Современная парадигма управления, отражающая стратегические цели развития таможенных органов, ориентирует их на оказание качественных таможенных услуг, как государству как непосредственному заказчику этих услуг, так и участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) как потребителям таких услуг [1]. Это предполагает выделение подсистемы управления качеством таможенных услуг в общей системе управления таможенными органами. При этом представляет интерес организационное обеспечение функционирования системы управления качеством таможенных услуг, создание которого позволит эффективно вписать данную систему в общий контур управления таможенной службой, а также определить ее основополагающие подсистемы, исходя из реальной организационной структуры таможенных органов.
Решая вопрос соотношения системы управления качеством таможенных услуг и системы управления таможенными органами, необходимо исходить из утверждения, что управление качеством таможенных услуг осуществляется в рамках сложившейся системы управления таможенными органами. Это является следствием определения таможенной услуги как результата деятельности таможенных органов, имеющего целью реализацию государственных функций и удовлетворение потребностей участников ВЭД [2, с. 87].
Это позволяет утверждать о том, что система управления качеством таможенных услуг пронизывает всю деятельность таможенных органов и переориентирует ее на новые принципы управления, главным из которых является удовлетворение требований потребителей таможенных услуг, т.е. участников ВЭД. В соответствии с вышеизложенным место системы управления качеством таможенных услуг в системе управления таможенными органами должно определяться следующим образом, представленным на рис. 1.
Как видно из схемы, приведенной на рис. 1 система управления качеством таможенных услуг должна быть органично вписана в систему управления таможенными органами и строиться на тех же принципах управления, имея при этом свой объект и субъект управления. Система управления качеством таможенных услуг должна быть нацелена на удовлетворение требований потребителей – участников ВЭД, но при этом должна реализовывать функции, возложенные на таможенные органы, которые связаны с совершением таможенных операций и проведением таможенного контроля, созданием условий, способствующие ускорению товарооборота при перемещении товаров, содействием развитию внешней торговли страны, обеспечением национальной безопасности государства.
Рис. 1. Место системы управления качеством таможенных услуг в системе управления таможенными органами
Дальнейшее развитие системы управления качеством таможенных услуг предполагает ее конкретное организационное закрепление в сложившейся системе управления таможенными органами, т.е. создание организационного обеспечения функционирования системы управления качеством таможенных услуг.
Организационное обеспечение функционирования системы управления качеством таможенных услуг предполагает распределение и закрепление функций по управлению качеством таможенных услуг за ответственными подразделениями или выделение отдельного подразделения, ответственного за качество, с определением его штата и функционала на всех уровнях управления в системе таможенных органов.
Ориентируясь на следующие важные тенденции современного развития системы таможенных органов – сокращение их численности и оптимизация расходов федерального бюджета, представляется целесообразным закрепление функций по управлению качеством таможенных услуг за действующими подразделениями в таможенных органах по линии Главного организационно-инспекторского управления ФТС России. Кроме того, для обеспечения функционирования системы обратной связи с потребителями-участниками ВЭД необходимо закрепление функций по проведению анкетирования участников ВЭД за подразделениями по линии Управления по связям с общественностью ФТС России. Исходя из этого, организационное распределение функций по управлению качеством таможенных услуг и их мониторингу в действующей системе таможенных органов приведено на рис. 2.
Рис. 2 по сути отражает модель перспективной системы управления качеством таможенных услуг. В соответствии с представленной схемой осуществляется процесс управления качеством таможенных услуг в рамках перспективной системы управления, которая предполагает перераспределение функций существующей системы управления в таможенных органах.
Общее руководство деятельностью по управлению качеством таможенных услуг должен осуществлять созданный при ФТС России Координационный совет по управлению качеством таможенных услуг, в состав которого целесообразно включить должностных лиц центрального аппарата ФТС России (из числа управлений, ответственных за оказание таможенных услуг), РТУ и таможен. Основное предназначение этого органа заключается в координации усилий и разработке концептуальных положений реализации перспективных мероприятий по управлению качеством таможенных услуг.
Вертикальная иерархия управления в таможенных органах предполагает такой же принцип распределения ответственности и полномочий за управление качеством таможенных услуг. При этом в соответствии с предложенными ранее рекомендациями по созданию системы мониторинга таможенных услуг необходимо разграничивать функции управления качеством таможенных услуг, связанные с принятием управленческих решений, и мониторинга результативности функционирования системы, связанные со сбором, обработкой и обобщением информации для обоснования этих решений. Исходя из изложенного, вопросы управления качеством таможенных услуг целесообразно закрепить за подразделениями по линии Главного организационно-инспекторского управления ФТС России, а по мониторингу таможенных услуг – за подразделениями по линии Управления по связям с общественностью ФТС России.
В целом предлагаемое развитие организационное обеспечения функционирования системы управления качеством таможенных услуг позволит создать необходимую основу для ее полноценной работы в долгосрочной перспективе и предполагает последовательную перестройку системы управления таможенными органами по критерию качества оказания таможенных услуг.
Рис. 2. Модель перспективной системы управления качеством таможенных услуг
Библиографический список
- О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р // Собрание законодательства РФ. 2013. № 2. Ст. 109.
- Гупанова Ю.Е. Разработка системы основ управления качеством таможенных услуг: монография. М.: Российская таможенная академия, 2012. 310 с.