ТЕХНОЛОГИЯ HEADHUNTING КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОДБОРА КЛЮЧЕВЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Никишина Антонина Львовна
Тольяттинский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент организации»

Аннотация
Статья посвящена одному из самых актуальных направлений кадрового менеджмента – подбору ключевых специалистов предприятия на основе использования технологии Headhunting. Рассмотрена особенность хедхантинговых агентств, описаны компетенции профессионального хедхантера, представлен алгоритм реализации стратегии поиска и этапы подбора кандидата.

Ключевые слова: заказчик, ключевые и редкие специалисты, охотником за головами, персонал, рекрутинг, технологии подбора персонала, хедхантер


HEADHUNTING TECHNOLOGY AS ONE OF METHODS OF SELECTING KEY PROFESSIONALS OF THE ENTERPRISE

Nikishina Antonina Lvovna
Togliatti State University
candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Management of the organization»

Abstract
The article is devoted to one of the most topical areas of human resources management - the selection of key specialists of the enterprise based on the use of Headhunting technology. The peculiarity of headhunting agencies is considered, the competencies of the professional headhunter are described, the algorithm for implementing the search strategy and the stages of candidate selection are presented.

Keywords: bounty hunter, customer, Headhunter, Headhunting, key and rare specialists, recruiting, staff, technology recruitment


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никишина А.Л. Технология Headhunting как один из методов подбора ключевых специалистов предприятия // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/03/79864 (дата обращения: 14.03.2024).

«Кадры решают все» – формула всех времен и народов. На данном этапе развития экономики вопрос подбора высококвалифицированных кадров, как никогда, актуален сегодня в нашей стране. На данный момент наблюдается дефицит квалифицированных кадров, что заставляет руководителей фирм действовать решительно. Развитие бизнеса происходит стремительно, а специалистов с высшим образованием и имеющимся опытом работы очень мало. Так как большинству компаний нужны специалисты «здесь и сейчас», то нельзя решить вопрос внутрифирменным обучением кадров. Поэтому выход из проблемы может быть использование такой технологии подбора кадров, как Headhunting.  Данная технология предусматривает целенаправленный поиск и привлечение наиболее ценных и перспективных кадров.

Headhunting – технология подбора редких или ключевых специалистов, по направлению и уровню профессиональной деятельности. К объектам повышенного внимания хедхантеров можно отнести руководителей предприятий или же специалистов, занимающихся узким профилем деятельности. [1]

Особенностью  хедхантинговых агентств является узкая  направленность на прямой поиск специалистов высокого класса, руководителей высших звеньев, которые  не предполагают менять место работы в данный момент. Необходимо помнить, что хедхантинг отличается от  рекрутинга.

Сущность рекрутинга заключается в поиске  претендента на должность максимально соответствующего  заявке работодателя.  Хедхантинг  же представляет собой «эксклюзивную работу», целью которой является тонкий  личностный  подход к каждому кандидату.

К услугам хедхантинговых агентств в основном обращаются представители практически  всех сфер бизнеса как крупных, так  и средних частных компаний. Для отечественных компаний охота за «умами», в первую очередь, связана с острой нехваткой высококвалифицированных профессионалов и практически не  связана с развитием российского рынка труда.

Как правило, хедхантер является  хорошим психологом, который может  многое увидеть в потенциальном кандидате с первого взгляда. Профессиональный хедхантер – это специалист высочайшей квалификации, обладающий не только профессиональным аудитом в области подбора персонала, но также незаменимыми коммуникациями, лидерскими качествами, харизмой и даром убеждения.

Кроме того, должен обладать талантом ведения доверительной  беседы, корректно и своевременно  задавать нужные вопросы, уметь слушать и слышать собеседника. Компетентный хедхантер способен профессионально анализировать биографию человека, его «семейный сценарий», жизненный и трудовой путь. Важным  преимуществом  хедхантера является владение мастерством физиогномики, которое дает возможность понимать характер человека по его лицу, внешности в целом, по «одежке».

Профессиональным «охотником за головами» может быть только человек с большим профессиональным и  жизненным опытом. Этот опыт помогает ему лучше разбираться в людях, а также быть для них компетентным в своей области человеком, пользующимся  авторитетом в данной профессиональной сфере.  Это важно еще и потому, что хедхантер общается не просто с «головой», а с очень умной «головой».  И поэтому специалисты экстра-класса могут доверить свою профессиональную судьбу только такому человеку.

