Камский кластер создан Поручением Председателя Правительства Российской Федерации в 2012 г. наряду с остальными инновационными территориальными кластерами [1]. Камский кластер включает городской округ Набережные Челны и пять прилегающих к нему муниципальных районов: Елабужский, Заинский, Менделеевский, Нижнекамский и Тукаевский. Два из них относятся к Закамскому региону Республики Татарстан (Заинский и Нижнекамский), остальные районы относятся к Прикамскому региону Республики Татарстан (г.Набережные Челны, Елабужский, Менделеевский и Тукаевский районы). Перечисленные районы относятся в основном к урбанизированным территориям, на которых проживает более 1 млн. человек (около 26% населения Республики Татарстан). Высокая плотность населения и концентрация промышленных объектов и систем жизнеобеспечения обуславливает актуальность проблемы управления техносферной безопасностью данных территорий [2].
Существующая отраслевая структура промышленности Камского кластера привела к формированию на данной территории широкого круга проблем в области обеспечения экологической и техносферной безопасности. Реализация крупных инфраструктурных проектов и проектов в промышленности приведет, предусмотренных Концепцией создания территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам» [3] к дальнейшему возрастанию нагрузки на окружающую природную среду и население данной территории [4].
Атмосферный воздух является важнейшей и неотъемлемой частью среды обитания. Уровень загрязнения атмосферы урбоэкосистемы формируется в зависимости от химического состава, массы, технологических параметров источников эмиссии газовой смеси, выбросов автотранспорта, а также их распределения (перемещения) на территории города (района), природных условий и режима метеорологических величин и явлений. Степень загрязнения атмосферного воздуха относится к числу приоритетных факторов, влияющих на здоровье населения. Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха являются промышленные предприятия и автотранспорт.
В таблице 1 приведено количество автотранспорта и объемы выбросов по районам ИПЦ «ИнноКам» [5].
Таблица 2 — Выбросы от передвижных источников в 2015 году
Город, район | Кол-во автотранспорта | Объемы выбросов ЗВ, тыс. т |
г. Набережные Челны | 163448 | 36,782 |
Тукаевский район | 16174 | 3,640 |
Елабужский район | 26479 | 5,959 |
Менделеевский район | 8486 | 1,910 |
Нижнекамский район | 90900 | 16,600 |
Заинский район | 20563 | 4,300 |
Итого | 326050 | 69,191 |
На рисунке 1 показана доля каждого района в суммарном объеме выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников по районам Кластера. Диаграмма иллюстрирует, что наибольшая часть загрязнения атмосферы от передвижных источников принадлежит г.Набережные Челны (около 53%) и Нижнекамскому району (24%), что связано с большей численностью населения и принадлежащего ему автотранспорта по сравнению с другими районами.
Для расчета выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств используются «Методические рекомендации по оценке выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников», утвержденные распоряжением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.11.2013 г. № 6-р, в соответствии с которыми каждый тип автотранспортных средств, в зависимости от вида используемого топлива, разделен на следующие подтипы: работающие на бензине, на дизельном топливе и на компримированном (сжатом) природном газе. Однако на точность расчетов оказывает влияние тот факт, что основная часть газового оборудования устанавливается кустарным способом и не позволяет установить их точное количество. Часть автотранспортных средств, эксплуатируемых на бензине, находящихся в собственности предприятий и граждан, оснащены газовым оборудованием. Также не поддается учету количество легковых автомобилей находящихся в частной собственности, переоборудованных на сжиженный природный газ.
Для решения проблемы снижения выбросов от автотранспорта Концепция создания территориально обособленного ИПЦ «ИнноКам» [2] предусматривает
мероприятия по
развитию экологически чистого общественного транспорта на территориях гг. Набережные Челны и Нижнекамска, в том числе строительство новых трамвайных линий (в 2017-2020 гг.).
Рисунок 1 — Выбросы ЗВ от передвижных источников в 2015 году, процентов
Таким образом, выбросы от автотранспорта оказывают значительное воздействие на качество атмосферного воздуха региона. Для сравнения приведем данные по выбросам загрязняющих веществ от стационарных источников по районам ИПЦ «ИнноКам» в таблице 2.
Таблица 2 — Количество источников и объемов выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников в 2015 году [Там же]
Город, район | Количество источников | Объемы выбросов ЗВ, тыс. т |
г. Набережные Челны | 5056 | 12,476 |
Тукаевский район | 1826 | 1,810 |
Елабужский район | 2422 | 7,863 |
Менделеевский район | 321 | 3,976 |
Нижнекамский район | 6427 | 60,542 |
Заинский район | 1055 | 11,602 |
Итого | 17107 | 98,269 |
Однако, несмотря на значительное негативное воздействие на качество атмосферного воздуха на территории ИПЦ «ИнноКам», в целом его состояние характеризуется как «низкое» [Там же].
Таким образом, цифры иллюстрируют, что вклад выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников сопоставим с выбросами от всех промышленных объектов на территории Кластера. Это обусловливает необходимость развития следующих направлений снижения выбросов от транспортных средств:
- перевод автомобильного транспорта на малотоксичные виды моторного топлива, и прежде всего — на сжатый природный газ;
- контроль качества реализуемого моторного топлива;
- увеличение производства и реализации моторного топлива с улучшенными экологическими характеристиками (автомобильного бензина класса 4 и класса 5, дизельного топлива класса 5);
- производство двигателей высокого экологического класса. Так в 2015 году ПАО «КАМАЗ» освоено производство дизельных двигателей экологического класса 5.
- расширение применения общественного электротранспорта.
Библиографический список
- Перечень инновационных территориальных кластеров [Электронный ресурс]: утв. поручением Председателя Правительства Рос. Федерации от 28 августа 2012 г. №ДМ-П8-5060 / Министерство экономического развития Российской Федерации. Официальный сайт. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/politic/doc20120907_02. (дата обращения 13.09.2016). — Загл. с экрана.
- Ахмадиев Г.М., Юсупова Г.Ф. Управление техносферной безопасностью территории // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/73179 (дата обращения: 09.03.2017)
- Концепция создания территориально обособленного инновационно-производственного центра «ИнноКам»[Электронный ресурс]: одобрена распоряжением Правительства Рос. Федерации от 17 июня 2016 г. № 1257-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
- Ахмадиев Г.М. Оценка, прогнозирование и снижение риска экологической опасности в промышленном комплексе Нижнекамского региона Татарстана // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63222 (дата обращения: 09.03.2017)
- Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан в 2015 году [Текст] / М-во экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. — Казань, 2016. — 505 с.