Каждый из нас сам выбирает свой жизненный путь и строит сам себя, мы сами выстраиваем свои отношения с другими людьми, наконец, мы совершаем и исправляем ошибки.
Одним из главных составляющих человека являются самооценка личности, темперамент и ценности, которые во многом определяют, каких жизненных позиций человек придерживается, так же уровень его притязаний и всю систему оценок. Самооценка влияет не только на жизнедеятельность человека, но и на стиль его поведения. Таким образом, самооценка во многом определяет направленность развития какого-либо субъекта и его динамику развития. Наше исследование направлено на установление связи типа темперамента с уровнем самооценки студентов вуза.
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. В любом типе темперамента можно сформировать у человека качества, которые несвойственны какому-либо темпераменту.
Темперамент – это совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его психологических процессов: в эмоциональном тонусе его жизнедеятельности, в быстроте и силе его реакции.
Темперамент – это проявления в психике человека врожденного типа нервной деятельности. Исходя из этого, можно сказать, что к свойствам темперамента относят, прежде всего, врожденные и индивидуально-своеобразные свойства человека, определяющие силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.
Темперамент человека исследовали многие ученые (Э. Кречмер и У. Шелдон, В.Д. Небылицин, И.П. Павлов, В.М. Русалов, Б.М. Теплов и другие).
Уже в давние времена Гиппократ сформулировал гуморальную теорию о происхождении темперамента и установил, что люди различаются соотношением 4 основных «соков организма» – флегмы, крови, черной желчи и желтой желчи, которые входят в его состав и преобладание одной из них определяет, какой темперамент будет у человека. Названия каждого из темпераментов по названию жидкостей, сохранились до наших времен [5].
Ученый В.Д. Небылицин к темпераменту относил общую психическую активность, эмоциональность и моторику [1].
Академик И. П. Павлов, изучая физиологические основы темперамента, обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Он показал, что два нервных процесса – торможение и возбуждение – отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные: по взаимной уравновешенности, силе и подвижности.
Зарубежные психологи У. Шелдони Э. Кречмер предложили конституциональные признаки темперамента, обусловленные генотипически наследуемыми особенностями телесного строения человека. Э. Кречмер выделил по данному критерию три основных типа телосложения и поставил им в соответствие три основных типа темперамента: пикник, атлетик, астеник [4].
Самооценка – это оценка личностью самой себя. Каждый человек оценивает свои собственные поступки, убеждения, мотивацию поведения. В самооценке проявляется не только нравственное самосознание, но и совесть человека. Итак, самооценка – это оценка личности себя со стороны других людей, которая принята личностью как масштаб оценки собственного поведения.
Американский ученый К. Роджер полагал, что самооценка возникает в результате взаимодействия человека с окружающей средой и оценочного взаимодействия с другими людьми.
Самооценка, по мнению Л.С. Выготского, начинает складываться в семилетнем возрасте, – это обобщенное, т.е., внеситуативное, устойчивое и дифференцированное отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его общенияс окружающими его людьми и деятельностью [3].
Самооценка – это представление человека о важности не только себя, но и своей личности, его деятельности среди окружающих его людей и оценивание самого себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков, выражение их закрыто или открыто. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения человеком тех моральных принципов, которые могут вырабатываться обществом, проявляя личное отношение к своим собственным поступкам на основе тех оценок, которые давались поступкам окружающих [2].
В психологической литературе выделяют три основных термина самооценки, каждое из них отражает различные теоретические подходы и имеет свое собственное значение:
1) любовь к самому себе,
2)самоприятие себя,
3) чувство авторитета/достоинства.
Данные понятия различаются в зависимости от того, в какой степени в них выражены данные элементы эмоциональной «привязанности», в противоположность к «оценке».
Любовь к самому себе можно представить как источник чувства самоуважения, основа самооценки человека. Если его самооценка слишком низкая, возникают какие-то самообвинения, также неуверенность к себе. Если же самооценка слишком завышена, а расхождение между притязаниями и реальными возможностями огромно, то его поведение становится неадекватным, его преследуют эмоциональные срывы и чувство беспокойства.
Самопринятие себя является стилем отношения человека к самому себе, его жизненной установкой, которая формируется путем сознательных усилий в процессе онтогенеза. Если говорить о человеческом достоинстве, то можно считать, что это самая абсолютная ценность человека.
Таким образом, зная тип темперамента и уровень самооценки можно найти подход к каждому человеку и лучше построить отношения с ним в коллективе. В нашей работе мы попытались установить связь разных типов темперамента с самооценкой, с целью оптимального использования ресурсов человека для максимального достижения успеха в деятельности.
В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся в Приамурском Государственном университете имени Шолом-Алейхема, в количестве 30респондентов, обучающиеся на факультете «Педагогики и психологии – центр педагогического образования» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», «Психология».
С помощью методики А. Белова «Формула темперамента» мы установили тип темперамента студентов вуза. Результаты исследования отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Типы темперамента студентов вуза
Тип темперамента |
Количество |
% |
Холерический |
8 |
22,8 |
Флегматический |
14 |
40,0 |
Меланхолический |
4 |
11,5 |
Сангвинический |
9 |
25,7 |
Результаты исследования, отображенные в таблице 1, показывают, что у испытуемых преобладает флегматический тип темперамента, он диагностирован у 40,0% респондентов, это значит, что они медлительные, не находчивы, имеют склонность к бездеятельности. Они малообщительны, не могут быстро сконцентрировать усилия и собраться, с трудом приспосабливаются к чему-то новому, но для них характерны выдержка, терпеливость, способность долго и упорно работать.
Сангвинический тип темперамент диагностирован у 25,7%, они живые, горячие, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями, подвижные, с частой сменой настроения, впечатлены, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг них.
Холерический тип темперамента диагностирован у 22,8% респондентов, они быстрые, страстные, порывистые, однако совершенно неуравновешенные, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемые.
Меланхолический тип темперамента диагностирован у 11,5%, это значит, что они легкоранимы, мало реагирует на внешние факторы, склонны к постоянному переживанию различных событий.
С помощью методики С.А. Будасси «Я – концепция», мы установили уровень самооценки студентов вуза. Результаты исследования отражены в таблице 2.
Таблица 2. – Уровень самооценки студентов вуза
Уровень самооценки |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
5 |
14,3 |
16 |
45,7 |
14 |
40,0 |
Результаты исследования показывают, что у испытуемых преобладает средний уровень самооценки, он диагностирован у 45,7% респондентов, это значит, что они уверенные в себе, могут отбросить половину жизненных трудностей и забыть о них вовсе. Личности со средним уровнем самооценки не участвуют в деятельности, если не могут справиться с ней, но и планку достижений не снижают.
Низкий уровень самооценки диагностирован у 40,0% испытуемых, состояние у такого человека не самым лучшим образом влияет на всю его деятельность, она может быть спровоцирована плохим настроением и другими негативными эмоциями. Заниженная самооценка – это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как неуверенность в себе, замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.
Завышенная самооценка диагностирована у 14,3%от общего количества испытуемых, человек с такой самооценкой является успешным, отражает его реальные достижения и помогает ему в новых делах. Человек с завышенной самооценкой не видит себя со стороны, он считает, что всегда прав. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с завышенной самооценкой очень мало друзей.
Сопоставив результаты исследований, качественно проанализировав их, мы установили связь между типом темперамента и уровнем самооценки студентов вуза. Результаты исследования отражены в таблице 3.
Таблица 3. – Связь типа темперамента с самооценкойстудентов вуза
Тип темперамента |
Уровень самооценки |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Холерик |
6 |
17,1 |
2 |
5,7 |
0 |
0,0 |
Сангвиник |
2 |
5,7 |
6 |
17,1 |
1 |
3,0 |
Флегматик |
4 |
11,4 |
7 |
20,0 |
3 |
8,6 |
Меланхолик |
0 |
0,0 |
1 |
3,0 |
3 |
8,6 |
Результаты исследования показывают, что у студентов холерическоготипа темпераментадиагностирован высокий (17,1%) и средний (5,7%) уровнисамооценки, у них проявляются отрицательные черты: нетерпимость, несдержанность, повышенная самоуверенность, вспыльчивость, необузданность и т.д. Если говорить о положительных качествах, то можно отметить повышенную настойчивость в деятельности, которая возможно выше, чем у холериков имеющие адекватную самооценку.
У студентов сангинического типа темперамента диагностирован высокий (5,7%), средний (17,1%) и назкий (3,0) уровни самооценки. Если говорить о сангвиниках, которые имеют высокую самооценку, то им больше характерны такие отрицательные качества, как быстрая потеря интереса, изменчивость чувств, интересов, стремлений, а так же быстрая утомляемость. Эти качества можно заметить не только у сангвиников с высокой самооценкой, но и у сангвиников с низкой и адекватной самооценкой, но у них они не так ярко выражены. У такого типа темперамента наблюдается больше положительных качеств, чем отрицательных. Сангвиники склонны к веселью и общению, находчивы, очень энергичны, работоспособны и т.д.
У флегматиков так же выявлены все виды самооценки: высокий (11,4%) – они не самокритичны; средний (20,0%) – будут спокойно относится ко всем притензиям в его адрес, низкий (8,6%) – может закрыться в себе и не контактировать с окружающими людьми.
Устудентов-меланхоликов, диагностированы средний (3,0%) и низкий (8,6%) уровни самооценки. Меланхолик со средним уровнем самооценки может быть не уверен в себе, иногда вести себя спокойно, будет выполнять свою работу медленно и боясь что-то делать не так, а меланхолика с низкой самооценкой, может привести к эмоциональной скованности и зажатости.
Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком не только своих достоинств, но и недостатков. В основе оптимальной самооценки, которая выражается через положительное свойство личности – уверенность, лежат необходимый опыт и соответствующие знания. Уверенного человека отличает не только решительность, твердость, но и умение находить и принимать логические решения, а также последовательно их реализовывать.
Уверенный человек относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем, чтобы не повторить их снова. Поэтому необходимо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе своего самопознания. Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не стихийно заниматься самовоспитанием и управлять своим поведением.
Изучение этой проблемы и психологической литературы поможет психологу в дальнейшей работе с клиентами.
Полученный нами результаты исследования позволяют полагать, что развитие собственной самооценки происходит в практике отношений с окружающими его людьми, построенные по образцу отношений взрослых, в деятельности, овладевая которой, человек ориентируется на какие – то образцы и эталоны взрослых.
Библиографический список
- Добрынин Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. 2009. –с.567.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 2000. – с.207.
- Алексеев В.А. Самосознание и мотивация деятельности на рубеже подросткового и старшего школьного возраста / Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников. – М.: Просвещение. 2004. – с.321.
- Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. М., 2008. – с. 521.
- Прутченков А.С. Наедине с собой. М., 2001. – с.157.