КОНКУРЕНЦИЯ МИРОВЫХ БРЕНДОВ В ФАСТФУДА НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ И РЕСТОРАНОВ KFC И MCDONALD’S)

Калашников Андрей Витальевич
Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ в г. Шахты
студент

Аннотация
В статье проведено изучение такого термина как «конкуренция». На основе сформированного понятия был произведен сравнительный анализ двух основных представителей мировых сетей быстрого питания – KFC и McDonald’s. Были оценены такие факторы как кухня, оформление, лица, представляющие компанию в рекламе, расположение предприятий быстрого питания в Ростове-на-Дону.

Ключевые слова: конкурентная борьба, конкуренция, ресторанный бизнес, рестораны быстрого питания, сетевые предприятия общественного питания, франчайзинг


THE COMPETITION OF WORLD BRANDS OF FAST FOOD IN THE REGIONAL MARKETS (ON THE EXAMPLE OF THE CITY OF ROSTOV-ON-DON AND KFC AND MCDONALD'S RESTAURANTS)

Kalashnikov Andrey Vitalyevich
Institute of service and business (branch) DSTU in Shakhty
student

Abstract
In article it is carried studying of such term as "competition" out. On the basis of the created concept was made the comparative analysis of two main representatives of world networks of a fast food – KFC and McDonald’s. Such factors as the kitchen, registration, persons representing the company in advertizing, an arrangement of fast-food establishments in Rostov-on-Don were estimated.

Keywords: KFC, McDonald’s


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калашников А.В. Конкуренция мировых брендов в фастфуда на региональных рынках (на примере города Ростова-на-дону и ресторанов KFC и McDonald’s) // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78902 (дата обращения: 18.04.2024).

Современный темп жизни диктует нам наши кулинарные предпочтения. Чем активнее мы стараемся жить – тем сложнее нам грамотно питаться. Для решения проблемы питания в течение дня мы все чаще прибегаем к такому типу заведений общественного питания как фаст-фуд рестораны. Они предлагают своим посетителям оптимальную комбинацию скорости приготовления, цены и биологической ценности питания.

Актуальность работы заключается в оценке развития такой сети быстрого питания как КFC, оценка ее текущего положения в городе Ростове-на-Дону. Интерес к теме повышается в связи с тем, что, как и в других городах России, основным оппонентов KFC на рынке питания является корпоративный гигант – McDonald’s.

Конкуренция — экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей [2].

Выделяют следующие функции конкуренции:

  • выявление или установление рыночной стоимости товара;
  • выравнивание индивидуальных стоимостей и распределение прибыли в зависимости от различных затрат труда;
  • регулирование перелива средств между отраслями и производствами [1].

KFC – американская сеть кафе общественного питания, специализирующаяся на блюдах из курицы. Она была основана в 1952 году Харландом Сандерсоном. Дословно название KFC означает Kentucky Fried Chicken – Жаренный цыпленок из Кентукки [5]. Стоит отметить, что сегодня сеть этих ресторанов представлена в 110 странах мира, где имеет более 16 000 точек, что позволяет обслуживать около 12 000 000 клиентов ежедневно. Главным секретом кухни данной сети, известным лишь небольшой группе людей, является разработанная Сандерсом знаменитая панировка курицы, основу которой составляют 11 трав и специй, подобранные им лично. Блюда в этой неповторимой панировке настолько оригинальны, что являются брендом компании и составляют основу всего ее меню [6].

Рестораны этой сети работают по общеизвестной системе франчайзинга. Франчайзинг (англ. franchise, «лицензия», «привилегия»), франши́за (от фр. franchir, «преодолевать»), коммерческая концессия — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера [4].

Со времени создания сеть  KFC вела достаточно продуманную политику в плане выбора места, дизайнерских решений, меню. Бренд должен был стать идеалом потребительского выбора и быть любим клиентами искренне. Современная политика сети продолжает развивать вложенный в нее потенциал.

В России же эта сеть открылась автономным брендом Ростик’с в 1993 году. Первый ресторан был открыт в ГУМе. После перепродажи и ребрендинга компании второе официальное пришествие KFC на отечественный рынок произошло сентябре 2011 года. Тогда же было объявлено, KFC является самостоятельным брендом на территории Российской Федерации и сохраняет за собой собственные цвета, оформление помещения, а также вывески и рекламу. К сентябрю 2011 года данный бренд уже открыл более 200 ресторанов на территории России и СНГ. Российские представители компании в своих выступления отмечают, что сеть KFC ожидает большой рост, выраженный в количестве ресторанов и финансовых активов. Неоднократно отмечалось усиление позиций сети в городах-миллиониках и появления новых точек общественного питания в остальных городах [5].

В Ростове-на-Дону заведения расположены очень грамотно. Нахождение в местах скопления людей обеспечивает постоянную прибыль и грамотное распространение рекламы без лишних затрат: само наличие ресторана в месте, где большое скопление потенциальных клиентов – лучшая реклама. Стоит отметить, что места размещения ресторанов находятся на крупных городских развязках: ресторан на в самом центре города – на улице  Большой Садовой размещен на пересечении с проспектом Ворошиловским, недалеко от него находится Ростовский Государственный Экономический Университет (РИНХ), а второй – напротив автовокзал и спортивного комплекса «Олимп 2», где проходят тысячи людей ежедневно [6]. Первое из мест определенно можно назвать молодежным, благодаря близкому расположению к ВУЗу, где очень много студентов, расположение рядом с автовокзалом позволяет обслуживать пассажиров, только что прибывших в Ростов-на-Дону из других городов. Оценивать загруженность ресторанов, размещенных в торговых центрах, не является необходимым, так как любой человек, пришедший в торговый центр, уже потенциальный покупатель.

Цветовое оформление ресторана в красно-белых цветах легко запоминается, а символ «Полковника» известен каждому, кто хоть раз проходил мимо. Необходимо отметить, что основный конкурент сети McDonald’s предпочитает использовать в своем интерьере разнообразное сочетание цветов и не боится экспериментов, создавая детские комнаты с прозрачными окнами, которые вносят разнообразие в общий интерьер. Классическое дизайнерское оформление KFC противостоит пестроте и навязчивости McDonald’s.

Бренды KFC и McDonald’s противостоят в плане лиц компании: «Полковник» Харланда Сандерса противостоит Дональду Макдональду, главному живому символу McDonald’s и лицу компании. Стоит отметить, что сравнение двух персонажей здесь осложненно тем, что «Полковник» является персонажем реальным. Тогда как персонаж Дональда Макдональда являлся выдуманным и грамотно прорекламированным. Известность Дональда Макдональда зависела от самой сети, он не являлся автономным проектом, как в случае с его оппонентом. В связи с тем, что сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s переходит на более полезную пищу, клоун, который служил ее символом с 1963 года, не вписывается в новую концепцию бренда. Иными слоавми, всем известного клоуна «увольняют». Таким образом, победа символов остается за «Полковником из Кентукки», являющегося брендом KFC с 1952.

Об обслуживании много сказать не получится, так как и в той, и в другой сети весь персонал проходит обучение и подготовку, вежлив и не имеет нареканий.

Основа кухни KFC – фирменная курица и сэндвичи из нее, а в McDonald’s предпочитают изготавливать свои блюда преимущественно из говядины. Несколько лет назад, McDonald’s пришлось полностью изменить меню, так как сети KFC удалось доказать, что основа кухни оппонента состоит из вредных для организма продуктов, а технология производства лишь усугубляет негативные последствия. В ответ подобных действий не последовало [6,7].

Определенно, KFC – одна из наиболее перспективно развивающихся компаний на отечественном рынке. Активы ее растут также быстро, как и число потребителей, прибывающих ежедневно. Одно из основных направлений развития сети – разумное увеличение количества ресторанов в области и на территории России. Это позволит увеличить количество потребителей, провести дополнительную рекламу сети, получить новые источники прибыли. Рост количества ресторанов приведет не только к увеличению прибыли владельцев, но и к появлению новых рабочих мест в отрасли. Достаточно большое число студентов – основная рабочая сила для заведений такого типа, сумеют найти рабочее место. Это позволит вести более успешную конкурентную борьбу с основным оппонентом – McDonald’s. Получение больших территорий и локальные победы над McDonald’s позволят KFC стать мировым брендом №1 в области ресторанов фаст-фуда, официальным партнером большинства спортивных событий и иных крупных мероприятий.

В заключение можно сказать, что «на вкус и цвет товарища нет». Оба мировых бренда достаточно велики, их товарооборот измеряется десятками миллионов долларов ежедневно, а размеры реальной ежедневной прибыли содержатся в секрете. Оба бренда обслуживают миллионы человек ежедневно и заключают многомиллионные контракты на поставку продуктов и рекламу. Итоговый выбор принадлежит исключительно каждому потребителю, который решает где ему питаться. Однако необходимо помнить, что  фаст-фуд – это не здоровая пища.


Библиографический список
  1. Роздольская И.В., Гребеник Л.Г., Беседина Ю.А. Менеджмент в торговле и общественном питании. Учебное пособие. – Белгород: Издательство БУПК, 2010.
  2. Конкуренция. Виды конкуренции [электронный ресурс]. URL:  http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/vidy-konkurencii.html
  3. Маркетинг для начинающих: конкуренты [электронный ресурс]. URL:   http://marketing-course.ru/marketing-dlya-nachinayushhikh-konkurenty/
  4. Франчайзинг, его понятие и виды. Особенности франчайзинга. http://www.grandars.ru/college/biznes/franchayzing.html
  5. KFC (официальный сайт) [электронный ресурс]. URL:   https://www.kfc.ru/
  6. KFC. Франчайзинговое предложение [электронный ресурс]. URL:
    http://vsefranshizi.ru/catalog/franshizi-restorany/KFC/
  7. McDonald’s (официальный сайт) [электронный ресурс]. URL:   https://mcdonalds.ru/


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Калашников Андрей Витальевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация