В современном мире, полном профессиональных, экологических и социальных проблем, тревожность становится все более распространенным явлением, воздействующим на становление личности человека. В последнее время увеличилось количество людей, характеризующихся нервозностью, беспокойством, раздражительностью, страхами и фобиями. Тревожность как свойство личности влияет практически на все сферы жизнедеятельности человека – его поведение в общении с окружающими, работоспособность, успешность в обучении и т.п. В этой связи, важно исследовать, какие факторы влияют на его формирование, особенно в подростковом и юношеском возрасте.
В психологической литературе нет единого определения понятия «тревожность», исследователи акцентируют внимание на различных его аспектах. Наиболее емко, на наш взгляд, определила сущность данного явления А.М. Прихожан, трактующая его как «переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия и опасности» [2, с. 36]. Ключевым моментом является именно ожидание опасности в ситуациях, которые зачастую являются нейтральными, но человек оценивает их как несущие угрозу. Безусловно, испытываемые при этом беспокойство, нервозность, волнение, тревога и страх неудачи мешают сконцентрироваться на действительно важных задачах, снижают активность и работоспособность человека.
Исследователи данной проблемы разграничивают тревожность адекватную (отражающую объективную оценку ситуации и объективную реакцию на нее) и неадекватную (появляющуюся, когда реакция на ситуацию необъективная, в обстановке, когда причин для беспокойства нет), а также личностную (устойчивую черту личности, которая может проявляться часто и в любых ситуациях, даже не располагающих к этому) и ситуативную (ее вызывает определенное стечение обстоятельств) [1].
До сих пор нет единого мнения по поводу причин тревожности и взаимосвязи этого явления с другими. Основным внешним фактором формирования тревожности называют межличностные отношения (Г. Салливан, К. Хорни и др.); в качестве внутренних факторов отмечают некоторые свойства темперамента (Г. Айзенк, В.С. Мерлин, А.Г. Асмолов и др.), акцентуации характера (К. Леонгард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин и др.).
В исследованиях А.М. Прихожан выявлена связь тревожности с успешностью в учебной деятельности подростков и юношей. В то же время, очень мало данных о влиянии уровня тревоги на учебную успешность студентов. Между тем, эти параметры очень значимы в оценке эмоционального благополучия личности и особенностей адаптации студентов к условиям вуза.
В этой связи, нами было проведено исследование на базе АФ ННГУ им. Н.И. Лобачевского, в нем участвовали 20 человек, возраст которых от 18 до 20 лет.
Психодиагностика студентов проводилась с помощью Шкалы личностной тревожности, разработанной А.М. Прихожан.
Каждому студенту индивидуально предлагалось прочитать каждое предложение на бланке, где перечислены ситуации, обстоятельства, с которыми люди встречаются в повседневной жизни, и выбрать по 5-ти балльной шкале (от 0 до 4) уровень своего беспокойства в данной ситуации.
Подсчитывались как индивидуальные, так и средние показатели.
В ходе психодиагностического исследования получены следующие фактические данные:
Рис.1. Показатели тревожности в группе студентов с преобладающими оценками «5»
У студентов этой группы выражены высокий (у 40%) и средний (у 45%) уровни общей тревожности. У них также преобладает высокий уровень самооценочной тревожности (у 65%); высокий (у 45%) и средний (у 40%) уровни межличностной тревожности.
2. В группе студентов с преобладающими оценками «4» показатели тревожности различны, причем разница между ними существенна (общая тревожность – от 1 до 5 стен, самооценочная тревожность от 3 до 10 стен, межличностная тревожность от 2 до 10 стен). Тем не менее, средний показатель по группе совпадает с предыдущей. Результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Показатели тревожности в группе студентов с преобладающими оценками «4»
В группе студентов с преобладающими оценками «4» выражены средний (у 50%) и низкий (у 30%) уровни общей тревожности; высокий (у 55%) уровень самооценочной тревожности; высокий (у 35%), средний (у 30%) и низкий (у 35%) уровни межличностной тревожности.
3. В группе с удовлетворительной успеваемостью средние показатели тревожности намного ниже, чем у остальных участников исследования. Индивидуальные результаты различны, но, тем не менее, высоких результатов нет (общая тревожность от 1 до 3 стен, самооценочная тревожность от 1 до 6 стен, межличностная тревожность от 1 до 8 стен). Результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Показатели тревожности в группе студентов с преобладающими оценками «3»
В группе студентов с преобладающими оценками «3» выражены средний (у 40%) и низкий (у 45%) уровни общей тревожности. В этой группе преобладают средний (у 45%) и низкий (у 40%) уровни самооценочной тревожности; высокий (у 30%), средний (у 35%) и низкий (у 35%) уровни межличностной тревожности.
На основе анализа результатов исследования сделаны следующие выводы и обобщения:
1. Показатели тревожности в группах студентов с высокой и средней успеваемостью сходны по результатам средних значений: общая тревожность выражена на среднем уровне, что обеспечивает успешную адаптацию и продуктивность деятельности. В то же время, у данной категории студентов повышенный уровень самооценочной и межличностной тревожности, т.е. они более критичны к себе и склонны к беспокойству и тревоге по поводу отношений с другими людьми.
2. В группе студентов с преобладающими оценками «3» показатели тревожности заметно отличаются: уровень общей тревожности значительно ниже, чем у предыдущих групп, причем свойственно «чрезмерное спокойствие», которое может иметь защитный характер. Показатели самооценочной и межличностной тревожности выражены на уровне нормы.
Таким образом, отмечена тенденция сближения показателей тревожности у студентов, имеющих высокую и среднюю учебную успешность, в сторону ее повышения. Студенты с удовлетворительными отметками более «хладнокровны», у них не наблюдается острой реакции нервной системы на какие-либо внешние события, они меньше переживают по поводу проблем, своего внешнего вида, успеваемости, будущего, общения со сверстниками и т.д. В целом, у студентов с высокой успеваемостью уровень тревожности выше, чем у студентов с более низкими оценками.
Библиографический список
- Немов Р.С. Психология. – М.: Юрайт, 2014. – 639 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 305 с.
- Россова Ю.И., Трухманова Е.Н. Родительские директивы и ошибки в общении с ребенком // Труды современной гуманитарной академии. – 2010. – №9 (37). – С. 101-113.
- Трухманова Е.Н. Интернет-коммуникации как фактор социализации современных подростков и юношей // Приволжский научный вестник. – 2014. – № 11-2 (39). – С. 186-190.
- Трухманова Е.Н. Личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор их дезадаптации: автореф. дисс. … канд. псих. наук. – Москва, 2004. – 26 с.