Дословный перевод понятия «Headhunting» означает «охота за головами» или «охота за звездами». Понятие «Headhunting»  в  деловом русском языке имеет различные трактовки:

  • технология executive search
  • один из этапов работы по этой технологии
  • вид агентств по подбору персонала
  • сегмент услуг по подбору персонала. [2]

По мнению Соловьева Романа, хедхантинг – это содействие в реше­ние проблемы управленческого кризиса той или иной степени сложности. Он описывает данное содействие, как деятельность опытных консультантов по разработке новых управленческих структур и поиску на рынке специалистов, которые способны реализовать задуманное.[3]

В практической деятельности  используют два основных вида хедхантинга, которые представлены на  рисунке 1.

Рисунок 1. Вида хедхантинга

В первом случае хедхантер обязан изучить биографию нужного человека, определить, что может его заинтересовать и подобрать наиболее эффективную мотивацию для него. Он должен тщательно подготовить к встрече с кандидатом и хорошо все продумать.

Второй случай наиболее распространен. После беседы с заказчиком эксперт создает описание позиций. Успешный поиск возможен только тогда, когда взаимодействие эксперта и заказчика является тесным. На следующем этапе происходит идентификация, то есть изучается информация о людях, которые попадают под описание квалификации необходимого сотрудника.

Следующая стадия подразумевает под собой первичный контакт с кандидатом на должность. Результаты первого разговора определяют, может ли эксперт заинтересовать кандидата и, следовательно, состоится ли встреча.

Далее собеседование, после которого отбираются три потенциальных кандидата, наиболее соответствующие требованиям и желаниям заказчика.

Так узнаются подробности, недостающие в резюме кандидатов. В задачи хедхантера входит проверка репутации выбранного сотрудника на рынке труда. На основе проведенного анализа репутации потенциальных кандидатов хедхантер дает свои комментарии.

Итак, можно выделить следующие этапы подбора кандидата:

 

Рисунок 2. Этапы подбора кандидата

Для начала определения профиль необходимого кандидата, анализируется бизнес заказчика, а так же корпоративная культура компании. Совместно с заказчиком определяются задачи, требования к искомому сотруднику и разрабатывается стратегия поиска. Затем происходит реализация стратегии в соответствии с ниже представленным алгоритмом.

 

Рисунок 3. Алгоритм реализации стратегии

После того, как проведено интервью заказчику предоставляются наиболее подходящие сотрудники. Создается сравнительный анализ всех претендентов.

Как только хедхантер договорился с лучшим кандидатом, проводится консультация, которая помогает сотруднику быстро адаптироваться. Проводится встреча кандидата и заказчика, получается обратная связь от них, оказывается помощь в эффективном взаимодействии и сотрудничестве.

На данном этапе работа хедхантера не заканчивается. Он дает гарантию на свою работу, которая длится 1 год, поэтому если новый сотрудник откажется от должности, эксперт обязан найти ему замену, причем безвозмездно.

Используя технологию Headhunting необходимо помнить, что данный метод подбора имеет ряд недостатков, таких как  длительный и сложный процесс подбора персонала и большие денежные затраты.

Но, несмотря на это Headhunting является одной  из эффективных технологий подбора персонала.  Поэтому заказчики в большинстве случаев получают  положительное и результативное  решение поиска редких или ключевых специалистов. И как следствие, предприятие находит необходимых сотрудников, но не каждое предприятие может позволить себе большие денежные затраты и длительный и сложный процесс поиска кандидатов.

Таким образом, прежде чем прибегать к технологии Headhunting,  необходимо провести анализ бюджета организации, чтобы вследствие   использования данной технологии не нанести значительный материальный ущерб, не потерять найденный персонал, а также не допустить простоев оборудования, рабочей силы и самой работы.

Поскольку данный способ привлечения персонала является очень дорогостоящим, то  он подходит только для поиска высококвалифицированных кадров на руководящие должности.

Поэтому стоит понимать, что продавца-консультанта или же кассира данным способом искать никто не будет.

Руководитель крупной компании может себе позволить искать с помощью технологии Headhunting только ключевых и редких специалистов, которых нельзя найти обычными методами поиска кандидатов.


Библиографический список
  1. Оккель С.А. Хедхантинг как направление инвестиционной деятельности компании // Российское предпринимательство. — 2011. № 3 (180) . – С. 82-86
  2. Беленко П. «Поиск, оценка и мотивация топ-персонала. ТехнологииExecutiveSearchиHeadhunting». Москва, из-во КЮГ, 2011
  3. Финансовая газета: “Хедхантинг: дорогая необходимость или лишняя трата?” Статья Романа Соловьева. №2 (120), март-апрель 2011
  4. Беленко П. Хедхантинг: принципы и технологии. – Спб: Питер, 2012. – 192 с.
  5. Мельник А. Персональный хедхантинг // Журналист. №10. – 2012. – С. 88.
  6. Никишина А.Л. Исследование современных технологий подбора персонала // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7 [Электронный ресурс]. – С. 164-171.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Никишина Антонина Львовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация