Динамичный и острый характер протекания современных социально-экономических процессов с появлением новых угроз, предопределяют интерес к исследованию СЭБ России и регионов. Первые упоминания о безопасности социально-экономической системы появились в 1989 году, когда появилась угроза распада СССР. В скором времени были подписаны закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I “О безопасности”, указ Президента от 29 апреля 1996 г. № 608 “О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)”, указ Президента РФ от 17.12.1997 № 1300 “Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации”. В настоящее время социально-экономическая безопасность регионов регламентируется распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”, а также стратегиями СЭР самих регионов.
К социально-экономическим системам любого уровня сложности (макро-, мезо- и микро-) предъявляются требования безопасности и устойчивости. Во-первых, для того чтобы жизненно важные интересы территориальных образований, хозяйствующих субъектов, общества и личности были защищены от существующих нерешенных и новых непредвиденных угроз, соблюдались гарантии безопасной жизни. Во-вторых, высокий уровень СЭБ становится определяющим при выборе размещения инвестиционных ресурсов среди других регионов, что в будущем улучшит показатели финансовой и социальной безопасности.
Глобализация, либерализация экономики, развитие внешнеэкономических связей, экономическая интеграция, неравномерность СЭР муниципальных образований (МО) региона определяют новые условия для жизнеспособности субъектов России и способствуют неустойчивости их развития.
Безопасность – это система защиты в виде физической или виртуальной оболочки, которая предотвращает нанесение ущерба потребностям и интересам субъектов отношений и гарантирует состояние устойчивости территории.
Устойчивость – это состояние социально-экономической системы, при котором система способна противодействовать негативным факторам, сохраняя стабильные показатели и оптимальные пропорции. Основой устойчивости экономики является сбалансированность: сбалансированность доходов, потребления и сбережений, сбалансированность между инвестиционным процессом и обновлением основных фондов [1, с. 18].
Классификация факторов по области возникновения, предопределяющих уровень безопасности и устойчивости приведена в табл. 1.
Таблица 1 – Классификация факторов безопасности
Группы факторов | Блоки, входящие в группы факторов |
Эндогенные (внутренние) | Финансовые, инновационные, правовые, производственные, политические, экономические, научно-технологические, культурные, криминально-коррупционные, социально-трудовые, социально-демографические процессы в регионе |
Экзогенные (внешние) | Экономические, социально-политические процессы в России, мире, в соседних регионах (дивергенция, поляризованность в развитии регионов) |
В стратегии национальной безопасности внутренние проблемы сведены к экономическим факторам, а внешние – к политическим и правовым. Правовые, культурные, конфессиональные, общественно-политические факторы оказались недооцененными, что искажает приоритеты при разработке региональных стратегий СЭР и безопасности [2].
Приведенная выше классификация подтверждает, что подход, основанный на положении, что факторы конкурентоспособности являются залогом безопасности территории сменяется другим, в котором приоритет отдается правовым, политическим, государственным и экономическим институтам.
Коловангина Е.В. предлагает в составе СЭБ выделять 10 видов безопасности [3, с. 7]. Они отражены на рис. 1, причем автор подчеркивает взаимосвязь экологической безопасности с дорожно-транспортной и продовольственной, экономической безопасности с финансовой и энергетической.
Рисунок 1. СЭБ и ее составляющие
Казанин И.Ю. обоснованно модифицирует классификацию, указывая на политическую, правовую, культурную, ресурсную и информационную виды безопасности. Состояние каждого вида рассматриваемой безопасности можно проанализировать на основании показателей (в терминах безопасности, именуемых индикаторами), которые могут диагностировать стадии состояния СЭБР в разрезе факторов: риск, опасность, угроза. Так, анализируя состояние экономической безопасности следует следить за уровнем обновления основных фондов, долей предприятий 5-го и 6-го укладов, конкурентоспособностью продукции, тенизацией экономики; социально-демографической безопасности – за дифференциацией населения по доходам, уровню и качеству жизни, уровнем бедности, уровнем межэтнического и межнационального напряжения; финансовой безопасностью – за эффективностью системы налогообложения, структурой регионального бюджета, привлечением инвестиций; институциональной безопасностью – за криминально-коррупционными процессами во властных структурах для предотвращения нежелательных последствий. В оборонной безопасности (содержательно отражает внешнее воздействие на территорию) региону нужно быть предусмотрительным в отношении международного терроризма, нелегальной миграции, транснациональной организованной преступности.
Предупреждение возникновения вероятных угроз желательнее, чем устранение причиненных ими последствий, поэтому ставится вопрос прогнозирования и моделирования появления негативных явлений, эффективности предлагаемых мер, который будет основан на системном подходе. Исходящие с макроуровня плановые показатели по бизнесу, населению, органам управления должны согласоваться на мезоуровне региона с тем, чтобы на микроуровне региона ставились реальные и достижимые задачи. Это позволит хозяйственно-промышленной, социальной сферам и управленческому блоку улучшать качество жизни региона в единении с государственными векторами развития и приоритетами.
Системный подход находит применение и на уровне корректировки стратегии региона. Верно определенные «уязвимые» места в виде социально-экономических угроз позволяют выработать рациональный комплексный механизм по повышению СЭБ и устойчивости в ответ на вызовы региона. Новой тенденцией является применение в региональных исследованиях когнитивного моделирования. Казанином И.Ю. предложено когнитивное моделирование стратегии развития Ростовской области. Автор обосновал выбор оптимальной стратегии СЭР Ростовской области на основании матрицы решений, имитирующей различные сценарии развития региона [4, с. 14]. Актуальность данного метода заключается в возможности отображения взаимосвязей между разноплановыми индикаторами.
В целом для обеспечения СЭБ необходимо выполнение основных условий:
– недопущение критической энергетической, лекарственной, продуктовой зависимости от импорта важнейших видов сырья и продукции первой необходимости;
– расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры;
– обеспечение правовой защиты бизнеса и личности;
– обеспечение необходимого уровня обслуживания социальных потребностей населения, стандартов и гарантий [5, т.12, с. 657]. Эти минимальные требования не позволяют воздействующим факторам приводить к самым разрушительным эффектам: вынужденному сокращению производства ВРП, криминализации хозяйственной деятельности и другим.
Отметим, что минимальные стандарты условий жизни населения, выраженные в МРОТ, прожиточном минимуме в России не соблюдаются (табл. 2). МРОТ не доведен до прожиточного минимума. Согласно официальным данным, число бедных в России за 2016 год выросло до 20 млн. человек (уровень бедности составил в 2016 году 13,5%), и это максимальный показатель с 2006 года[6]. 4,9 млн. населения получают зарплату на уровне МРОТ, обнаружив уникальное для России социальное явление – бедность характерна для работающего населения.
Таблица 2 – Прожиточный минимум и МРОТ, установленные Правительством России
Минимальные стандарты условий жизни |
Для трудоспособного населения |
Для детей |
Для пенсионеров |
Прожиточный минимум (по итогам IV квартала 2016 года) |
10466 |
9434 |
8000 |
МРОТ (с октября 2016 года) |
7800 |
- |
- |
СЭБ, социально-экономическое положение, СЭР тесно связаны. СЭР отслеживается в динамике, в статике характеризуясь социально-экономическим положением на определенную дату исследования, по которым определяются «уязвимые места» в способности региона защищать интересы бизнеса, населения по определению отклонений значений индикаторов от пороговых значений. Эта информация необходима для корректировки стратегии СЭР.
Автор предлагает рассматривать социально-экономическую безопасность региона как состояние защищенности хозяйственно-промышленного комплекса, социальной сферы от влияющих на них факторов, определяемое на основании выявления тенденций развития экономики и общественного самочувствия населения для последующего принятия мер по СЭР региона.
Процесс обеспечения СЭБР можно представить следующими этапами (табл. 3)
Таблица 3 – Этапы обеспечения СЭБР
Этапы |
Действия, проводимые на этапах исследования СЭБР по хозяйственно-промышленной и социальной сферам, органам управления |
Организационно-аналитический |
Анализ региональных угроз, разработка индикаторов и пороговых значений СЭР региона |
Информационный |
Система постоянного мониторингового исследования отраслей экономики, сфер жизни, уровней развития МО региона в виде статистических исследований и опросов различных категорий населения |
Концептуально-программный |
Комплексная программа обеспечения СЭБР в виде стратегии СЭБР с учетом присущих каждому региону задач с совершенствованием нормативно-правовой и институциональной баз. |
Сложность в обеспечении СЭБР объясняется следующими институциональными, методологическими и информационными причинами:
1) Отсутствует региональный антикризисный орган – Совет безопасности, зона ответственности которого – формирование стратегии СЭБР без противоречия с федеральным центром и контроль за реализацией (по примеру Нижегородской области, Чеченской республики);
2) Отсутствует система индикаторов и пороговых значений СЭБР для выявления и своевременного снижения кризисного положения;
3) Отсутствуют статистические данные по необходимым индикаторам (доля нелегальных мигрантов в численности занятого населения, совокупный повозрастной коэффициент смертности в трудоспособных возрастах, на 1000 чел.).
В целом оптимальный уровень СЭБР будет обеспечен в случае социальной, экономической и бюджетной эффективности в регионе и учета интересов бизнеса, населения и МО.
Библиографический список
- Воробьева И.П. Устойчивость экономики и проблемы ее обеспечения в современной России // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2012. № 1. С. 17-25.
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации” [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения 12.04.17)
- Коловангина Е.В. Социально-экономическая безопасность регионов в условиях инновационного развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. экон. наук / Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. Санкт-Петербург, 2007. – 18 с.
- Казанин И.Ю. Исследование социально-экономической безопасности Ростовской области, когнитивное моделирование стратегии развития // Известия ЮФУ. Технические науки. 2009. № 3 (92). С. 12-16.
- Чичканов В.П., Беляевская-Плотник Л.А. Анализ подходов к оценке региональных процессов формирования социально-экономической безопасности // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 3. С. 654-669.
- Число бедных в России за 2016 год выросло на 300 тыс. человек и приблизилось к 20 млн [Электронный ресурс] // URL: https://www.newsru.com/finance/06apr2017/rupoverty.html (дата обращения: 12.04.17).
Количество просмотров публикации: Please wait