневосточном федеральном округе, весьма существенна и оказывает значительное воздействие на ценообразование внутри субъекта округа [5].

Таблица 3. Нормативные затраты для СВФУ за 2015-2017 гг., тыс. рублей.

Годы

1 группа

2 группа

3 группа

2015

184,78

196,96

248,55

2016

181,87

199,64

263,89

 Отклонение

-2,91

2,68

15,34

2017

215,21

232,87

307,11

 Отклонение

33,34

33,23

43,22

При этом, согласно методике Министерства образования и науки  РФ [2,3,4] территориальный корректирующий коэффициент не применяется на затраты на содержание имущества и в отношении затрат на транспортные услуги.

Анализируя удельные затраты из субсидии на государственное задание федеральных университетов прослеживается динамика сокращения удельного веса затрат во все учреждениях с 2015 года с моменты утверждения методики №1272 Министерства образования и науки РФ, в среднем на 45%.

Таблица 4. Удельные затраты на 1 обучающегося в рамках субсидии на ГЗ в части содержания имущества, тыс. рублей.

Наименование федеральных университетов

      Удельные затраты на 1 обучающегося ФУ в рамках субсидии на ГЗ в части содержания имущества

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

БФУ им. И. Канта

9,73

7,63

10,74

4,24

3,25

САФУ имени М.В. Ломоносова

10,18

7,79

14,69

9,52

7,21

СКФУ

7,08

5,49

8,11

5,85

4,60

СВФУ

11,98

9,54

15,61

12,67

9,72

ДВФУ

108,10

96,92

198,14

54,38

50,13

ЮФУ

11,25

8,65

11,29

7,83

8,35

КФУ

11,32

8,98

15,78

9,29

6,84

СФУ

16,18

11,85

14,90

14,91

10,31

КФУ им. В.И. Вернадского

0,00

0,00

4,67

3,10

0,96

УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

6,79

5,03

6,22

2,64

2,21

Составлено автором по данным  АК КСУФ.

В рамках данной статьи хотелось бы детально рассмотреть особенности нормативных затрат на услуги связи, включающие затраты на местную, междугороднюю и международную телефонную связь, интернет, где отсутствует территориальный коэффициент, учитывающий государственное регулирование цен (тарифов) на услуги связи.

Установленные на 2016 год значения базовых нормативных затрат на приобретение услуг связи для СВФУ делают фактические затраты на услуги связи несопоставимыми с общей суммой нормативных затрат, даже с учетом отнесения части затрат по данной статьей на внебюджетные расходы. Общая сумма затрат на услуги связи, выделенная из субсидии государственного задания в соответствии с приведенный контингентом 10 856 обучающихся в 2016 году составила 1737 тыс. руб. в год или 12,4% от фактических затрат.

Потери СВФУ из-за несоответствия нормативов затрат на услуги связи, утвержденных Министерством образования и науки РФ на 2016 г. к фактическим затратам на услуги связи составили 12264 тыс. руб. или 87,6% от фактических затрат.

В 2017 году значение базовых нормативных затрат снижены, с 0,16 до 0,11 при контингенте 11 301 обучающихся, тем самым субсидия по данной статье составит 1 243,11 тыс. руб. в год или 8,9% от фактических затрат. Следовательно финансовая нагрузка по услугам связи практически ложиться на обеспечение федерального университета из внебюджетных средств[6].

Следует отметить, что на территории Республики Саха (Якутия) не развита наземная транспортная сеть, доступ к информационному сектору осуществляется средствами связи. При этом, стоимость услуг связи кратно превышает базовые тарифы по стране. К примеру, минимальная стоимость широкополосного фиксированного доступа (ШФД) к Интернету на Дальневосточном федеральном округе в 2 раза больше, чем в городе Москва (табл.5). На территории города Мирный Республики Саха (Якутия), где располагается Мирнинский филиал СВФУ, минимальная стоимость ШФД составляет 3000 руб. в месяц при заявленной скорости загрузки данных от 3 мбит/с.[7], что больше в 8,3 раза с минимальной стоимостью ШФД в среднем по России.

Таблица 5. Стоимость услуг для минимальная стоимость широкополосного фиксированного доступа интернета по регионам.

Федеральные округа

Минимальная стоимость широкополосного фиксированного доступа, руб./мес.

Удельный вес стоимости услуг ШФД в средней стоимости по РФ

Москва

290

0,8

Санкт-Петербург

299

0,82

ЦФО (без Москвы)

344

0,95

СЗФО (без СПб)

352

0,97

КФО

261

0,71

ЮФО

409

1,12

СКФО

409

1,12

ПФО

337

0,93

УрФО

408

1,12

СФО

372

1,02

ДФО

590

1,62

Российская Федерация

362

1

Источник: по данным Яндекса, интернет-провайдеров и сотовых операторов, февраль 2015[8]. При условиях тарифов с заявленной скоростью загрузки данных от 3 мбит/с.

 Таким образом, существуют основания для применения территориальных коррелирующих коэффициентов на все группы затрат, при формировании которых имеют воздействие региональные цены на товары и услуги, в том числе услуги связи, транспортные и коммунальные услуги, затраты на содержание имущества, в части приобретения и обновления материально-технической базы университетов, а так же заработная плата с учетом районных коэффициентов и северных надбавок.

При условии превышения фактических затрат над нормативными затратами, должен предусматриваться механизм гарантированной компенсации потерь автономных федеральных университетов из бюджетных средств субъекта РФ, в частности со статьи расходов №240 «Безвозмездные перечисления организациям».


Библиографический список
  1. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 г. №640 «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» Общероссийская Сеть распространения правовой информации КонсультантПлюс.  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181991/ (Дата обращения: 13.06.2016).
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 «О методике определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки)» Министерство образования и науки РФ.  URL:www.минобрнауки.рф/документы/7076 (Дата обращения: 17.06.2016).
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2016 г. №884 «О значениях базовых нормативов затрат на оказание государственных услуг в сфере образования и науки, молодежной политики, опеки и попечительства несовершеннолетних граждан и значений отраслевых корректирующих коэффициентов к ним программ бакалавриата, программ специалитета, программ магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и программ ассистентуры-стажировки» Министерство образования и науки РФ.  URL:www.минобрнауки.рф/документы/8698 (Дата обращения: 17.06.2016).
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 июля 2016 г. №АП-74/18вн «Территориальные корректирующие коэффициенты к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272, а также в целях расчета субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования, программ послевузовского профессионального образования в интернатуре и подготовки научных кадров в докторантуре на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов Министерство образования и науки РФ.  URL:www.минобрнауки.рф/документы/8733 (Дата обращения: 18.06.2016).
  5. Гуляев П.В. Оптимизация модели нормативно-подушевого финансирования затрат Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова // Экономический анализ: теория и практика. 39(390). 2014. С.79.
  6. Григорьева Е.Э. Проблемы софинансирования функций столицы региона Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 9-1. С. 60-63.
  7. Данные тарифов ШПД Интернет от провайдера Ростелеком. Режим доступа: http://sakha.rt.ru/mirnij/homeinternet/order_internet.
  8. Данные опроса Яндекса, интернет-провайдеров и сотовых операторов, февраль 2015. Режим доступа: https://yandex.ru/company/researches/2015/ya_internet_regions_2015#osnovnyecifryifakty.

 

 

 



Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Григорьева Елена Эдуардовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация