Чтобы получить представление о стратегической позиции организации на рынке и выявить тенденции, необходимо провести стратегический анализ. Стратегический анализ подразумевает анализ внешней среды компании, оценку ресурсов, для выявления и изучения своих стратегических возможностей [11]. В течение анализа, проводится оценка положения компании относительно основных конкурентов, наряду с этим оцениваются сильные и слабые стороны организации. Оценивать ресурсы организации необходимо для того, чтобы выбрать оптимальную стратегию и оценить ее с точки зрения стратегической перспективы [12]. Проанализировав стратегию организации, мы сможем понять то, насколько можно изменить работу компании, улучшить результаты, усовершенствовав конкурентную стратегию.
Выбор стратегии представляет собой сравнение направлений определенной компании во всех, имеющихся у нее видах деятельности, диагностирование приоритетов, определенных при анализе и распределение ресурсов между этими приоритетами [1]. Так же необходим анализ путей изменения производства в компании. При выборе стратегии необходимо качественно проводить оценку собственных сил и слабостей, следует изучать и внедрять технологические новшества [3]. Следует проводить оценку аналогичных позиций конкурентов, для выявления области, где фирма может занять лидирующие позиции, а где испытать банкротство. Сравнивая текущие и ожидаемые результаты, компания раскрывает для себя перспективные цели и задачи в развитии [4].
Для того чтобы правильно сформировать программу развития необходимо учитывать базовую стратегию организации, то есть ту стратегию, с которой компания планирует конкурировать и совершенствоваться [7] Кроме того следует оценить и принять во внимание альтернативные методы и конкретные направления, благодаря которым, фирма планирует развиваться дальше.
Когда основная, то есть базовая стратегия выбрана, необходимо определить направление деятельности для ее реализации [5]. В данном случае есть несколько вариантов исхода:
- оставить прежнюю деятельность неизменной;
- покинуть некоторые рынки;
- осуществить развитие новых рынков;
- разрабатывать и развивать новые виды услуг и товаров;
- использовать рыночное проникновение, т.е. продавать товар с большим эффектом [8].
Определив направление, следует перейти к выбору метода следования по данному направлению. «Джонсон и Скоул в 1989 году представили три альтернативных метода: внутреннее развитие, поглощение компаний и формы совместного развития, например, венчурные предприятия и франчайзинг» [2].
При создании венчурного предприятия организация вкладывает ресурсы в развитие, захват рынка или производство нового товара или услуги.
Следующим этапов в выборе стратегии развития является оценка стратегического выбора [6]. Необходимо выявить достоинства, сделав это на основе следующих критериев:
- осуществимость, то есть компания должна дать ответ на вопрос «выполнима ли стратегия, при существующих у фирмы ресурсах»;
- пригодность, соответствует ли стратегия поставленным целям и задачам компании;
- приемлемость, возможно ли с помощью стратегии обеспечить высокую стабильную прибыль компании, а также приемлем ли риск.
Из данных критериев выбирается один основной, который позволит уменьшить число рассматриваемых вариантов [10]. В зависимости, сколько целей преследует фирма, можно выбрать разные стратегии.
Заключительный этап выбора стратегии предполагает постановку оперативных и стратегических программ развития [9]. Специалисты, которые разрабатывают оперативные организационные программы, информируют все отделы компании об их повседневных задачах и целях, чтобы получить возможность обеспечить предприятию текущую рентабельность. Для уверенности получения рентабельности от будущей деятельности и служат стратегические программы.
Таким образом, стратегия позволяет увеличить ресурсы для развития компании в той сфере, где есть определенные преимущества.
Библиографический список
- Борисов И.А., Шарапова Н.В., Лагутина Е.Е. Особенности российского рынка труда как фактор, определяющий механизм подстройки в условиях экономического кризиса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 812-815.
- Булгак В.Б. От слов к делу: как выбрать стратегию развития предприятия //http://www. elitarium.ru/2008/07/30/prinjatie_strategicheskikh_reshenijj.html
- Воронин Б.А., Светлаков А.Г., Шарапова В.М. Программно-целевой метод управления сельским хозяйством как фактор конкурентоспособности // Аграрный вестник Урала. 2012. № 5. С. 91-94
- Лагутина Е.Е., Шарапова Н.В., Борисов И.А. Альтернативные подходы к анализу принятия решения о миграции // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 115-119.
- Сёмин А.Н., Лукиных М.И., Сычева Ф.А., Шарапова В.М., и др. Основы сельскохозяйственного менеджмента – Екатеринбург, 2000. – 608с.
- Сёмин А.Н., Селиванова Г.П., Шарапова В.М. Эффективность экономического механизма хозяйствования, методика оценки эффективности функционирования экономического механизма хозяйствования и ее апробация в хозяйствах Свердловской области –Екатеринбург, 1999. – 70с.
- Шарапова В.М., Шарапова Н.В. Прогнозирование кадровой политики в условиях кризиса // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-4 (76-4). С. 1148-1150.
- Шарапова В.М. Формирование маркетинговых стратегий в сельскохозяйственных организациях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2016. № 7. С. 61-63.
- Шарапова Н.В., Борисов И.А., Шарапова В.М. Технология формирования потребительского спроса на микроуровне //Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 1158-1161.
- Шарапов Ю.В. Особенности функционирования некоммерческих организаций: экономико-правовые аспекты // АПК: регионы России. 2012. № 7. С. 28-35.
- Шарапов Ю.В., Юринская Ю.А. Стратегия мероприятий для поддержки и повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия
// Инновации в науке. 2016. № 10 (59). С. 189-196. - Ялухина А.А., Шарапова В.М. Роль анализа в конкурентоспособности предприятия /в сборнике: Конкурентоспособность территорий и предприятий во взаимозависимом мире Материалы IX Всероссийского форума молодых ученых и студентов. Ответственный за выпуск В.П. Иваницкий. 2006. С. 290-291.