Направленные микрофоны обладают чувствительность ко звуку с одного направления. Наибольшая чувствительность, при этом, достигается вдоль оси микрофона.
Одним из вариантов использования направленных микрофонов является подсчет интенсивности транспортного потока.
Интенсивность транспортного потока – это количество автотранспортных средств, проходящих через сечение дороги в единицу времени [1, 2].
Подсчет интенсивности осуществляется при помощи различных детекторов транспорта, передающих информацию в дорожный контроллер или в автоматизированную систему управления дорожным движением [3, 4]. Наиболее простыми и дешевыми при реализации являются пассивные акустические детекторы, для которых требуется вовлечение в их состав направленного микрофона [5]. По простоте реализации наиболее оптимальными являются направленные микрофоны типа «бегущая волна» и «линейного» типа [6, 7].
Авторами изготовлены микрофоны типов «бегущая волна» и «линейного» (две разных конструкции) и проведено исследование их работы.
Микрофоны располагались на высоте 6 м от дорожного полотна под углом 45˚ к нему и направлялся на контролируемую полосу движения (на вторую полосу четырех полосной дороги). Микрофоны подключались поочередно через микрофонный разъем к ноутбуку, оснащенного WEB-камерой, с последующей записью видео и шума, исходящего от автомобилей.
Шум – это акустическая характеристика потока, включающая в себя неупорядоченное сочетание различных по силе и частоте звуков [8].
Преобразование шума исходящего от автомобилей в аудиофайл и его визуализация проводились в пакете «MATLAB». Результаты исследования приведены на рис. 1-6. На рисунках точками отмечены моменты проезда автомобилей по контролируемой полосе движения.
Микрофон типа «бегущая волна».
Микрофон (рис. 1) представляет собой трубку, заглушенную с одной стороны, а с другой – закреплен чувствительный элемент (конденсаторный микрофон). По поверхности трубки просверлен ряд детектирующих отверстий. Микрофон работает следующим образом: так как скорость распространения звука внутри и снаружи трубки одна и та же, при падении звука по оси трубки все парциальные волны приходят к мембране одновременно, в фазе. При падении звука под углом к оси парциальные волны доходят до мембраны с различной задержкой, определяемой расстоянием от соответствующего отверстия до микрофона. При этом из-за их интерференции на поверхности мембраны происходит частичное или полное гашение, т.е. давление на поверхности мембраны микрофона уменьшается [9].
Результаты визуализации аудиофайла записанного с помощью микрофона типа «бегущая волна» приведены на рис. 2.
Рисунок 1 – Направленный микрофон типа «бегущая волна»
|
Рисунок 2 – Визуализация аудиофайла записанного с помощью микрофона типа «бегущая волна |
Микрофоны «линейного» типа.
Линейный микрофон № 1 (рис. 3) представляет
собой трубку, открытую с одной стороны, а с другой закреплен чувствительный элемент (конденсаторный микрофон). По поверхности трубки выпилен ряд отверстий с четырех сторон. Микрофон работает следующим образом. Звук поступает по трубке к конденсаторному микрофону, и нежелательные шумы выходят через прорези по бокам с четырех сторон [10].
Результаты визуализации аудиофайла записанного с помощью «линейного» микрофона № 1 приведены на рис. 4.
Рисунок 3 – «Линейный» микрофон №1 |
Рисунок 4 – Визуализация аудиофайла записанного с помощью «линейного» микрофона №1 |
Линейный микрофон № 2 (рис. 5) представляет собой трубку, открытую с одной стороны, а с другой закреплен чувствительный элемент (конденсаторный микрофон). По поверхности трубки выпилен ряд отверстий с двух сторон. Микрофон работает следующим образом. Звук поступает по трубке к конденсаторному микрофону, и нежелательные шумы выходят через прорези по бокам с двух сторон [10].
Результаты визуализации аудиофайла записанного с помощью «линейного» микрофона № 2 приведены на рис. 6.
Рисунок 5 – Линейный» микрофон № 2 |
Рисунок 6 – Визуализация аудиофайла записанного с помощью «линейного» микрофона № 2 |
По результатам натурных исследований вычислена относительная погрешность, которая показана в таблице № 1.
Таблица №1 – Результаты натурных исследований разработанных микрофонов
Типы микрофонов | Истинное число автомобилей за время измерения, ед | Измеренное число автомобилей за время измерения, ед | Относительная погрешность, % |
Линейный микрофон № 1 | 13 | 13 | 50 |
Линейный микрофон № 2 | 6 | 9 | 60 |
«Бегущая волна» | 8 | 15 | 65 |
Из таблицы видно, что линейный микрофон № 1 показал погрешность меньше всего, и она составила 50 %. Результаты свидетельствуют о работоспособности данных микрофонов.
Натурные исследования, результаты которых приведены в [11], свидетельствуют, что использование микрофона типа «бегущая волна» позволило при установке его около проезжей части обеспечить погрешность 12 %.
Дальнейшее исследование предполагает натурные испытания данных типов микрофонов.
Библиографический список
- Клинковштейн Г.И., Афанасьев М.Б. Организация дорожного движения: Учебник для вузов. – М:. Транспорт, 2001 – 247 с.
- Кременец Ю.А., Печерский М.П., Афанасьев М.Б. Технические средства организации дорожного движения: Учебник для вузов. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. – 279 с.
- Traffic Detector Handbook: Third Edition—Volume I, Turner-Fairbank Highway Research Center, 2006, 288 p.
- Traffic Detector Handbook: Third Edition—Volume II, Turner-Fairbank Highway Research Center, 2006, 394 p.
- Направленные микрофоны: мифы и реальность. [Электронный ресурс]. URL: vrtp.ru/index.php?act=categories&CODE=article&article=165 (дата обращения: 23.12.2016).
- Францев С.М., Савенков А.В. Определение интенсивности транспортного потока на основе фиксации уровня шума // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/04/51555 (дата обращения: 23.12.2016).
- Францев С.М., Савенков А.В. Исследование шумовых характеристик транспортного потока на базе направленного микрофона типа “бегущая волна”. Инженерный вестник Дона, №2, часть 2 (2015). URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2p2y2015/2956 (дата обращения: 23.12.2016).
- Тэйлор Р. Шум. – М.: Мир, 1978, 308 с.
- Акустика: Учебник для вузов / Ш.Я. Вахитов, Ю.А. Ковалгин, А.А. Фадеев, Ю.П. Щевьев. – М.: Горячая линия-Телеком, 2009 – 660 с.
- Линейный микрофон (“Из чего это сделано”). [Электронный ресурс]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=Qt0mOBtgT9o (дата обращения: 23.12.2016).
- Францев С.М., А.В. Савенков А.В. Натурные исследования интенсивности транспортного потока на базе направленного микрофона типа «бегущая волна». Инженерный вестник Дона, № 4 (2016) URL. ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2016/3813 (дата обращения: 23.12.2016).
Количество просмотров публикации: Please wait