Адаптация в первом классе – особенный и очень сложный период в жизни ребенка. Особое значение этот период имеет для детей с нарушениями зрения. Исследованиями в области тифлопсихологии и тифлопедагогики детей с нарушениями зрения занимались А.Г. Литвак, В.З. Денискина, В.П. Жохов, В.П. Ермаков и т.д. Некоторые аспекты развития личности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также проблемы адаптации к школе детей с нарушениями зрения активно обсуждаются в специальной литературе в последние 5 лет [1, 3,4, 5].
В связи с актуальностью заявленной проблемы, целью нашего исследования стало изучение особенностей адаптации младших школьников с нарушениями зрения к условиям образовательной среды в сравнении с младшими школьниками, имеющими нормальное психическое развитие(НПР).
Для достижения поставленной цели нами использовались методики: опросник для учителя Л.М. Ковалевой, методика изучения учебной мотивации М. Р. Гинзбурга, проективная методика для диагностики школьной тревожности Е. Амен в адаптации А.М. Прихожан, методика «Лесенка» В.Г. Щур, социометрия.
Исследование было проведено с младшими школьниками в количестве 60 человек, их учителями.
В ходе проведения эксперимента нами были получены следующие результаты.
Данные по методике М.Р. Гинзбурга показывают, что большинство первоклассников с нарушениями зрения (52%) имеют сниженный или низкий (26%) уровни мотивации, преобладание оценочных мотивов с присутствием позиционного и игрового (внешнего) мотивов.
Только 22% первоклассников с нарушениями зрения имеют нормальный уровень мотивации.
Никто из первоклассников с нарушением зрения не показал высокий уровень учебной мотивации.
Большинство первоклассников с нормальным психическим развитием ( 60%) имеют нормальный уровень учебной мотивации.
Высокий уровень учебной мотивации обнаружен у 28% первоклассников с нормальным психическим развитием.
Только 12% первоклассников с нормальным психическим развитием имеют сниженный уровень учебной мотивации. Никто из первоклассников с нормальным психическим развитием не показал низкий уровень учебной мотивации.
Таким образом, уровень учебной мотивации первоклассников с нарушениями зрения ниже, чем у их сверстников с нормальным психическим развитием.
Таблица 1. Уровни учебной мотивации младших школьников по методике М.Р. Гинзбурга
Уровень учебной мотивации |
Дети с нарушением зрения |
Дети с НПР |
Высокий |
0 |
28 |
Нормальный |
22 |
60 |
Сниженный |
52 |
12 |
Низкий |
26 |
0 |
На следующем этапе эксперимента мы исследовали особенности школьной тревожности у младших школьников исследуемых групп.
Данные, полученные в ходе эксперимента показали, что 56% детей с нарушениями зрения имеют высокий уровень школьной тревожности. Они описывают эмоции людей на картинках такими словами как «грустит», «плачет», «печалиться» и т.д.
Средний уровень школьной тревожности наблюдается у 8% первоклассников с нарушениями зрения. 36% детей с нарушениями зрения имеют низкий уровень тревожности.
У младших школьников с нормальным психическим развитием наблюдается примерно одинаковое процентное соотношение среднего и низкого уровня тревожности (44% и 40%).
У 12% первоклассников с нормальным психическим развитием наблюдается высокий уровень школьной тревожности.
Таким образом, уровень школьной тревожности у младших школьников с нарушениями зрения выше чем у детей с нормальным психическим развитием (таблица 2).
Таблица 2. Уровни школьной тревожности младших школьников по методике А.М. Прихожан
Уровень школьной тревожности |
Дети с нарушением зрения |
Дети с НПР |
Высокий уровень |
56 |
12 |
Средний уровень |
8 |
44 |
Низкий уровень |
36 |
40 |
Результаты изучения самооценки младших школьников по методике В.Г. Щур показали, что 56% первоклассников с нарушением зрения имеют завышенную самооценку. 14% детей с нарушениями зрения имеют адекватную самооценку, 30% первоклассников с нарушениями зрения имеют заниженную самооценку.
Большинство младших школьников с нормальным психическим развитием (59%) имеют адекватную самооценку. Значительно меньшее количество первоклассников с нормальным психическим развитием имеют завышенную самооценку (22% детей) или заниженную самооценку (19%).
Таким образом, среди первоклассников с нарушениями зрения преобладает завышенная и заниженная самооценка. А у младших школьников с нормальным психическим развитием преобладает адекватная самооценка и примерно на одинаковом уровне завышенная и заниженная.
Таблица 3. Особенности самооценки младших школьников по методике «Лесенка» В.Г.Щур
Уровень самооценки |
Дети с нарушением зрения |
Дети с НПР |
Завышенная |
56 |
22 |
Адекватная |
14 |
59 |
Заниженная |
30 |
19 |
Результаты исследования социометрического статуса младших школьников по методике Дж. Морено показали, что в зоне звезд в группе детей с нарушениями зрения находится 36%. В зоне предпочитаемых – 24%, в зоне пренебрегаемых- 16%. В зоне изолированных среди младших школьников с нарушениями зрения находится 24%.
Среди младших школьников с нормальным психическим развитием в зоне звезд находится 27%. В зоне предпочитаемых- 30%, пренебрегаемых- 37%, изолированных- 6%.
Таким образом, коллектив детей, имеющих нормальное психическое развитие является наиболее сплоченным по сравнению со сверстниками, имеющими нарушения зрения.
Рисунок 1. Результаты изучения коллективных межличностных связей младших школьников по методике «Социометрия».
Таблица 4. Особенности коллективных межличностных связей младших школьников по методике «Социометрия»
Уровень самооценки | Дети с нарушениями зрения | Дети с НПР |
Зона «Звезд» | 36 | 27 |
Зона предпочитаемых | 24 | 30 |
Зона пренебрегаемых | 16 | 37 |
Зона изолированных | 24 | 6 |
На последнем этапе экспериментального исследования мы изучали показатели адаптации младших школьников с помощью метода экспертной оценки. С этой целью педагогам начальной школы был предложен опросник Ковалевой Л.М.
Данные по методике Л.М. Ковалевой показали, что 28% детей с нарушениями зрения имеют серьезную степень дезадаптации ( от 30 до 40 %). Эти дети часто грызут ручку или ногти, совершают много ошибок при списывании, требуют постоянного контроля со стороны учителя.
Среднюю степень дезадаптации обнаружили 40% первоклассников с нарушениями зрения (15-30%). Только 12% первоклассников с нарушениями зрения имеют показатель до 14% ,что не дает возможность говорить о каком-либо неблагополучии.
Большинство младших школьников с нормальным психическим развитием (60%) имеют среднюю степень дезадаптации. 20% первоклассников с нормальным психическим развитием имеют показатель до 14%. Только 12% первоклассников с нормальным психическим развитием имеют серьезную степень дезадаптации.
Таким образом, уровень дезадаптации к образовательному учреждению у первоклассников с нарушениями зрения выше, чем у их сверстников с нормальным психическим развитием.
Рисунок 2. Результаты изучения особенностей адаптации к школе первоклассников по методике Ковалевой Л. М.
Экспериментальное исследование адаптации к школе первоклассников с нарушениями зрения и с нормальным психическим развитием показало, что уровень адаптации к образовательному учреждению у первоклассников с нарушениями зрения ниже, чем у их сверстников с нормальным психическим развитием.
Специальная коррекционная работа будет способствовать оптимизации основных показателей адаптации у младших школьников с нарушениями зрения, профилактике возможной дезадаптации.
Библиографический список
- Адаптация детей с ограниченными возможностями// Под ред. Безух С.М., Лебедева С.С., Завражин С.А., Фортова Л.К. М., 2005.
- Денискина, В.З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Дефектология. 2012. № 6. С. 17-24.
- Карпушкина Н.В., Агафонова А.Б. К проблеме акцентуаций характера подростков с нарушениями зрения// Сб. Современные тенденции развития фундаментальной и прикладной психологии.- Уфа: НОО «Профессиональная наука», 2016. 72 с. С. 30-36.
- Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 5-2. С.81-85.
- Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12-8. С. 1526- 1528.
- Максютова Р. Д. Как помочь ребенку с нарушениями зрения включиться в учебную деятельность. / Институт коррекционной педагогики РАО, Москва // Дефектология. - 1998. – №3. – С. 44-48