ВОПРОСЫ БЕЗБАРЬЕРНОЙ ДИДАКТИКИ В ИНКЛЮЗИВНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

Медведева Елена Юрьевна1, Ольхина Елена Александровна2
1Нижегородский государственный педагогическим университет им. К. Минина, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии
2Нижегородский государственный педагогическим университет им. К. Минина, кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии

Аннотация
В статье актуализируются вопросы инклюзивного высшего образования. Определяется необходимость разработки и внедрения безбарьерной дидактики в образовательные организации инклюзивного высшего образования, где обучаются лица с ОВЗ и инвалидностью. Выделены критерии готовности к реализации безбарьерной дидактики в практике высшей школы. Даны практические рекомендации научно-педагогическим работникам по работе с незрячими и невидящими студентами.

Ключевые слова: безбарьерная дидактика, инклюзивное высшее образование, лица с сенсорной депривацией


BARRIER-FREE ISSUES IN THE INCLUSIVE HIGHER EDUCATION DIDACTICS

Medvedeva Elena Yurevna1, Olkhina Elena Aleksandrovna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, candidate of psychological sciences, senior lecturer of Faculty of special Pedagogics and psychology
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, candidate of psychological sciences, senior lecturer of Faculty of special Pedagogics and psychology

Abstract
Article updated issues of inclusive higher education. Identifies the need for barrier-free design and implementation in inclusive education Didactics of higher education, where trained persons with HIA and disability. Allocated to the realization of a barrier-free readiness criteria didactics in practice high school. Practical recommendations are given scientific-pedagogical employees for work with the blind and blind students.

Keywords: barrier-free, inclusive higher education didactics, persons with sensory deprivation


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Медведева Е.Ю., Ольхина Е.А. Вопросы безбарьерной дидактики в инклюзивном высшем образовании // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/80226 (дата обращения: 20.04.2024).

Руководствуясь принципом преемственности и изменениями в сфере Российского законодательства, высшая школа активно внедряет практику инклюзивного образования. Курс на инклюзию всесторонне поддерживается государством и реализует важнейший общественный запрос со стороны заказчиков образовательных услуг. Об этом свидетельствует ежегодно возрастающая потребность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов как специальных (коррекционных), так и общеобразовательных школ в получении высшего образования. Это подтверждают и данные Росгосстата, констатирующие, что в 2011 году доля инвалидов с высшим образованием составила 14,6%, а в   2015 году уже 26,4% [1].

Среди студенчества значительный процент составляют лица с сенсорной депривацией, опыт обучения которых в вузах нашей страны начинается уже с 30-х годов XX века. Традиционно высшее образование для этой категории граждан рассматривается как важнейшее условие их успешной социализации. Российскими вузами накоплен достаточный опыт инклюзивной практики, но чаще всего он носит локальный характер. В настоящее время предпринимаются значительные усилия для создания единой системы инклюзивного высшего образования, отвечающей последним достижениям науки и практики.

В законе об образовании установлено, что для организации инклюзивного высшего образования (ИВО) нужно создать специальные условия, под которыми понимаются «использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ» [2].

Для функционирования ИВО существует достаточная нормативно-правовая база на уровне федеральных законов, правительственных постановлений и министерских рекомендаций. В нормативных документах четко определены кадровые, материально-технические, информационно-аналитические и пр. условия реализации инклюзивной практики в вузе [3]. Обеспечиваются финансовые предпосылки создания безбарьерной доступной среды в образовательных организациях, в том числе за счет реализации государственной программы «Доступная среда» [4]. Проводятся развернутые экспериментальные научные исследования по вопросам получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью [5]. Однако практические аспекты организации учебного процесса, вопросы проведения занятий и методики преподавания различных предметов студентам с сенсорной депривацией изучены недостаточно и ведется с разных позиций. Чрезвычайная сложность и многообразие понимания термина безбарьерная дидактика привело к тому, что на сегодняшний день в науке, отсутствует его вполне однозначное толкование и определение.

Опираясь на общепринятое понятие дидактики, мы определяем безбарьерную дидактику как теоретические основы обучения и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. В своем понимании безбарьерной дидактики мы исходим из традиционного представления в дефектологической науке о том, что для эффективного обучения этой категории студентов нужна грамотная и адекватная организация совместной деятельности преподавателя и обучающихся. С учетом того, что доля самостоятельной работы и дистанционного образования неуклонно возрастает реализация принципов безбарьерной дидактики представляется нам особенно актуальной. Следует подчеркнуть, что термин специальная дидактика достаточно прочно вошел в дефектологическую науку и практику. Подробно описаны ее принципы, подходы, технологии реализации в системе дошкольного и школьного образования. Применительно к инклюзивному высшему образованию данные вопросы изучены недостаточно и нуждается в детализации с учетом современных реалий. В отношении системы инклюзивного высшего образования мы считаем целесообразным применять термин безбарьерная дидактика, который представляется нам более корректным и емким. Опираясь на международный опыт в трактовке этого понятия, необходимо привести в качестве примера опыт Германии. В 2009 году Ассоциация высших школ Германии выпустила рекомендации «Единая высшая школа для всех» по созданию безбарьерной среды. Эти положения основываются на принципах создания выравнивающих условий в вузах и разработки основ безбарьерной дидактики.

В нашей стране уже накоплен достаточный опыт в этом направлении по обучению студентов с сенсорной депривацией. Его достижения и теоретико-методические разработки в области специальной педагогики позволяют выделить базовые положения безбарьерной дидактики. С практической точки зрения эти позиции существенно облегчат повседневный труд преподавателей высшей школы и создадут благоприятные условия для овладения образовательной программой лицами с сенсорной депривацией. Каждый педагог вуза должен обладать теоретическими знаниями и практическими умениями в области безбарьерной дидактики. Опираясь на это утверждение, определим наиболее значимые критерии его готовности к реализации безбарьерной дидактики:

Преподаватель должен знать:

-                     понятие, принципы и технологии безбарьерной дидактики;

-                     клинико-психолого-педагогические особенности лиц с сенсорными нарушениями;

-                     особые образовательные потребности лиц с сенсорной патологией;

-                     статус конкретного обучающегося с ОВЗ и его особые образовательные потребности;

-                     эффективные приемы и методы обучения конкретного студента с сенсорной депривацией;

-                     требования к организации учебного процесса лиц с сенсорной депривацией;

Преподаватель должен уметь:

-                     рационально организовать учебный процесс;

-                     учитывать особые образовательные потребности студентов с нарушениями слуха и нарушениями зрения;

-                     создать на занятии комфортную психологически благоприятную обстановку;

Преподаватель должен владеть:

-                     технологиями безбарьерной дидактики;

-                     способами эффективного взаимодействия со студентами, имеющими сенсорную депривацию.

В психолого-педагогической литературе достаточно подробно описаны рекомендации по работе с незрячими и невидящими студентами. Однако чаще всего они не систематизированы и требуют детализации за счет расширения описания всех нозологических групп с учетом специфики видов учебной деятельности. Остается ряд дискуссионных проблем, касающихся вопросов использования в практике преподавания и знания преподавателем жестового языка, дактиля, шрифта Брайля и т.п.

Установлено, что в условиях сенсорной патологии процесс восприятия и переработки информации протекает более замедленно нежели в норме. Учитывая эту особенность, преподаватель должен рационально рассчитывать учебное время и предоставлять обучающимся с сенсорной депривацией больше времени для выполнения задания. Достаточно высокая утомляемость этих студентов требует от педагога соблюдения допустимых непрерывных зрительных, тактильных и слуховых нагрузок и обеспечения возможности смены видов деятельности. Для эффективного усвоения информации студентам с сенсорной депривацией требуются неоднократные повторения, четкость формулировок, что вызывает необходимость разумной переработки учебного материала со стороны преподавателя.

Для студентов с нарушениями зрения при демонстрации презентаций, пособий, наглядных материалов важно соблюдать четкость, размер, контрастность и цветовую гамму изображения, избегая при этом перегруженности деталями фона. При лекционной форме занятий слабовидящим и незрячим студентам следует разрешить использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования. Для студентов с нарушениями слуха целесообразно продумывать работу с профессиональными терминами, сложными понятиями, которые необходимо дублировать записями на доске. Восприятие учебного материала облегчает использование грамотно подобранного наглядного материала.

Особые требования предъявляются к речи педагога. Она должна быть содержательной, точной, логичной; лексически, фонетически, грамматически, орфоэпически правильной; эмоционально насыщенной, богато интонированной, неторопливой, достаточно громкой; с хорошей дикцией, с соблюдением правил речевого этикета. Важно также умело использовать и невербальные средства общения (жесты, мимика, пантомимические движения). Если в аудитории присутствует студент с нарушениями зрения, то во время проведения занятий следует представлять всех собеседников, а также вновь вошедших в помещение. При общении с группой, где есть слабовидящие и незрячие студенты нужно каждый раз называть того, к кому обращается педагог или сокурсник.  Важно помнить, что при работе со студентом с нарушениями слуха говорящий должен перед началом диалога привлечь его внимание и во время беседы стоять к нему лицом.

Безусловно выше перечисленные рекомендации, охватывают далеко не полный их перечень. Более детальную информацию по данному вопросу можно найти на  портале Учебно-методического центра высшего профессионального образования студентов с ОВЗ и инвалидностью [6], где собраны позитивные практики и справочно-методические материалы по сопровождению студентов с ОВЗ и инвалидностью в высшей школе.

Таким образом, не смотря на живой интерес науки и практики к проблеме реализации безбарьерной дидактики в вузе, требуются значительные усилия специалистов по систематизации и обобщению локального позитивного опыта работы со студентами с сенсорной депривацией. Необходимо создать единую основу для ее внедрения в практику с учетом специфики образовательных программ. Принципы безбарьерной дидактики должны быть понятны, общеизвестны и доступны для практического использования научно-педагогическими работниками высшей школы.


Библиографический список
  1. Официальный сайт федеральной службы государственной статистики. Доступно по адресу:  http://www.gks.ru/
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) / «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
  3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса : утверждены Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05
  4. Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Доступная среда” на 2011 – 2020 годы”
  5. Медведева Е. Ю., Ольхина Е. А. Оценка образовательных запросов  взрослых с ОВЗ и инвалидностью // Проблемы современной науки и образования. М. : 2016. №37 (79). С. 92-95.
  6. Учебно-методический центр высшего профессионального образования студентов с инвалидностью и ОВЗ. Доступно по адресу: http://umcvpo.ru/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Медведева Елена Юрьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация