Лекция – это один из словесных методов организации познавательной деятельности обучающихся [4]. Она представляет собой монологический метод изложения учебного материала большой емкости, достаточной сложности, имеющего свою логику доказательств и обобщений. Лекция рассчитана на все занятие, а изложение материала происходит по заранее составленным конспектам. Лекция – один из самых первых методов обучения, который применялся еще в древности. Проверка усвоения студентами пройденного материала происходит на практическом занятии.
Выделяют различные виды лекций, такие как:
− традиционная лекция;
− проблемная лекция;
− лекция-дискуссия;
− конспект-лекция;
− лекция-консультация,
− лекция с обратной связью и другие.
Рассмотрим подробнее проблемную лекцию как один из видов лекционного изложения материала преподавателем.
Информативная лекция подразумевает под собой передачу готовой информации от педагога к обучающимся, а в проблемной лекции студенты проявляют творческую инициативу в поиске решения проблемной ситуации.
Задача преподавателя профессионального обучения заключается:
− в необходимости прогнозировать проблемную стратегию получения знаний;
− в обеспечении участия обучающихся в анализе возникшего противоречия;
− в привлечении их к решению проблемных ситуаций;
− в помощи поиска оригинальных путей их решения;
− в анализе полученной новой информации в свете известных теорий;
− в выдвижении гипотез и использовании различных методов для их решения.
В ходе поиска решения на проблемной лекции привлечение обучающихся к активной творческой деятельности осуществляется педагогом при помощи создания проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация подразумевает под собой овладение группой студентов способами поиска и применения новых знаний и компетенций.
В проблемном вопросе или в конкретной проблемной ситуации всегда должны быть противоречия, такие как:
− противоречие между теоретически возможным способом решения задачи и его практической нецелесообразностью;
− противоречия между отсутствием методов анализа и обработки действительно существующих фактов;
− противоречие между научными фактами и обыденными представлениями обучающихся.
Проблемная лекция требует постановки вопроса, для которого в ходе изложения учебного материала необходимо найти решение. Однако при проблемной лекции у проблемного вопроса нет готового решения, в отличие от непроблемного.
В профессиональном обучении учеными-педагогами используются следующие варианты проблемного обучения:
− Проблемное изложение учебного материала в монологическом режиме лекции или диалогическом режиме семинара;
− Проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выдвигает проблемные задачи и сам их решает, при этом обучающиеся частично привлекаются к поиску решения;
− Частично-поисковая деятельность обучающихся в процессе выполнения эксперимента, лабораторных работ, проблемных семинаров и т.п. Преподаватель заранее определяет проблему, решение которой опирается на ту базу знаний, которую должны иметь обучающиеся. Поставленные преподавателем вопросы должны вызывать интеллектуальные трудности у обучающихся и потребовать целенаправленный мыслительный поиск.
Во время лекции педагогом используются средства общения, обеспечивающие более эффективную передачу знаний и личностных ориентиров от педагога к обучающимся, поскольку педагог как профессионал является примером для студентов. Благодаря этому легче достичь требуемых результатов обучения.
Для создания проблемной ситуации педагогами предлагаются следующие приемы:
− прямая постановка проблемы;
− проблемное задание в виде вопроса;
− сообщение информации, содержащей противоречие;
− сообщение противоположных мнений по любому вопросу;
− обращение внимания на то или иное жизненное явление, которое нужно объяснить;
− сообщение фактов, вызывающих недоумение;
− сопоставление жизненных представлений с научными;
− постановка вопроса, на который должен ответить обучающийся, прослушав часть лекции, и сделать выводы.
Любая проблемная ситуация требует наличия двух компонентов, таких как объект познания, т.е. материал лекции, и субъект познания – обучающийся. Таким образом, познавательная деятельность представляет собой взаимодействие данных компонентов для усвоения нового знания.
Построение лекции предусматривает появление вопроса в сознании обучающегося.
Учеными-педагогами выделяются следующие этапы познавательной деятельности студентов в процессе решения проблемного вопроса:
- Осознание проблемы обучающимся;
- Выдвижение предложений по решению поставленной преподавателем проблемы;
- Обсуждение и поиск студентами совместно с педагогом вариантов решения проблемы;
- Проверка решения и формулирование окончательного ответа.
Особой ценностью в проблемной лекции является сходство логики учебного познания с логикой научного познания. Тем не менее, эффективность постановки проблемной ситуации снижается в больших аудиториях, в которых присутствует более 60 студентов, а также во многом зависит от уровня подготовки обучающихся и самого преподавателя к данному виду работы. Для проведения подобных лекций требуется тщательная подготовка педагога, что значительно повышает эффективность усвоения учебного материала студентами, а также позволяет оптимизировать разрешение данной проблемной ситуации.
Библиографический список
- Бабанский Ю.К. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. ин-тов / Под ред. Бабанского Ю.К – М.: Просвещение, 2014. – 479 с.
- Витвицкая С.С. Основы педагогики высшей школы. – К.: Центр учебной литературы, 2013. – 316 с.
- Касимов Р.Я. Подготовка проблемной лекции в вузе: метод. рекомендации. М., 2015. – 544с.
- Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике (междисциплинарный): для учащихся, студентов, аспирантов, учителей и преподавателей вузов – М. ; СПб. : МарТ, 2013.
- Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 608 с.