ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ

Завражнов Василий Владимирович1, Чагина Марина Владимировна2
1ФГАУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, сервиса и туризма
2ФГАУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал, студентка 4 курса, психолого-педагогического факультета

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме употребления психоактивных веществ подростками. В статье дается определение, выявляются причины употребления психоактивных веществ подростками, раскрываются формы и методы психолого-педагогической профилактики употребления психоактивных веществ подростками. Эмпирическое исследование выявляет у подростков уровень склонности к употреблению психоактивных веществ и раскрывает факторы формирующие его.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, мотив, подросток, профилактика, психоактивные вещества, тип личности


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF PREVENTION OF JUVENILE PSYCHOACTIVE SUBSTANCES ABUSE

Zavrazhnov Vasiliy Vladimirovich1, Chagina Marina Vladimirovna2
1Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Social Work, Tourism and Service
2Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch, Faculty of Psychology and Pedagogy, 4-year student

Abstract
This article is devoted to the problem of juvenile psychoactive substances abuse. The definitions, factors causing psychoactive substance abuse, forms and methods for prevention of juvenile psychoactive substances abuse have been introduced.Empirical study shows up psychoactive substances abuse propensity level and reveals the factors forming it.

Keywords: addictive behavior, juvenile, motive, personality type, prevention, psychoactive substances


Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Завражнов В.В., Чагина М.В. Психолого-педагогические аспекты профилактики употребления психоактивных веществ подростками // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/02/78298 (дата обращения: 23.09.2024).

Проблема употребления психоактивных веществ является в настоящий момент одной из самых острых. Наркотические вещества получают все большее распространение, также не является проблемой получение сведений о них через средства массовой информации и Интернет. В современном обществе не существует однозначного отношения к психоактивным веществам, что связано с неустойчивостью системы ценностей. Данная проблема имеет комплексный характер. Употребление психоактивных веществ связано с различными причинами. Во-первых, причины социально-экономического характера, так как современное общество характеризуется рядом кризисов, что порождает чувство неуверенности и потребность избежать проблем. Во-вторых, причины нравственно-этического характера, так как в обществе не существует сложившихся этических норм, которые однозначно определяли бы употребление психоактивных веществ как негативный поступок. Напротив, для некоторых социальных групп употребление психоактивных веществ выступает признаком высокого статуса. В-третьих, индивидуальные особенности психики, так как многие люди не в состоянии справиться со стрессогенными факторами.

В этом отношении особую важность представляет профилактика употребления психоактивных веществ подростками. Ситуация, в которой оказывается подросток, отличается сложностью: с одной стороны подросток еще не является взрослым, а с другой – он требует от других признания своей «взрослости». Это порождает многочисленные конфликты, что может приводить к стрессу. Также система ценностей подростка не сформирована окончательно, поэтому он не вполне отдает себе отчет в правильности некоторых своих действий. Ведущей деятельностью для подростков является общение, следовательно, для того, чтобы получить признание в среде сверстников подросток может совершать необдуманные поступки, в том числе и употреблять психоактивные вещества.

Проблема употребления психоактивных веществ подростками  изучается  в работах А.А. Авраменко, С.Б. Галкина, Б.М. Гузикова, А.А. Дашковой, Л.Ю. Ивановой, А.Е. Личко, Л.Д. Мирошниченко, Н.А. Твороговой, И.А. Черняховского и мн. др.

В широком смысле психоактивным называется любое вещество, способное изменять психофизическое состояние. Как правило, такие вещества ассоциируются в научной литературе с наркотиками, однако в специальных исследованиях приводится более подробная классификация, куда включаются и различные токсические вещества [1].

По мнению И.П. Короленко и В.Ю. Завьялова Употребление психоактивных веществ представляет собой наиболее распространенную форму аддиктивного (зависимого) поведения. Данное поведение характеризуется наличием стремления к уходу от реальности за счет изменения состояния сознания [2].

В.Д. Менделевич считает, что употребление психоактивных веществ может быть вызвано различными мотивами. К ним относится стремление к получению удовольствия, любопытство, давление со стороны ближайшего окружения, попытки справиться с негативными переживаниями (страх, тревога). Длительное употребление психоактивных веществ приводит к возникновению психологической и физиологической зависимости, которая требует длительного лечения. Наличие зависимости от психоактивных веществ характеризуется широким спектром поведенческих расстройств, вызванных тем, что объект зависимости (психоактивное вещество) наделяется наибольшей значимостью, а мотив его употребления становится ведущим в поведении личности [3].

Подростковый возраст в психолого-педагогической литературе считается периодом повышенного риска в плане употребления психоактивных веществ. Причинами возникновения аддиктивного поведения в этом возрасте являются: неспособность подростка справиться с предъявленными требованиями, нарушение отношений со сверстниками, неблагополучие в семье, наличие аддиктивного поведения у родителей. При этом следует учитывать, что действие этих причин может усугубляться индивидуальными особенностями развития подростка. К ним относится переживание возрастного кризиса, неподготовленность подростка к взаимодействию с окружающей социальной средой, неопределенность положения подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый), высокий уровень тревожности. Сами по себе указанные черты не являются определяющими для аддиктивного поведения, но в сочетании с объективными социальными условиями они могут оказать влияние на склонность подростков к употреблению психоактивных веществ [4].

Профилактика употребления психоактивных веществ подростками предполагает различные формы работы. К ним относится грамотное информирование подростков о действии психоактивных веществ и последствиях их употребления, формирование установок на здоровый образ жизни, повышение самооценки, развитие волевых качеств и умения справляться с неблагоприятными условиями среды. Профилактическая работа может проводиться как со всеми подростками, так и с теми, у кого имеется опыт употребления психоактивных веществ. В том случае, если подросток уже начал употреблять психоактивные вещества, но зависимость еще не возникла, требуется привлечение специалистов-медиков с целью ее предотвращения. Также профилактика может быть направлена на недопущение рецидива употребления психоактивных веществ и реабилитацию подростков, прошедших курс лечения [5].

Для изучения склонности подростков к употреблению психоактивных веществ было проведено эмпирическое исследование в условиях общеобразовательной школы. В исследовании принимали участие ученики 8 «А» класса в количестве 20 человек.

Для диагностики в исследовании использовались следующие методики: анкета, разработанная А.В. Ивановым и С.В. Ивановой; патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко (ПДО); опросник, разработанный Б.М. Гузиковым и А.А.Нейрояном, для учеников 8-11-х классов по выявлению склонности к наркотической зависимости.

Анализ результатов исследования показал, что больше половины подростков имеют высокий уровень склонности к употреблению психоактивных веществ. На высокий уровень развития данной склонности оказывает влияние слабая информированность подростков о воздействии психоактивных веществ и последствиях их употребления. У подростков также не сформировано умение отказываться от приема психоактивных веществ, если их предлагают в компании сверстников. Еще одной проблемой в развитии склонности подростков к употреблению психоактивных веществ является преобладание эпилептоидной и лабильной акцентуаций характера, которые провоцируют данную склонность. Частая смена настроения, неспособность контролировать аффективные реакции приводит к тому, что подростки могут переживать негативные психоэмоциональные состояния, провоцирующие прием психоактивных веществ.

Профилактика зависимого поведения подростков предполагает индивидуальный подход. При этом педагоги и родители должны быть хорошо информированы о признаках употребления психоактивных веществ и особенностях развития личности подростка. Так как одним из признаков зависимости является скрытность подростка, необходимо преодолеть психологические барьеры, чтобы вместе с подростком определить пути решения проблемы аддикции. В данном случае важно учитывать тип личности подростка, поскольку способы реагирования подростков на беседы с педагогами и родителями о вреде употребления психоактивных веществ могут быть различными.

Таким образом, проблема употребления психоактивных веществ подростками является в настоящий момент одной из самых острых. Профилактика употребления психоактивных веществ подростками предполагает различные формы работы. К ним относится грамотное информирование подростков о действии психоактивных веществ и последствиях их употребления, формирование установок на здоровый образ жизни, повышение самооценки, развитие волевых качеств и умения справляться с неблагоприятными условиями среды. Проведенное  эмпирическое исследование в условиях общеобразовательной школы позволило выявить, что больше половины подростков имеют высокий уровень склонности к употреблению психоактивных веществ. На высокий уровень развития данной склонности оказывает влияние слабая информированность подростков о воздействии психоактивных веществ и последствиях их употребления. У подростков также не сформировано умение отказываться от приема психоактивных веществ, если их предлагают в компании сверстников. Еще одной проблемой в развитии склонности подростков к употреблению психоактивных веществ является преобладание эпилептоидной и лабильной акцентуаций характера, которые провоцируют данную склонность.


Библиографический список
  1. Гомончук М. Если подросток – наркоман. Основы безопасности жизнедеятельности. – Академия развития, 2003. – 96 с.
  2. Шереги Ф.Э. Наркотизация в молодежной среде: структура, тенденции, профилактика (социологический анализ). – М.: Центр социального прогнозирования, 2003. – 600 с.
  3. Лисецкий К. Подростковая наркомания и алкоголизм: факторы риска и защиты. – М.: Академический проект, 2004. – 214 с.
  4. Захаров Ю.А. Признаки употребления наркотиков подростками // Воспитание школьников. – 2007. -  № 1. – С.38 – 43.
  5. Пузыревская И.И. За школу без наркотиков // Воспитание школьников. – 2001. – № 7. – С. 38 – 39.


Все статьи автора «Завражнов Василий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: