Понятие «федерализация» непосредственно пересекается и тесно связано с понятием «федеративное развитие». Федеративное развитие – действие, которое изменяет форму государственного устройства и управления с осуществлением элементов федерализма. Федерализм играет большую роль в истории становления и развития российского государства. Но отсюда следует также то, что его появление в нашей стране носило противоречивый и непоследовательный характер. Даже в процессе формирование государства постоянно происходили конфликты федеративного и унитарного начал. Но в ходе истории Российская империя раз за разом смогла завоевать и колонизировать всё большие территории. Если анализировать процесс федерализации то, это позволяет узнать все сильные стороны России.
Федерализация России (как важная форма для развития страны) считается предметом споров и конфликтов XIX – начала XX века. Известный профессор Л.Ф. Болтенкова определила этапы, в котором формируется федерализм:
- древнее государство, объединявшее разные народы и племена;
- федералистское начало в формировании русской (московской) государственности;
- определение роли других народов в формировании российского имперского государства (XVI – XVII вв.);
- поддержка тенденций принципов унитаризма и федерализма в развитии российской государственности.
Главным отличием исторического развития российского государства было в том, что территории, которые присоединялись, могли оставить за собой право самоуправления. Следовательно, федерализм для России – некий процесс формирования российской государственности.
Новая практика взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в начале 1990-х гг. создала разные формы и элементы координации. Решение было принято совместно с другими юридически значимыми действиями, такими как: предварительные уведомления о деятельности или принимаемых актах; взаимное информирование; совместные органы, решения и программы; получение предварительного согласия; регистрация юридически значимых действий и документов и др.
В последнее время заинтересованными структурами предлагаются задачи по изменению субъектного состава Федерации путем усложнения ее субъектов. Это новое решение регионализации федеративной структуры, которая обязывает к полному и точному осмыслению, обдумыванию принципов, целей и задач. Необходимо мониторинговое исследование посвященные тому, какими должны быть правовые, политические и экономические результаты существующих субъектов Федерации. Укрепление субъектов Российской Федерации должно проходить при обязательном учете мнения жителей.
Принятие решений для социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года с сильным региональным блоком, содержащим программы развития определенных территорий, как предполагается, даст нам новый уровень регионального развития.
Главная особенность регионального развития в том, что она не опирается на существующее административное деление. Суть этого различия в неравенстве субъектов Российской Федерации, и, конечно же, в достижении определенного уровня и интенсивности социально-экономического развития, его суть – в построении нового общества. Это касается не только технологических, но и об управленческих, социальных новшеств во всех сферах жизни населения.
Новый статус федеративных отношений объясняется такими тенденциями как:
- большая изменчивость процессов и укрепление целостности;
- усиление эффективности государственной власти;
- поиск оптимальных решений;
- регулирование всех законов и желание представлять интересы субъектов;
- обеспечение экономического и социального развития страны и ее регионов;
- ответственность за решения перед населением;
- дальнейший рост национальной культуры.
Показатели федеративных отношений показывают неплохой уровень. Только за последние годы страна преодолела ряд изменений, которые идут на пользу российскому государству. Из всего сказанного вытекает следующее: тот опыт, который накопила Россия, показывает, что развитие субъектов – это непросто. Следует всегда проводить проверки, задавать себе цели и осуществлять мероприятия для развития страны.
Дальнейшее развитие страны как федерации взаимосвязано с ее регионами. Главным достижением федерального уровня стало то, что он разрешил субъектам участвовать в решении проблем развития регионов Российской Федерации. Принято решение одной из главных проблем регионов Российской Федерации – о взаимоотношениях республик, краев и областей. Образование новых субъектов и их объединение – это главная цель современного этапа развития федеративных отношений. Вызвана она природно-ресурсной, географической, исторической, демографической и языковой общностью, политическими, экономическими и другими интересами регионов Российской Федерации.
Федерализация является необходимым элементом для развития регионов Российской Федерации. Во-первых, происходит расширение регионов. Субъекты начинают либо делиться, либо их старых создаются новые. Во-вторых, сама федерализация подразумевает наличие государственно-территориальных образований. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов. В-третьих, каждый субъект имеет широкие полномочия во внутренней политике. Регион, имеющий больше полномочий, лучше развивается.
Таким образом, федерализация видится основным инструментом развития России в условиях санкционного давления и опоры на собственные силы.
Библиографический список
- Ахунов Р.Р. О совершенствовании стратегий инновационного развития в регионах Российской Федерации / Р.Р. Ахунов, А.В. Янгиров // Инновационное развитие экономики: российский и зарубежный опыт: сборник материалов I Международной научно-практической конференции, 23-25 сентября 2015г. – Уфа: Аэтерна, 2015. – с.119-123.
- Болтенкова Л.Ф. Учение о федерализме и его реализации в развитии государств / Л.Ф. Ботенкова. – М.:АСТ, 2006.
- Гайдук В.В. Российское федеративное государство / В.В. Гайдук, В.Е. Глухов. – М.: АСТ, 2008.
- Рабцевич А.А. Инновационная ориентация рынка труда в экономическом развитии региона [Электронный текст] // Известия ИГЭА (БГУЭП) (электронный журнал). – 2014. – №4. – URL: //eizvestia.isea.ru
- Рабцевич А.А. Теоретические основы стратегического управления региональным рынком труда // Стратегические аспекты управления социально-экономическими системами в регионе: сборник статей и тезисов Международной научно-практической конференции, 15 мая 2014г. – Владимир: ВлГУ им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, Транзит-Икс, 2014. – с.179-188.
- Салемгареев А.А. Качество регионального управления как фактор сбалансированной политики // Воспроизводственный потенциал региона: проблемы количественных измерений его структурных элементов: материалы VI Международной научно-практической конференции, 2-4 июня 2016г. – Уфа: Ак Идель Пресс, 2016. – с.324-329.
- Салемгареев А.А. Критерии сбалансированности региональной политики // Научное обозрение: теория и практика. – 2015. – №3. – с.74-80.
- Столяров М.В. Теория и практика федерализма.- М.: Известие, 2008.
- Таймасов А.Р. Исследование интеграционных связей между городом и сельскими районами: автореф дисс. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Таймасов Азат Рифгатович. – Уфа, 1992. – 20с.
- Таймасов А.Р. Региональная экономика: учебное пособие / К.Н. Юсупов, А.Р. Таймасов и др. – Уфа: БашГУ, 2015. – 280с.
- Янгиров А.В. Эффективность производства как индикатор инновационной ориентации работодателей в региональной экономике / А.А. Рабцевич, А.В. Янгиров // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных статей. Т.1. – Уфа: БашГУ, 2016. – с.166-189.