Воспитание – целостное, уникальное явление, детерминации которого определены спецификой выбора условий и возможностей формирования опыта социальных отношений, ценностей, мировоззрения, позиции личности в выборе возможностей решения задач развития. Теория и практика использования педагогического моделирования в структуре уточнения возможностей современного воспитания в нашей работе будет опираться на примеры качественного использования возможностей педагогического моделирования в работе педагога по физической культуре [1-16], на теоретико-эмпирические нюансы формирования культуры самостоятельной работы личности [17-32], на возможность продуктивного становления и самовыражения личности через социально одобряемые формы взаимоотношений [33-63].
Развитие личности определяется качеством базового формирования опыта социальных отношений и ценностей, регламентирующих возможность самоутверждения и самореализации, социализации и общения.
Детерминация категории «воспитание» определяются в системном использовании основ педагогического моделирования и педагогической методологии.
Воспитание как процесс и механизм формирования опыта социальных отношений и формирования мировоззрения определяет условий и возможности самоутверждения личности на протяжении всего периода жизнедеятельности.
Воспитание с точки зрения адаптивного подхода – процесс формирования смыслов и ценностей развития и самоутверждения личности, определяемых в модели адаптивного знания, гарантирующего учет условий и возможностей нормального распределения способностей в системном поиске оптимальных ресурсов воспроизводства уровня развития антропосреды, гарантирующий успешность развития всех звеньев социально-педагогических отношений и способов решения задач развития личности и общества.
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – процесс формирования опыта личности в иерархии выбора максимальных условий и возможностей развития физических, интеллектуальных, психических и прочих качеств личности, предопределяющих успешность в решении задач и конкурентоспособного самоутверждения через продукты деятельности и общения.
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – процесс формирования социального опыта личности в модели ценностных приоритетов развития и способов самоутверждения, гарантирующих успешное освоение социальных отношений и решения задач развития личности и общества.
Воспитание с точки зрения антропологического подхода – процесс системной верификации качества решения задач развития личности в модели воспроизводства возможностей самоорганизации антропосреды и ноосферы, в иерархии условий и нюансов которой определяются ресурсы и продукты эволюции антропопространства и научно-технического прогресса, гарантирующие целостное традиционно-инновационное оснащение учреждений непрерывного образования.
Воспитание с точки зрения герменевтического подхода – процесс уточнения направления и возможностей накопления социального опыта, системность качества которого выявляется в структуре микро-, мезо-, макрогрупповых отношений и нюансов самоидентификации и самореализации личности.
Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – процесс и механизм оптимизации условий и возможностей накопления опыта социальных отношений и деятельности, гарантирующий личности уникальность развития и продуцирования ресурсов антропосреды, непосредственно связанных с жизнеобеспечением личности и общества в целом.
Воспитание с точки зрения графологического подхода – процесс и продукт визуализации качества решения задач развития личности в поликультурных, образовательных отношениях, гарантирующих личности своевременность выбора направления самореализации и качественное понимание важности процесса социализации, системно модифицирующего сознание личности и общества в выборе оптимальных возможностей сотрудничества и поддержки.
Воспитание с точки зрения гуманистического подхода – процесс гуманизации основ развития личности в моделях деятельности и общения, определяющий специфику выбора и оптимизацию решений личности и общества в ретрансляции основ сосуществования в микро-, мезо- и макрогруппах, качество и специфика которых непосредственно связана с направлением социального знания и общей культурой, гарантирующей сохранение и преумножение ценностей и достижений личности и общества.
Воспитание с точки зрения деятельностного подхода – процесс формирования социального опыта в модели современного образования, определяющего качество и условия развития личности базовым конструктом всех преобразований в антропосреде и системе непрерывного образования, специфика воспроизводства уровня научного знания в котором предопределяет успешность развития как личности, так и общества в целом.
Воспитание с точки зрения диалектического подхода – процесс развития личности в модели системного использования основ педагогической деятельности, гарантирующей качественное решение все определяемых и решаемых задач, непосредственно связанных с деятельностью педагога и возможностью развития обучающегося, в единстве представляющих решения в идеальных и материальных продуктах развития и самоутверждения, самореализации социализации.
Воспитание с точки зрения диалогического подхода – процесс создания и реализации условий для качественного постижения развивающейся личности основ общения, предопределяющих успешное включение личности в социальные отношения и формирование опыта социальных, образовательных и профессиональных отношений, в системе направляющих личность к поиску успешных направлений самоутверждения и самореализации, самосовершенствования и взаимодействия, сотрудничества и соперничества.
Воспитание с точки зрения дихотомического подхода – процесс формирования бинарных и дуалистических представлений о социальных процессах и опыте использования социального знания в научном понимании основ развития личности и общества, предопределяющий успешное освоение социального пространства в моделях деятельности, гарантирующий целостное понимание возможностей антропосреды в развитии личности и системы человекознания, гарантирующих личности и обществу жизнеспособность идей и практики продуктивности, гуманизма, здоровьесбережения.
Воспитание с точки зрения здоровьесберегающего подхода – процесс формирования личности в конструктах целостного развития и сосуществования, где здоровьесбережение определяется базовым механизмом самосохранения личности, самоорганизующим ресурсом оптимизации возможностей развития личности и общества в современной системе непрерывного образования, гарантирующего успешное включение личности в социальные отношения и самоутверждение через продукты и услуги деятельности.
Воспитание с точки зрения информационного подхода – процесс формирования опыта работы личности в информационном поле, определяющем потенциальные продукты развития и самоутверждения, где системность информационных ресурсов качественно влияет на выбор способов построения отношений личности и коллектива, возможность создания продуктов, распространения благ и ресурсов воспроизводства уровня жизни, способности личности быть включенным в системное использование моделей ноосферы в самореализации и социализации личности как ценности и продукта всех преобразований в антропосреде.
Воспитание с точки зрения исторического подхода – процесс формирования ценностей и смыслов историко обусловленных способов решения задач развития личности и системы социальных отношений, определяющих качество жизни базовым конструктом всех преобразований в обществе, культуру – эталоном высших достижений и возможностей развития личности и общества, деятельность – механизмом преобразования сознания и способностей в иерархии смыслов и целеполагания, общество – продуктом социализации и самореализации личности, эволюции антропосреды.
Воспитание с точки зрения культурологического подхода – процесс формирования личности в модели деятельности и культуры, определяющий способности и уровень здоровья личности базовым звеном самоорганизации качества постановки и решения противоречий «хочу – могу – надо есть».
Воспитание с точки зрения лексического подхода – процесс формирования смыслов и понятий у личности, включенной в описание и решение задач, определяемых и определяющих развитие личности и общества моделью самоорганизации и механизмом самосохранения всех исторически обусловленных условий и возможностей продуктивного становления личности в модели деятельности и общения.
Воспитание с точки зрения синергетического подхода – процесс формирования опыта личности в иерархии смыслов и ценностей, переопределяющих качество решения задач развития, определяемых в конструктах самоорганизации и оптимизации возможностей развития.
Определим педагогические условия и модели организации современного воспитания в работе педагога по физической культуре.
Педагогические условия организации современного воспитания в работе педагога по физической культуре:
- формирование ценностей и смыслов здорового образа жизни в иерархии определяемых и решаемы задач и противоречий;
- определение научного знание основой всех образовательно-предметных способов самоутверждения личности;
- определение основ общей физической подготовки личности базовым механизмом физического воспитания и физической культуры личности;
- определение последовательности и объективности данных развития личности – механизмом модификации качества решения задач развития и социализации, самореализации и самоактуализации личности;
- формирования потребности личности в развитии и персонифицированных достижениях;
- формирования личности на основе ценностей гуманизма и конкурентоспособности, гуманизма и толерантности;
- развитие памяти, мышления, способностей и возможностей качественно решать определяемые противоречия;
- готовность личности к новым условиям сотрудничества и сотворчества в иерархии смыслов и продуктов непрерывного образования.
Библиографический список
- Дурновцева М. В. Воспитание как проблема и продукт современного образования и культуры // Символ науки. 2016. № 6-2. С.137-138.
- Звонарёва Ю. А. Воспитание как средство самосохранения историко-культурных норм и моделей поведения // Символ науки. 2016. № 6-2. С.142-144.
- Кирьянова Е. А. Воспитание в системе ценностей и целеполагания личности // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.216-217.
- Петрова Д. В. Воспитание как функция и продукт педагогической деятельности // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.132-134.
- Погосян В.К., Козырева О.А. Развитие личности обучающегося в моделях современного воспитания, социализации и самореализации // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 6. URL: http://human.snauka.ru/2016/06/15118
- Пьянзин А. Е. Некоторые особенности изучения курса «Методика воспитательной работы» // Символ науки. 2016. № 6-2. С.192-193.
- Садовников П. П. Воспитание в конструктах педагогической методологии // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.252-253.
- Сальников А.Е., Острякова С.В. Особенности уточнения категории «воспитание» в модели профессионально-педагогического образования // Современная педагогика. 2016. № 7. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/07/5873
- Сапегин И.И., Козырева О.А. Возможности воспитательной работы в модели организации классных часов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/69742
- Свинаренко В.Г., Зубанов В.П., Сырбу В.П. Особенности профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре в моделировании и апробации форм современной воспитательной работы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2. С.710-718.
- Стребкова Е. Е. Некоторые возможности организации современного воспитания в работе педагога по физической культуре// Символ науки. 2016. № 6-2. С.208-209.
- Тульчус Е. В. Возможности исследования качества современного воспитания // Проблемы внедрения результатов инновационных разработок : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 18 июня 2016 г.) : 2-х ч. Ч.2. Уфа : Омега Сайнс, 2016. С.214-216.
- Тягунова А. Н. Воспитание в модели педагогической деятельности и культуры // Научные основы современного прогресса : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 июня 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.228-230.
- Хусаинов Р. Ш. Детерминация категории «воспитание» в системе возможностей педагогического моделирования // Роль инноваций в трансформации современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 июля 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : Аэтерна, 2016. С.297-299.
- Чамжаева А. Н. Воспитание в конструктах педагогики развития // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.277-278.
- Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г., Голубовский А.Ю. Качество планирования и организации воспитательной работы в школе как социально-профессиональная проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.122-134.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Специфика детерминации и изучения категории «педагогическая деятельность» в структуре подготовки будущих учителей // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 (52). С. 133-140.
- Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование как продукт и метод научно-педагогического исследования // Современная педагогика. 2015. № 8. С.14-23.
- Козырева О. А. Продуктивность использования технологии системно-педагогического моделирования в модели формирования культуры самостоятельной работы педагога // European Social Science Journal. 2015. №5. С.164-171.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования в условиях непрерывного профессионального образования // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 3-2. С. 355-359.
- Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
- Козырева О.А. Культура самостоятельной работы личности в конструктах педагогической методологии // Интернетнаука. 2016. № 5. С.478-488.
- Козырева О.А. Специфика создания педагогических условий включения будущего педагога в научно-исследовательскую работу //Вестник КемГУ. 2015.№2-3. С.63-67.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Виды и модели современного обучения в структуре образования // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13554
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Некоторые возможности определения понятий «педагогическое проектирование» и «педагогическое моделирование» в структуре подготовки педагогов // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 8 (48). С. 43-52.
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогика непрерывного профессионального образования как модель современной культуры // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12. URL: http://human.snauka.ru/2015/12/13555
- Козырева О.А., Козырев Н.А. Педагогическая рефлексия в модели детерминации, оптимизации и исследования качества профессионально-педагогической подготовки // Психология, социология и педагогика. 2015. № 8 (47). С. 13-22.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы доп. профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Судьина Л. Н., Козырева О. А. Педагогическая поддержка будущего педагога в адаптивном обучении как ресурс социализации и самореализации личности // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С.152-156.
- Сукиасян А.А., Козырева О.А. Продуктивная подготовка будущих педагогов к участию в научно-практических конференциях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С.151-155.
- Байменов М.С., Козырева О.А. Уточнение категорий «социализация» и «самореализация» в конструктах педагогики развития // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66997
- Белинская А. В. Особенности определения социализации и самореализации личности в конструктах современной педагогики // Научные механизмы решения проблем инновационного развития : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 1 мая 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : Аэтерна, 2016. С.118-120.
- Васильев Д.С., Козырева О.А. Качество исследования возможностей социализации и самореализации обучающегося, занимающегося плаванием, в конструктах современной педагогической методологии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/67803
- Власкина С.И., Зубанов В.П., Тютченко В.Н. Социализация как модель реализации гуманизма // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5603
- Власов Д. Ю. Уточнение категории «социализация» в модели педагогической деятельности педагога по физической культуре // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.73-75.
- Волостных Е.С., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Особенности социализации и самореализации личности в модели профессионального образования // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2. С.102-111.
- Евстафьев Е. А. Социализация обучающегося в модели современного образования // Наука и современность : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 апреля 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.110-112.
- Емец И.Ю., Кириенко С.А., Козырева О.А. Возможности педагогического моделирования в решении задач социализации и самореализации обучающегося, занимающегося хоккеем // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/67599
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Оптимизация педагогических условий социализации обучающегося в спорте как социально-педагогическая проблема // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. С.122-128.
- Зубанов В.П., Алеев Е.М., Свинаренко В.Г. Особенности детерминации и уточнения категории «социализация» будущими педагогами по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. С. 109-114.
- Зубанов В.П., Алеева Т.А., Свинаренко В.Г. Некоторые возможности детерминации категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 3. С.146-157.
- Зубанов В.П., Сальникова Л.В., Свинаренко В.Г. Моделирование в структуре детерминации категории «социализация» в модели подготовки будущего педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3. С.605-616.
- Каминский В. В. Специфика детерминации категории «социализация» в современной педагогике // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.119-121.
- Капризов А. О., Зубанов В. П. Социализация как категория педагогики физической культуры и спорта // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.121-123.
- Косоухов В.М., Свинаренко В.Г., Зубанов В.П. Категория «социализация» как продукт и ресурс подготовки будущего педагога по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4. С.3-9.
- Кузнецова В. И., Байменов М. С., Ерохина Н. Н. Социализация как объект и предмет профессионально-педагогического знания // Прорывные научные исследования как двигатель науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Саранск, 3 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.189-191.
- Кузнецова В. И., Завьялова Я. Е., Байменов М. С. Социализация в конструктах педагогики физической культуры и спорта // Управление инновациями в современной науке : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Магнитогорск, 8 мая 2016 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.129-131.
- Куренков М. А. Специфика уточнения категории «социализация» в структуре изучения педагогики // Цифровое общество в контексте развития личности : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Екатеринбург, 10 мая 2016 г.). Уфа : Аэтерна, 2016. С.91-93.
- Мамонов Д. И. Особенности детерминации категории «социализация» в структуре анализа качества педагогической деятельности педагога по физической культуре // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.117-118.
- Михайлов Э. А. Специфика уточнения категории «социализация» в подготовке будущего тренера по хоккею // Наука и современность : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 апреля 2016 г.) : в 3 ч. Ч.2. Уфа : МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. С.181-183.
- Никитин С. А. Особенности моделирования категории «социализация» в структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» // Инновационная наука. 2016. №4-2. С.176-178.
- Петровская К. А. Возможности социализации личности обучающегося в системе организации летнего отдыха // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.134-136.
- Пустовалов Д. И. Педагогическое моделирование в структуре уточнения категории «социализация» // Закономерности и тенденции инновационного развития общества : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Сызрань, 28 июня 2016 г.) : в 2-х ч. Ч.2. Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.139-141.
- Радостев А.Н., Козырева О.А. Педагогические условия социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 4. С.116-123.
- Соснина А. О. Возможности педагогического моделирования в оптимизации моделей социализации и самореализации // Инновационная наука. 2016. №6-2. С.253-255.
- Старченко Д.В., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Основы социализации обучающегося в модели развития и саморазвития, здоровьесбережения и самореализации // Современная педагогика. 2016. № 2.101-108.
- Федотова В. А. Возможности анкетирования в исследовании качества социализации обучающегося в настольном теннисе // Инновационная наука. 2016. №4-2. С.215-217.
- Фомичев А.В., Козырева О.А. Особенности социализации обучающихся, занимающихся легкой атлетикой // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/05/66822
- Шаповалов А.В., Шарабарин Ю.А., Козырева О.А. Особенности уточнения возможностей социализации в работе педагога по физической культуре // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/07/68050
- Южаков И.А., Свинаренко В.Г., Шварцкопф Е.Ю. Моделирование детерминаций категории «социализация» в структуре подготовки будущих педагогов физической культуре // Современная педагогика. 2016. № 4. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/04/5613
- Юрченко А. Ю. Социализация как функция и конструкт педагогической деятельности // Материалы и методы инновационных исследований и разработок : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Пенза, 13 июня 2016 г.). Уфа : ОМЕГА САЙНС, 2016. С.284-286.