Современный этап социально-экономического развития, глобализационные процессы и уровень научно-технического прогресса выдвигают новые требования к системе образования в целом, и к иноязычной профессиональной подготовке студентов в высших учебных заведениях, в частности. Среди означенных требований одну из центральных позиций занимает информатизация всех звеньев образовательной системы, и в ее рамках наибольшую актуальность имеет создание информационно-образовательной среды учебных заведений.
Обращения к законодательной базе высшего образования Российской Федерации: в письме МОН от 20 августа 2014 г. N АК-2612/05 «О федеральных государственных образовательных стандартах» сказано, что электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
– доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
– фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
– проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения;
– формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
– взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Кроме того, наблюдение за учебно-воспитательным процессом в высших учебных заведениях Российской Федерации, Украины (Киевский университет им. Бориса Гринчека, Черноморский государственный университет им. Перта Могилы, Черниговский Национальный педагогический университет, Мелитопольский государственный педагогический университет им. Богдана Хмельницкого, Черниговский институт экономики и управления), США (University of Oregon), Великобритании (University of Cambridge), а также анализ рынка образовательных ресурсов позволили определить основные тренды в развитии информационно-коммуникационных технологий:
Mobile Computing – широкое использование мобильных устройств (смарфонов, планшетов, электронных книг, умных часов и очков), которые предоставляют доступ к учебным материалам в любой момент времени в любом месте.
Open Content – свободный доступ к интеллектуальным продуктам (документам, презентациям, фильмам, компьютерным программам), которые можно копировать, использовать и распространять, конечно, со ссылкой на автора.
E-books – электронные книги представляют собой не просто новую форму подачи учебного контента, но и совершенно иной способ и скорость доступа к содержанию за счет возможности организации автоматического поиска, мгновенного доступа к определенному фрагменту.
Augmented Reality – от англ. augment – приращение, т.е. дополненная реальность, пришедшая на смену виртуальной реальности. Виртуальная реальность подразумевала создание нематериального мира, отдельного от мира материального. Таким образом, существовали два параллельных мира – реальный и виртуальный. Сегодня, благодаря социальным сетям, электронной почте и телекоммуникационным средствам связи, реальный мир дополняется цифровыми данными и более широкими возможностями ИКТ.
Gesture-based Computing – повсеместное использование сенсорных интерфейсов, что позволяет делать пометки на экране во время пояснения, туже эти данные можно копировать в неограниченном количестве и распространять среди студентов и коллег.
Visual Data Analysis – возможность использования звука, анимации, компьютерной графики, динамичных объектов в процессе обучения.
Считаем, что проектирование информационно-образовательных сред в целом и компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки в частности должно базироваться на означенных трендах.
Анализ разработок ученых (В.Ю. Быков, К.Л. Бугайчук, И.Г. Захарова, К.Г. Кречетников, А.В. Ясвин) [1; 2; 3; 4; 5] показал, что основным подходом к проектированию информацонно-образовательных сред является технократический, в котором на первый план выступают используемые средства, технологии, программы, платформы создания и управления учебным контентом (LMS CMS), идея об организации поточного обучения на основе массовых курсов. Разработка данного аспекта проблемы проектирования учебных сред, бесспорно, является важной и необходимой, однако, считаем, что центральное место в учебно-воспитательном процессе в КОС должен занимать студент, его образование, воспитание и развитие. В связи с этим полагаем, что проектирование компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки, кроме технократического, также должно базироваться на антропоцентрическом подходе, что означает целесообразность выбора и обоснования платформы проектирования необходимо осуществлять исходя из потребностей студентов, т.е. с учетом личностных интересов и потребностей студента, ориентацию в процессе обучения на развитие его личностного потенциала.
В такой среде студент является главным действующим лицом учебно-воспитательного процесса и его активным участником, который имеет возможность построения собственной персональной учебной среды. Как следствие, проектируемая КОС состоит из персональных учебных сред (ПУС) каждого студента. ПУС – это комфортная среда образовательной деятельности студента, которая разрабатывается и наполняется ним самим в зависимости от личных предпочтений, целей обучения и задач, и состоит из собственного «комплекта» людей, услуг и образовательных ресурсов, то есть проектирование персональной учебной среды предполагает использование личного набора инструментов и средств обучения и создание персональной сети образовательных и профессиональных контактов. Иными словами ПУС позволяет не просто использовать образовательные ресурсы, но и производить их, что, в свою очередь, обуславливает эволюционирование системы образования от потребления информации и знаний к их производству. Процесс обучения, разворачивающийся в ПУС, является подлинно активным и самостоятельным, поскольку стимулирует студента к самостоятельному целеполаганию, поиску релевантного готового образовательного ресурса, выбору инструмента деятельности, разработке собственного средства обучения. Таким образом, реализация образовательного процесса в персональной учебной среде подтверждает идеи Will Richardson [6] об изменении отношения к работе с информацией, а именно смещение фокуса с потребления знаний, почерпнутых из разнообразных информационных источников на управление знанием путем поиска, редактирования и создания образовательного контента. Как следствие, ответственность за процесс обучения и его результаты возлагаются на самого студента.
Итак, в процессе проектирования КОС должны учитываться вышеописанные факторы: требования ФГОС ВО, основные тренды в развитии информационно-коммуникационных технологий, студентоцентризм. Следовательно, наиболее целесообразной и удовлетворяющей данным требованиям технологической платформой проектирования компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки будущих специалистов в области информатики и вычислительной техники считаем сервисы Интернета второго поколения или Web-2.0 (N. O’Reily).
Дидактические возможности сервисов Web-2.0, использовавшихся в качестве технической платформы проектирования компьютерно ориентированной среды иноязычной профессиональной подготовки в Таблице 1.
Таблица 1. Дидактические возможности сервисов Web-2.0
Тип сервиса Web-2.0 | Сервис, Режим доступа | Характеристика, дидактические возможности для иноязычной профессиональной подготовки | |||||||
1 | 2 | 3 | |||||||
Коммуникационные: обмен информацией, идеями, творческий взаимообмен |
Блоги | blogger.com | ведение записей в личном дневнике; социальная направленность и временная характеристика записей; комментирование; обращение автора к потенциальным читателям своего личного пространства; создание портфолио, библиотеки-справочника; мониторинг самостоятельной работы студентов; развитие умений письменной речи, критического и творческого мышления, автономии студентов | ||||||
wordpress.org | |||||||||
lifejournal.com | |||||||||
blogpost.com | |||||||||
jupitergrade.com | журнал успеваемости студентов, комментирование выполнения заданий, создание результативного портфолио студента | ||||||||
Коммуникационные: обмен информацией, идеями, творческий взаимообмен |
Социальные сети | facebook.com | создание сети личных контактов, взаимообучение, комментирование, развитие иноязычных коммуникативных навыков, привлечение к учебно-воспитательному процессу новых студентов | ||||||
linkedin.com | создание сети профессиональных контактов, выход на международный рынок труда | ||||||||
ning.com | создание собственной социальной сети, развитие умений письменной коммуникации, организация быстрой и качественной обратной связи с учащимися | ||||||||
nicenet.org | |||||||||
Проведение вебинаров | dimdim.com | развитие умений устной иноязычной коммуникации студентов, социокультурной компетенции, социализация студентов, открытость, доступность образования, отсутствие временных и территориальных ограничений учебного процесса, организация «живого» общения с носителями изучаемого языка, повторное использование видеоматериалов вебинара, организация самостоятельного обучения студентов в режиме отложенного времени | |||||||
onwebinar.ru | |||||||||
webinar.ru | |||||||||
gotomeeting.com | |||||||||
diigo.com | |||||||||
symbaloo.com | |||||||||
Совместной работы: создание коллективного проекта; сосредоточение работы, направленной на получение общего результата, в одном месте | docs.google.com | совместная работа над документами; создание справочников, баз знаний; разработка совместного образовательного контента на условиях равноправных авторов; развитие письменной речи студентов, умений работать в команде; выполнение коллективных письменных заданий; планирование проекта; обмен выводами и заключениями результатов исследования | |||||||
wkispaces.com | |||||||||
basecamp.com | управление работой проекта, поиск партнеров, распределение ролей и обязанностей | ||||||||
Документирующие: накопление, демонстрация результатов работы, умозаключений |
Социальные закладки | delicious.com | проведение совместных исследований; обмен ссылками в комплекте с примечаниями и аннотациями; группировка ссылок по тематике, назначению; поиск ссылок по ключевым словам; создание коллекций сайтов; проектирование и управление ПУС | ||||||
Документирующие: накопление, демонстрация результатов работы, умозаключений | Обмен файлами | slideshare.com | публикация и обмен презентациями, выполненными в MicrosoftPowerPoint | ||||||
docs.google.com | хранение и обмен документами, файлами различного типа | ||||||||
dropbox.com | |||||||||
flickr.com | публикация, хранение, обмен, поиск фото, графических объектов | ||||||||
photobucket.com | |||||||||
vimeo.com | создание и обмен видео материалами, доступ к аутентичным видео фрагментам | ||||||||
youtube.com | |||||||||
prezi.com | альтернативный сервис создания мультимедийных презентаций, развитие творческого мышления студентов | ||||||||
mindomo.com | создание карт интеллекта, динамических таблиц, систематизация знаний студентов, развитие умений синтеза, анализа, обобщения, критического мышления | ||||||||
Генерирующие: создание творческих электронных продуктов | present.me | создание звуковых презентаций, развитие умений говорения, творческого мышлений, публичного выступления студентов, создание видеолекций преподавателя, взаимообучение, комментирование, организация учебного процесса в отложенном времени | |||||||
glogster.edu | создание интерактивных плакатов с возможностью добавления графики, видео, звуковых эффектов, развитие творческого мышления студентов, создание грамматических, лексических, тематических плакатов, систематизация знаний студентов | ||||||||
wordle.net | создание тематических облаков слов, систематизация лексических знаний студентов | ||||||||
Генерирующие: создание творческих электронных продуктов | quizlet.com | создание тематических лексических наборов, изучение лексики online, лексические игры, упражнения, тесты, формирование лексической компетенции студентов, отслеживание прогресса обучения | |||||||
dvolver.com | создание мультфильмов online, развитие творческого мышления студентов, моделирование коммуникативной ситуации на экране | ||||||||
makebeliefscomix.com | создание комиксов, развитие творческого мышления студентов, умений письменной речи (диалогической), проектирование коммуникативной ситуации на экране | ||||||||
Тестирование online | quia.com | создание тестовых и опросных форм с последующей обработкой результатов, статистики, анализом, организация классов, назначение заданий, установка сроков выполнения, ведение журнала успеваемости | |||||||
eslvideo.com | создание тестов к видеофрагментам, поиск и систематизация заданий по ключевым словам, развитие умений аудирования, ведение журнала успеваемости | ||||||||
screenr.com | запись видео c экрана компьютера с последующей обработкой, создание инструкций к выполнению заданий | ||||||||
netvibes.com | создание индивидуального виртуального рабочего стола, проектирование ПУС | ||||||||
animoto.com | создание видео, комбинация с текстом, фото, звуковыми эффектами, развитие творческого мышления студентов | ||||||||
voicethread.com | запись голосовых сообщений по определенной теме, развитие умений говорения (монологическая речь) | ||||||||
voxopop.com | организация дискуссий в устной и письменной форме, поиск и присоединение к существующим дискуссиям, развитие умений говорения, ведения дискуссии | ||||||||
fanstory.com | публикация письменных работ различных жанров, рецензирование, развитие умений письма | ||||||||
moovly.com | создание видеолекций, публикация обучающих видеороликов online | ||||||||
timetoast.com | создание временных лент, развитие творческого мышления, систематизация знаний студентов, развития умений письменной речи | ||||||||
blendspace.com | организация образовательного контента в одном месте, создание тестов, ведение журнала успеваемости, | ||||||||
Разработка online курсов (LMS) | udutu.com | LMS – learning Management System, разработка дистанционных online курсов, объединение образовательного контента в одном месте, создание тестов, лекций, хранение и обмен файлами, чат, форум | |||||||
wiziq.com | |||||||||
schoology.com | |||||||||
Генерирующие: создание творческих электронных продуктов | Создание сайтов | poster4teachers.org | объединение и публикация образовательного контента в одном месте, обмен файлами, доступ к образовательным ресурсам, комментирование, обмен файлами | ||||||
sites.google.com | |||||||||
zunal.com | Webquest – организация проектной деятельности online, публикация образовательного контента, направленного на реализацию тематических проектов, управление работой по реализации проекта | ||||||||
wix.com | шаблоны для сайтов профессионального дизайна |
Как свидетельствуют данные Таблица 1, дидактические возможности представленных в ней сервисов достаточно многообразны, что требует их использования в комплексе, с четким соблюдением функционального назначения. Однако, этот список сервисов не окончателен, он может варьироваться и дополняться проектировщиком в ходе, как теоретического обоснования, так и практической реализации КОС.
Библиографический список
- Бугайчук К.Л. Персональне навчальне середовище: перша спроба зрозуміти / К.Л. Бугайчук // Інформаційні технології і засоби навчання. – 2011. – №5 (25). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/view/550/445#.UoiMsic5_ow (17.04.2015)
- Засоби і технології єдиного інформаційного освітнього простору: зб. наук. праць / за ред. В.Ю. Бикова, Ю.О. Жука; Інститут засобів навчання АПН України. – К.: Атіка, 2004. – 240 с.
- Захарова Г.В. Конструктивистский подход к обучению иноязычной лексике в Германии / Г.В. Захарова //Интеграция в образовании. – 2006. – №4. – С. 187–191.
- Кречетников К.Г. Образовательная среда ВУЗа для профессионального развития менеджера по персоналу/ К.Г. Кречетников // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 28. – С. 131–136.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию: монография / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
- Richardson W. Personal Learning Networks: Using the Power of Connections to Transform Education / W. Richardson, R. Mancabelli. – Solution Tree, 2011. – 168 c.