Парные понятия «добро» и «зло», «польза» и «вред», «правда» и «ложь» являются наглядной иллюстрацией закона единства и борьбы противоположностей, поскольку они не могут существовать независимо друг от друга как: объект и субъект, отцы и дети, муж и жена, информация и информационная система и т.д. Действие закона непрерывности мира можно детально рассмотреть на примере медицинской деятельности.
Биоэтическое измерение взаимоотношений врача с пациентами и их родственниками требует учета психофизических и социокультурных особенностей человека, обратившегося в медицинское учреждение. Невежество в биоэтическом аспекте медицинской деятельности выступает как идеология антигуманизма. Ценность общественного строя измеряется теми условиями, которые государство создает для борьбы со злом и преодоления наиболее опасных его проявлений.
Н.А. Агеева понимает «невежество – как неспособность применять знания, умения и навыки, накопленные предыдущими поколениями, для успешной деятельности в определенной области» и отмечает наиболее «распространенные типы невежества:
1).Индивидуально-практическое невежество – неспособность брать на себя ответственность и принимать решения; неумение работать в коллективе и продуктивно взаимодействовать; низкий уровень знаний, техники и технологий, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста; отсутствие инициативы, желания работать на результат и познавательной активности в достижении цели.
2).Социально-психологическое невежество – низкий уровень правосознания и рефлексии, отсутствие опыта положительного межличностного взаимодействия и самореализации, эмоциональная тупость к проблемам других людей, игнорирование этико-правового аспекта в профессиональной деятельности, незнание общих законов развития природы и общества, безответственность в сфере охраны здоровья и отсутствие мотивации к здоровому образу жизни.
3).Информационно-коммуникационное невежество – барьер для обмена опытом с коллегами, отсутствие умений владения новыми информационными технологиями, игнорирование здравого смысла, низкий уровень знаний иностранных языков, косноязыкость и бестактность в общении с окружающими людьми.
4).Административно-организационное невежество – попустительский стиль общения руководства с подчиненными и низкий уровень работы системы менеджмента качества (СМК), что негативно отражается на функционировании процессов (основных, вспомогательных, управления и развития) учреждения» [6, с. 72–73].
Применительно к биоэтическим проблемам современности, обусловленность парных понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» принято изучать в контексте взаимоотношений врача и пациента, где связка понятий «польза – вред» рассматривается в психофизическом аспекте, а связка понятий «добро – зло» характеризуется сквозь призму морали. В медицине мера соотношения «добра» и «зла» – величина изменчивая и во многом зависит от уровня взаимопонимания субъектов коммуникации и степени удовлетворенности интересов отдельных людей. В медицинской деятельности врачу приходится из двух зол выбирать меньшее, руководствуясь при этом интересами пациента и желанием принести ему пользу [2, с. 83-84].
Современное российское общество усиливает требования к качеству оказания медицинских услуг, тем самым актуализируется этико-правовой аспект медицинской деятельности [11; 12; 13; 14; 15; 16; 17; 18]. Статья 20 Федерального закона от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закрепляет право на получение пациентом в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи. Неукоснительное соблюдение врачом этой статьи способствует эффективности терапевтического сотрудничества и результата самого лечения. Статья 22 закрепляет право пациента знать всю правду о состоянии своего здоровья, тем самым налагая запрет на «святую ложь», в то же время, врач должен учитывать, что информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что повышение/снижение уровня социального доверия в обществе во многом зависит от уменьшения/увеличения количества дефектов оказания медицинской помощи, что, в свою очередь, свидетельствует о высоком/низком качестве образования в медицинских вузах и степени сформированности у выпускников нравственных императивов врачебной деятельности. Президент РФ В.В. Путин в одном из своих выступлений отметил, что видит в молодом поколении надёжную, прочную опору России в бурном, сложном XXI веке и верит, что это поколение способно не только отвечать на вызовы времени, но и на равных участвовать в формировании интеллектуальной, технологической, культурной повестки глобального развития. В качественной подготовке будущих врачей и их успешной работе в рамках этико-правового поля вузы заинтересованы не только вузы и выпускники, но и ЛПУ, пациенты и государство в целом [19; 20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27, 29; 30; 31; 32]. Следовательно, модернизация системы Здравоохранения РФ должна начинаться с создания условий для социализации личности студентов-медиков в педпроцессе медицинского вуза и продолжаться благодаря дальнейшему улучшению работы службы менеджмента качества и этических комитетов в ЛПУ страны [5]. Не случайно многие студенты участвуют сегодня в волонтёрских проектах, они активно развиваются в таких важных сферах, как уход за больными, поддержка пожилых, людей с ограничениями по здоровью, образование, спорт, культура, краеведение, поисковые движения, забота о природе и животных.
Особая примета нашего времени – широкое вовлечение граждан в самые разные благотворительные акции. Призывы в социальных сетях, средствах массовой информации собрать средства на лечение больных, на помощь детям быстро находят отклик, и люди делают это искренне, бескорыстно, как ответ на веление своего сердца. Воля и великодушие граждан, которые участвуют в таких проектах, формируют столь необходимую России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, и он должен быть обязательно востребован.
По мнению Н.А. Агеевой, «модернизация российской системы здравоохранения будет эффективной при условии выявления своих недостатков, создания механизма по их компенсации и стремления к совершенству. В этом процессе важное значение имеет осознание каждым медицинским работником необходимости самоперестройки и самосовершенствования, поскольку сообщество индивидов с низким уровнем правосознания не способно автоэволюционировать» [1].
В.Г. Толмачев актуализирует перед медицинским сообществом проблему выбора стратегий диагностики, лечения и профилактики болезней, поскольку в условиях инновационного общества – социальная и экологическая среды обитания человека претерпевают изменения, формируются новые стандарты здоровья [28, с. 423]. Старая истина гласит: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». Автор затрагивает обусловленность парных понятий «добро и зло», «польза и вред», «правда и ложь» в контексте «плюсов и минусов» интернет-пространства. В.Г. Толмачев подчеркивает, что Интернет таит в себе определенную опасность для эффективности терапевтического сотрудничества врача и пациента, поскольку информация о болезнях и способах лечения представлена там неравномерно, а зачастую и неверно. Человеку, не сведущему в медицине, сложно разобраться в плотном информационном потоке, так как свою коммуникативную активность ему приходится реализовывать одновременно в реальном и виртуальном планах. В этой связи вспоминается известная поговорка: «Хорошо устроенная голова лучше доверху наполненной». Достичь эффективности терапевтического сотрудничества врача и пациента можно лишь «хорошо устроенной головой», что применимо к обеим сторонам диалога. При этом необходимо формировать доминанты здорового образа жизни как у студентов-медиков, так и у пациентов [10]. Следует помнить, что высокий уровень смертности от неинфекционных заболеваний приводит к большим экономическим потерям, обусловленным как прямыми затратами на оказание медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной и дорогостоящей, так и потерями в экономике вследствие сокращения трудовых ресурсов из-за преждевременной смертности, инвалидности и временной нетрудоспособности. Так, на примере сердечно-сосудистых заболеваний показано, что всего лишь за один год в России экономический ущерб этой группы болезней превысил 1 трлн руб., причем большая его часть была обусловлена потерями в экономике. Среди мер, направленных на борьбу с неинфекционными заболеваниями, наиболее рентабельными являются профилактические мероприятия.
В педагогических и медицинских вузах необходимо уделять особое внимание формированию доминанты «на лицо другого» [7] у обучающихся. Этому способствуют практические занятия на темы:
- Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества [3];
- Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны [4];
- Учет социокультурных и психофизических особенностей пациента в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров [9];
- Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности [8].
Таким образом, проблема борьбы с невежеством актуальна как на уровне медицинского сообщества, так и на уровне пациентов. Обусловленность парных понятий «добро и зло», «польза и вред», «правда и ложь» необходимо рассматривать в контексте модернизации систем образования и здравоохранения. Развитое критическое мышление обучающихся будет ими востребовано в процессе самообразования, при анализе информационных потоков и в ситуации принятия решения относительно выбора стратегий диагностики, лечения и профилактики болезней.
Библиографический список
- Автоэволюция российской системы здравоохранения: проблемы и перспективы саморазвития// Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 (57). С. 742-749.
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение понятий «добро» и «зло», «польза» и «вред» в контексте медицинской деятельности // Современная медицина: актуальные вопросы. – 2014. – № 31. – С. 83–88.
- Агеева Н.А. Биоэтическое измерение проблем жизни и смерти человека в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 9-2 (41). – С. 5–10.
- Агеева Н.А. Идеи русского космизма в контексте научно-технологического развития страны // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 100–108.
- Агеева Н.А. Системный подход к этико-правовому регулированию медицинской деятельности // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-5 (48). – С. 97–102.
- Агеева Н.А. Социокультурный аспект невежества // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014. – № 35. – С. 69–74.
- Агеева Н.А. Учение о доминанте А.А. Ухтомского в контексте гуманизации и гуманитаризации науки и образования // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 10-2 (42). – С. 117–122.
- Агеева Н.А. Ценностные детерминанты ученого в контексте инновационной деятельности // Universum: Общественные науки. – 2014. № 7 (8). – С. 5.
- Агеева Н.А., Толмачев В.Г. Учет социокультурных и психофизических особенностей пациента в процессе подготовки и переподготовки медицинских кадров // Приоритетные направления развития науки и образования. – 2016. – № 4-1 (11). – С. 53-55.
- Ерохин С.А., Шаповал Г.Н. Врачебный менталитет в воспитательно-гуманистическом измерении медицинского вуза // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016. – С. 103-106.
- Иващенко А.П., Шаповал Г.Н. Проблема этнической идентичности в свете гуманизации педпроцесса в медицинском вузе // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2014.- № 41-42. – С. 101-106.
- Карташова Е.А. Актуальные вопросы профилактики стрессов в студенческой среде медицинского вуза // В сборнике: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». – 2016. – С. 120-124.
- Карташова Е.А. Сравнительная оценка молекулярных эффектов цитопротекторов в комплексной терапии ишемической болезни сердца / Е.А. Карташова // Российский кардиологический журнал. – 2009. – Т. 79. – № 5. – С. 62–67.
- Карташова Е.А. Сравнительная оценка эффективности и безопасности триметазидина и милдроната в комплексной терапии ишемической болезни сердца. диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук // ГОУВПО «Ростовский государственный медицинский университет». Ростов-на-Дону,- 2009. – 158 с.
- Карташова Е.А. Сравнительная оценка эффективности и безопасности применения триметазидина и милдроната в комплексной терапии ишемической болезни сердца // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук / Ростовский государственный медицинский университет. Ростов-на-Дону, 2009.
- Карташова Е.А. Эффективность коммуникативной стратегии врача-кардиолога в лечении пациентов разного возраста. // В сборнике: Теория и практика приоритетных научных исследований, сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – 2016. – С. 57-61.
- Карташова Е.А. Эффективность персонализированной терапии в рамках терапевтического сотрудничества при лечении пациентов разного возраста // В сборнике: Наука сегодня: проблемы и пути решения, материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2016. – С. 78-80.
- Карташова Е.А., Кастанаян А.А., Нажева М.И., Жулитов А.Ю., Железняк Е.И. Эффективность применения тиотриазолина в комплексной терапии ишемической болезни сердца // Кардиоваскулярная терапия и профилактика.- 2016. – Т. 15. - № 3.- С. 25-30.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Роль познавательно-развивающего туризма в процессе социализации студентов-медиков. // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - № 2 (58). – С. 577-581.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Социализирующий потенциал внеаудиторной деятельности студента-медика. // Современные научные исследования и инновации. – 2016.- № 2 (58).- С. 689-692.
- Карташова Е.А., Шаповал Г.Н. Средства и формы социальной активности студентов вуза. // Современные научные исследования и инновации. – 2016. - № 1 (57). – С. 698-704.
- Нажева М.И. Комплекс ГТО в структуре мониторинга физического и патриотического воспитания студентов-медиков // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 49-53.
- Нажева М.И. Профессиональная подготовка студента-медика в контексте профилактики сердечно-сосудистых заболеваний // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 84-88.
- Нажева М.И., Демидов И.А. Дополнительные диагностические возможности лабораторного скрининга для оценки риска сердечно-сосудистых заболеваний // Научное обозрение. – 2015. – № 12. – С. 212–216.
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи в контексте укрепления национальной безопасности России // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. – 2016. – № 58. – С. 89–94.
- Спиридонов А.П., Шаповал Г.Н. Социокультурная деятельность контексте профессиональной социализации студентов российских вузов //
Universum: общественные науки.- 2016.- № 6 (24).- С. 4. - Толмачев В.Г. Здоровый образ жизни в контексте осознанного выбора человека // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 427-431.
- Толмачев В.Г. Эффективность терапевтического сотрудничества врача и пациента в условиях инновационного общества // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 9 (65). – С. 423-426.
- Шаповал Г.Н. Компетентностный и биоэтический аспекты аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов-медиков. В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, 2016. С. 163-166.
- Шаповал Г.Н. Роль коммуникативной компетенции в ходе профессиональной подготовки иностранных студентов-медиков // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 3-12. – С. 144–147.
- Шаповал Г.Н. Формирование нравственных качеств личности студентов вуза в контексте патриотического воспитания // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: вызовы и решения материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». Вологда, – 2016. – С. 168–171.
- Шаповал Г.Н., Карташова ЕА. Формирование патриотического сознания через призму пропаганды здорового образа жизни среди студентов-медиков // В сборнике: Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 381-385.