ПРОБЛЕМНАЯ ЛЕКЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИЗЛОЖЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Ражова Надежда Александровна1, Якимова Алена Сергеевна1, Коробова Елизавета Викторовна1
1Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студентка 4 курса

Аннотация
В данной статье рассматривается общее понятие лекции, а также виды лекции. Также дается рассмотрение отличий информационной лекции от проблемной лекции. Также в данной статье рассматривается понятие проблемной ситуации - основного элемента проблемной лекции - как создается проблемная ситуация, с помощью чего и с какой целью педагогами создается проблемная ситуация. Также в данной статье описываются основные варианты создания педагогами проблемных ситуаций, т.е. основные варианты проблемного обучения, к которым относятся различные виды проблемного изложения педагогами ситуации, а также частично-поисковые методы, при которых обучающиеся также включаются в работу. Также в данной статье рассмотрены некоторые приемы создания педагогами проблемной ситуации. Также выделены основные этапы проблемной лекции.

Ключевые слова: информационная лекция, Лекция, обучающиеся, педагог, приёмы, проблемная лекция, проблемная ситуация, проблемное изложение, частично-поисковые методы, этапы


PROBLEM LECTURE AS A KIND OF THE PRESENTATION OF EDUCATIONAL MATERIAL

Razhova Nadezda Alexandrovna1, Yakimova Alena Sergeyevna1, Korobova Elizaveta Viktorovna1
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University. Kozma Minin, 4th year student

Abstract
This article discusses the general concept of the lectures, as well as types of lectures. Also given consideration differences informational lectures on problematic lectures. Also, this article discusses the concept of a problem situation - the main element of problem lecture - how to create a problematic situation, by means of what and for what purpose teachers creates a problem situation. Also, this article describes the main options for teachers of problematic situations, ie basic options problem-based learning, which include various types of problem teachers presentation of the situation, as well as part-search methods, in which the students are also included in the work. Also, this article describes some of the techniques teachers create a problem situation. Also highlighted the main stages of problem lecture.

Keywords: lecture, lecture information, partially-search methods, problem lecture, problem situation, problem statement, stages, students, teacher, techniques


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ражова Н.А., Якимова А.С., Коробова Е.В. Проблемная лекция как один из видов изложения учебного материала // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78881 (дата обращения: 12.10.2024).

Лекция – это один из словесных методов организации познавательной деятельности обучающихся [4]. Она представляет собой монологический метод изложения учебного материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений. Лекция рассчитана на все занятие, а изложение материала происходит по заранее составленным конспектам. Лекция – один из самых первых методов обучения, который применялся еще в древности. Проверка усвоения студентами пройденного материала происходит на практическом занятии.

Выделяют различные виды лекций, такие как:

−       традиционная лекция;

−       проблемная лекция;

−       лекция-дискуссия;

−       конспект-лекция;

−       лекция-консультация,

−       лекция с обратной связью и другие.

Рассмотрим подробнее проблемную лекцию как один из видов лекционного изложения материала преподавателем.

Информативная лекция подразумевает под собой передачу готовой информации от педагога к обучающимся, а в проблемной лекции студенты проявляют творческую инициативу в поиске решения проблемной ситуации.

Задача преподавателя профессионального обучения заключается:

−       в необходимости прогнозировать проблемную стратегию получения знаний;

−       в обеспечении участия обучающихся в анализе возникшего противоречия;

−       в привлечении их к решению проблемных ситуаций;

−       в помощи поиска оригинальных путей их решения;

−       в анализе полученной новой информации в свете известных теорий;

−       в выдвижении гипотез и использовании различных методов для их решения.

В ходе поиска решения на проблемной лекции привлечение обучающихся к активной творческой деятельности осуществляется педагогом при помощи создания проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация подразумевает под собой овладение группой студентов способами поиска и применения новых знаний и компетенций.

В проблемном вопросе или в конкретной проблемной ситуации всегда должны быть противоречия, такие как:

−       противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и его практической нецелесообразностью;

−       противоречия между отсутствием методов анализа и обработки действительно существующих фактов;

−       противоречие между научными фактами и обыденными представлениями обучающихся.

Проблемная лекция требует постановки вопроса, для которого в ходе изложения учебного материала необходимо найти решение. Однако при проблемной лекции у проблемного вопроса нет готового решения, в отличие от непроблемного.

В профессиональном обучении учеными-педагогами используются следующие варианты проблемного обучения:

−       Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции или диалогическом режиме семинара;

−       Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выдвигает проблемные задачи и сам их решает, при этом обучающиеся частично привлекаются к поиску решения;

−       Частично-поисковая деятельность обучающихся в процессе выполнения эксперимента, лабораторных работ, проблемных семинаров и т.п. Преподаватель заранее определяет проблему, решение которой опирается на ту базу знаний, которую должны иметь обучающиеся. Поставленные преподавателем вопросы должны вызывать интеллектуальные трудности у обучающихся и потребовать целенаправленный мыслительный поиск.

Во время лекции педагогом используются средства общения, обеспечивающие более эффективную передачу знаний и личностных ориентиров от педагога к обучающимся, поскольку педагог как профессионал является примером для студентов. Благодаря этому легче достичь требуемых результатов обучения.

Для создания проблемной ситуации педагогами предлагаются следующие приемы:

−       прямая постановка проблемы;

−       проблемное задание в виде вопроса;

−       сообщение информации, содержащей противоречие;

−       сообщение противоположных мнений по любому вопросу;

−       обращение внимания на то или иное жизненное явление, которое нужно объяснить;

−       сообщение фактов, вызывающих недоумение;

−       сопоставление жизненных представлений с научными;

−       постановка вопроса, на который должен ответить обучающийся, прослушав часть лекции, и сделать выводы.

Любая проблемная ситуация требует наличия двух компонентов, таких как объект познания, т.е. материал лекции, и субъект познания – обучающийся. Таким образом, познавательная деятельность представляет собой взаимодействие данных компонентов для усвоения нового знания.

Построение лекции предусматривает появление вопроса в сознании обучающегося.

Учеными-педагогами выделяются следующие этапы познавательной деятельности студентов в процессе решения проблемного вопроса:

  1. Осознание проблемы обучающимся;
  2. Выдвижение предложений по решению поставленной преподавателем проблемы;
  3. Обсуждение и поиск студентами совместно с педагогом вариантов решения проблемы;
  4. Проверка решения и формулирование окончательного ответа.

Особой ценностью в проблемной лекции является сходство логики  учебного познания с логикой научного познания. Тем не менее, эффективность постановки проблемной ситуации снижается в больших аудиториях, в которых присутствует более 60 студентов, а также во многом зависит от уровня подготовки обучающихся и самого преподавателя к данному виду работы. Для проведения подобных лекций требуется тщательная подготовка педагога, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала студентами, а также позволяет оптимизировать разрешение данной проблемной ситуации.


Библиографический список
  1. Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М.: Просвещение, 2014. – 479 с.
  2. Витвицкая С.С. Основы педагогики высшей школы. – К.: Центр учебной литературы, 2013. – 316 с.
  3. Касимов Р.Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: метод. рекомендации. М., 2015. – 544с.
  4. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю.  Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов – М. ; СПб. : МарТ, 2013.
  5. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 608 с.


Все статьи автора «Якимова Алена Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: