АНАЛИЗ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ МЕТАЛЛОСБЫТОВОЙ КОМПАНИИ

Лебедева Татьяна Евгеньевна1, Цапина Татьяна Николаевна2
1ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), кандидат педагогических наук, доцент
2ФГБОУ ВО Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация
В статье рассмотрен опыт металлосбытовой компании и предложены рекомендации по совершенствованию управления ее материальными ресурсами, состоящие в разработке системы с фиксированной нормой запасов - применении АВС – анализа, в усовершенствовании поиска альтернативных поставщиков, которые позволят компании более тщательно изучать спрос и предложение на рынке металла, а значит стать более конкурентоспособной и устойчивой.

Ключевые слова: АВС-анализ, материальные ресурсы, металлосбытовая компания, управление


ANALYSIS AND PROPOSALS FOR THE MANAGEMENT OF MATERIAL RESOURCES OF THE METAL-SALES COMPANY

Lebedeva Tatiana Evgenievna1, Tsapina Tatiana Nikolaevna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Minin University), Candidate of Pedagogical Sciences, associate Professor
2Nizhny Novgorod University of Architecture and Civil Engineering, Candidate of Ecnomic Sciences, associate Professor

Abstract
The article describes the experience metal distribution company and offered recommendations for improving the management of its material resources, consisting in the development of systems with a fixed rate of reserves - the use of the ABC - analysis, to improve the search for alternative suppliers, which will allow the company more carefully study the supply and demand for the metal market, and It is to become more competitive and sustainable.

Keywords: Management, material resources, metal distribution company ABC - analysis.


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Лебедева Т.Е., Цапина Т.Н. Анализ и предложения по управлению материальными ресурсами металлосбытовой компании // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/04/79698 (дата обращения: 13.03.2024).

Совершим небольшой экскурс в историю компании. В апреле 1997 года группа руководителей крупных металлоторговых компаний из различных регионов России ознакомилась с деятельностью Германского Союза сталеторговцев (BDS) и его членов – ведущих торговцев сталью Германии. Перед возвращением домой участники поездки за «круглым столом» обсудили германский опыт, а также российские проблемы в сфере металлоторговли и пришли к выводу о необходимости появления аналогичной общественной некоммерческой организации в России. Декларация с предложением о создании Российской ассоциации металлоторговцев была предложена на рассмотрение широкого круга участников внутрироссийского рынка черных и цветных металлов. 11 июня 1997 года в Москве состоялся учредительный Конгресс, в котором приняли участие 27 организаций из различных регионов России. Было определено, что Ассоциация будет работать в сфере следующих товарных рынков: прокат черных металлов, трубы, металлоизделия, сырье и прокат цветных металлов, лом и отходы черных и цветных металлов и избран Совет Ассоциации. В короткое время после Конгресса Совет ассоциации разработал и принял основополагающие документы, регламентирующие деятельность Ассоциации – “Кодекс чести металлоторговца”, который принимают все ее члены при вступлении и “Порядок приема и членства в Ассоциации”. Эти документы с самого начала деятельности организации были направлены на сохранение “чистоты рядов”.

За период с 1997 по 2005 годы значительно выросло число участников Ассоциации и превысило 120 компаний-членов. Существенно изменилась и их сфера деятельности: более половины членов РАМТ занимаются производством и переработкой металлопроката, труб и метизов. Благодаря участию в организованных и проведенных за эти годы многочисленных мероприятиях в различных городах России и за рубежом многие из членов Ассоциации стали активно сотрудничать друг с другом, создавать альянсы и объединения.

Сферами деятельности рассматриваемого предприятия является оптовая и розничная торговля металлопрокатом и строительными и отделочными материалами со складов в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Производство плетеной металлической сетки. Предоставление услуг: резка и сварка металла, доставка, прокат сортовой рядовых и конструкционных марок, листовой рядовых и конструкционных марок. Трубы стальные электросварные, стальные профильные, стальные бесшовные. Оцинковка, проволока, сетки, метизы, пластиковые трубы, строительные и отделочные материалы.

Ассортиментный ряд поставляемой организацией продукции насчитывает более 4000 наименований. Это является одним из преимуществ компании. Клиент может купить весь необходимый ему металл, сэкономив, таким образом, время и деньги на поиске металла у разных поставщиков. Ассортимент предприятия представлен: трубная продукция, листовой прокат, рядовой (сортовой) прокат, метизные изделия, конструкционные и специальные стали, нержавеющие стали, цветные металлы.

В зависимости от потребителей номенклатурный ряд постоянно расширяется. Причем клиент может получить продукцию от одного килограмма (в розничном магазине организации) до нескольких вагонов (с завода-производителя или с металлобазы компании) [3,5].

Кроме широкого ассортимента компании предлагает широкий спектр дополнительных услуг:

Быстрая отгрузка. Компания может отгрузить любой заказ в течении 30 минут, благодаря формированию предварительных заказов клиентов. Обратившись к менеджерам по продажам по телефону, потребитель может сделать заказ, подробно описав каждую товарную тпозицию и договориться о дате и времени отгрузки.

Доставка. В случае если клиент не имеет возможности самостоятельно приехать за грузом, компания готова осуществить доставку металла в любой регион России. Заказать услуги по доставки товара транспортом компании можно по телефону, обратившись к менеджеру отдела продаж.

Хранение металла.  Если клиент не готов забрать продукцию, то компания готова предложить ответственное хранение металла на своем складе.

Обработка металла. Предприятие оборудовано гильотиной установкой, которая позволяет нарубить листовой металл клиентам в необходимых размерах. Имеются установки СПР – 12 и станок ГД – 162 – 01, позволяющие получать арматуру длиной 11,7 м. из бухт. Кроме того, осуществляются сварочные работы любой сложности по заказам клиентов.

Прямые поставки от производителей. Постоянные клиенты крупные промышленные предприятия, строительные организации.

При анализе обеспеченности материальными ресурсами в компании будут рассмотрены следующие вопросы:

  1. Соответствие фактической обеспеченности товарными запасами плановой.
  2. Степень обеспеченности потребности в материальных ресурсах.
  3. Организация материально- технического снабжения.

Анализ обеспеченности материальными ресурсами необходимо начать с планирования материально – технического снабжения. Планированию в компании отводится особое место и контролируется генеральным директором компании. Планирование в компании бывает двух видов:

  1. Годовое – начальниками службы снабжения планируется годовой заказ металла (в тн.) и общая стоимость закупки (тыс. руб.) по группам в направлениях.
  2. Месячное — начальниками службы снабжения планируется месячный заказ металла (в тн), общая стоимость закупаемой продукции (тыс.руб) и оплата поставщикам за поставленный металл.

Для изучения результатов соответствия плановых показателей и реальных, в конце каждого месяца заместителем генерального директора по закупкам предоставляется отчет генеральному директору. Данный отчет позволяет установить отклонение от плановых показателей и выявить причины.

Основными причинами являются следующие:

  1. Изменение графиков проката металла на заводах-изготовителях;
  2. Снятие поставщиками заказав на поставку металлопродукцию по техническим причинам;
  3. Изменение цен на заказанный металл;
  4. Плохое качество поставленного металла;
  5. Недостача поставленной продукции.

Потребность в продукции определяется отделом сбыта. При определении­ потребности (на месяц в тн.) анализируются следующие показатели:

  1. Остаток товара на складах (тн);
  2. Среднемесячная реализация в тн по каждому виду продукции;
  3. Сверхнормативная потребность в тн, подтвержденная документально.

Материальные ресурсы в компании можно разделить на 4 группы:

- постоянно потребляемые в значительных количествах (основные виды продукции, запас которых постоянно находится на складах);

- материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится один раз в планируемый период и приурочена к определённому месяцу этого периода (позиции номенклатуры, запас которых пополняется по мере необходимости);

- полученные от поставщиков, среднемесячный расход которых меньше заказной нормы (неликвидные позиции);

- получаемые со сбытовых или снабженческих баз (перекупные позиции непосредственно под клиента, отгружаемые сразу после поступления на склад или отправляемые напрямую к клиенту).

Уровень обеспеченности предприятия материальными ресурсами определяется сравнением фактического количества закупленной продукции с плановой потребностью и ее можно определить с помощью следующих показателей:

  1. Коэффициент обеспеченности по плану (Коб.пл.) это отношение суммы по заключенным договорам (тыс. руб.) к плановой потребности (тыс. руб.)
  2. Коэффициент обеспеченности фактически (Коб.ф) это отношение стоимости фактически поставленных материальных ресурсов (тыс.руб.) к плановой потребности (тыс. руб) [1,2]

Определим обеспеченность арматурой кл. A3 и электросварочными трубами в апреле месяце 2016 года (табл. 1).

Таблица 1- Обеспеченность арматурой и трубами в апреле месяце 2016 г.

Вид продукта Плановая потребность(тыс.руб.) Сумма по заключенным договорам (тыс.руб) Стоимость фактически поставленных материальных ресурсов

(тыс.руб.)

Арматура кл.А3 29750 29750 24500
Трубы эл/св 3120 3120 1560

Рассчитаем коэффициенты обеспеченности:

Коб.пл. арм = 29750 тыс. руб / 29750 тыс. руб.= 1

К об. ф.арм = 24500 тыс. руб / 29750 тыс. руб. = 0,82

К об. пл. труб = 3120 тыс. руб./ 3120 тыс. руб. = 1

К об. ф.труб = 1560гыс. руб. / 3120 тыс. руб. = 0,5

Это означает, что в апреле месяце потребность в арматуре была удовлетворена на 82%, в трубах — на 50%. Причина недопоставки арматуры – перенос проката арматуры 10мм в количестве 210 тн. на май месяц, а тыс. руб. – увеличение цен на эл/св трубы и изменение цен поставщиками.

Пристальное внимание при анализе материального обеспечения необходимо уделить состоянию складских запасов продукции предприятия. Для этого необходимо рассчитать размеры текущего, страхового, транспортного и технологического запасов (табл. 2 ):[4]

Таблица 2 – Среднесуточная потребность и интервал поставки продукции

Вид продукции

Р сут (тыс. руб) И пл ( дн)
арматура кл. A3 3900 5
трубы эл/св 1451 10

1.Текущий запас предназначен для обеспечения материальными ресурсами между двумя поставками:

ТЗ = Р сут* И пл                                                                (1)

где Р сут—среднесуточная потребность (тыс. руб) И пл — интервал поставки

2.Страховой запас определяется в размере 50% от текущего запаса.

СЗ =1/2 Р сут* И пл                                                         (2)

3.Транспортный запас создается из-за возможных нарушений со стороны транспортных организаций. Он принимается в размере 10% от текущего запаса.

ТрЗ=10%ТЗ                                                                       (3)

4.Технологический запас определяется как произведение суммарной величины запасов на коэффициент технологичности.

ТехЗ = ( ТЗ+СЗ+ТрЗ)*К тех                                            (4)

Общий объем поставки равен сумме всех запасов ( ПЗ общ).

Расчет запасов:

Используется формула 1:

ТЗ арм = 3900 тыс. руб.*5 да = 19500 тыс. руб.

ТЗ труб = 145 тыс. руб.* 10 дн = 1450 тыс. руб.

Используется формула 2:

СЗ арм. = ½ * 19500 тыс. руб .= 9750 тыс. руб.

СЗ труб = ½ * 1450 тыс. руб. = 725 тыс. руб.

Используется формула 3:

ТрЗ арм = 0,1* 19500тыс. руб. = 1950 тыс. руб.

ТрЗ труб = 0,1*1450 тыс. руб = 145 тыс. руб.

Используется формула 4:

ТехЗ арм = ( 19500+9750-1950) * 0,03 = 936 тыс. руб

ТехЗ труб = ( 1450+725+145)*0,03 = 69,6 тыс. руб.

ПЗ общ. = ТЗ + СЗ + ТехЗ + ТрЗ                             (5)

ПЗ общ арм = 19500+9750+1950+936=32136 тыс. руб

ПЗ общ труб = 1450+725+145+69,6= 2389,6 тыс. руб.

Организация материально-технического снабжения в компании представлена системой «снабсклад». Она состоит из отдельных снабженческих подразделений, специализированных по отдельным направления металлопроката. Каждый из «снабскладов» полностью автономен и выполняет все снабженческие функции по своему направлению. Вся номенклатура металлопроката подразделяется на направления: сортовой прокат, трубный прокат, метизная продукция, листовой прокат, качественный прокат, цветные металлы. Начальники службы снабжения ведут по два направления:

  1. Начальник сортового и трубного проката
  2. Начальник листового проката и метизной продукции
  3. Начальник качественного и цветного проката.

Металлопродуция поступает на соответствующие склады металлобазы. Каждый склад функционирует отдельно во главе с начальником. Начальник принимает металл при поступлении от поставщиков, проверяя тоннаж и качество продукции. За каждым направлением также закреплен свой бухгалтер на металлобазе, который принимает металл и выписывает документы на отгрузке клиенту. Все звенья активно взаимодействуют друг с другом.

Одним из важных вопросов в управление материальными ресурсами является управление запасами. При управлении запасами важно знать спрос на поставляемую продукцию. С этой целью в компании изучается вторичный рынок металла. Ведутся переговоры с потенциальными клиентами на металл, анализируются программы правительства (например, программа «Доступное жилье» позволяет сделать прогноз, что примерно 5-10 Лет спрос на рынке арматурного проката будет увеличиваться).

Исходя из прогнозирования и аналитических данных можно спланировать потребность в материальных ресурсах, необходимую для удовлетворения спроса на рынке металла.

Правильный подход к поставщикам является одним из инструментов в управлении материальными ресурсами. В компании проводится ряд мероприятий, направленных на сближение и укрепление партнерских отношений с основными поставщиками. Это способствует установлению доверительных отношений между компаниями, что положительно влияет на предоставление скидок, цен и дополнительных объемов на продукцию, и на условия оплаты. Такими мероприятиями являются:

1. Поездки к поставщикам;

2. Поздравление руководителей и ведущих менеджеров компаний;

3. Приглашение поставщиков;

4. Посещение выставок и знакомство с новыми потенциальными поставщиками. Предприятием используется система управления запасами с фиксированным размером заказа.

На некоторых заводах — поставщиках компания имеет квоты (в тн.), которые фиксируются в начале года и должны выбираться каждый месяц не зависимо от потребности. Такая система имеет как положительные. Так и отрицательные стороны. К положительным относится – получение дополнительных объемов по оптимальным ценам в месяцы повышенного спроса на металл, к отрицательным — создание запаса на складах­ в месяцы наименьшего спроса.

Таким образом, управление материальными ресурсами на предприятии поставлено на высокий уровень.

В ходе исследования были предложены несколько мероприятий для повышения эффективности управления материальными ресурсами:

- Создание аналитического отдела;

- Внедрение системы АВС-анализа;

- Усовершенствование процесса поиска альтернативных поставщиков.

Рассмотрим оценку эффективности внедрения аналитического отдела.

Расчет экономической эффективности создания аналитического отдела на предприятии сведен в табл. 3.

Таблица 3 – Показатели экономической эффективности создания аналитического отдела на предприятии

Показатели Единица измерения Значение показателя
Затраты на организацию аналитического отдела руб. 503600
В том числе:

-единовременные

-годовые текущие

 

руб.

руб.

 

52400

451200

Планируемое увеличение выручки в 2017 году млн.руб. 10803
Экономический эффект на 1 руб. затрат на организацию отдела руб. 21451,55

Таким образом можно сделать вывод, что на каждый рубль дополнительных затрат, связанных с организацией аналитического отдела на предприятии, будет приходиться 21451,55 рубля товарооборота. Полученный показатель достаточно высок, что говорит об эффективности внедрения данного предложения.

Внедрение предложенных путей совершенствования процесса повышения эффективности управления материальными ресурсами предприятия позволит выбрать тактическую и стратегическую политику развития предприятия.


Библиографический список
  1. Вакуленко Р.Я., Егоров Е.Е., Проскуликова Л.Н. Исследование эффективности деятельности предприятия // Вестник Мининского университета. 2015. № 4 (12). С. 3.
  2. Lebedeva T.E., Akhmetshin E.M., Dzagoyeva M.R., Kobersy I.S., Ikoev S.K. Corporate governance issues and control in conditions of unstable capital risk // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № S1. С. 25-32.
  3. Lebedeva T., Egorov E., Tsapina T., Fokina T., Vasilyeva T. Intellectual provision of the innovative entrepreneurship development //Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 5 S3. С. 303-310.
  4. Крупица В.В., Егоров Е.Е. Экономический анализ и оценка системы управления персоналом организации учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.18 – Профессиональное обучение (экономика и управление) / Крупица В. В., Егоров Е. Е. ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Волжский гос. инженерно – пед. ун-т”. Нижний Новгород, 2007.
  5. Цапина Т.Н., Панин Д.Н. Сущность и классификация инструментов повышения конкурентоспособности предприятия В сборнике: Экономика и менеджмент: актуальные вопросы теории и практики Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов, посвященной 20-летию экономического образования в ННГАСУ. 2015. С. 240-244.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Лебедева Татьяна Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация