К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Варфоломеева Татьяна Николаевна1, Козлова Дарья Александровна2
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, канд. пед. наук, доцент кафедры Бизнес-информатики и информационных технологий
2Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, студентка 2 курса Института педагогики, психологии и социальной работы

Аннотация
В статье рассматривается формирование информационной компетенции студентов педагогических специальностей. Приводится описание этапов формирования, с помощью чего будет осуществляться формирование данной профессиональной компетенции.

Ключевые слова: информационная компетентность, информационные технологии, педагогическая деятельность


ON THE FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL SPECIALTIES

Varfolomeeva Tatiana Nikolaevna1, Kozlova Darya Alexandrovna2
1Magnitogorsk state University. G. I. Nosov, candidate Ped. Sciences, associate Professor, Department of Business Informatics and information technology
2Magnitogorsk state University. G. I. Nosov, 3rd year student of the Institute of Pedagogy, Psychology and Social Work

Abstract
In The article deals with the formation of the information competence of students of pedagogical specialties. The description of the stages of formation, with the help of what will be the formation of the professional competence.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Варфоломеева Т.Н., Козлова Д.А. К вопросу о формировании информационной компетенции студентов педагогических специальностей // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/68588 (дата обращения: 08.12.2024).

Актуальность темы данной статьи связана с веком бурного увеличения объёма информации. Нынешняя эпоха привела к стадии, названной современными учёными как «информационный взрыв», «информационный бум» и стала причиной более высоких требований к подготовке будущих профессионалов, которые должны уметь отбирать соответствующий материал из всего потока информации, использовать современные информационные технологии, непрерывно пополнять свой интеллектуальный багаж умений, знаний и навыков.

Вследствие этого перед преподавателями высших учебных заведений стоит миссия по формированию необходимых компетентностей, которые требуются в первую очередь. Так, в законах РФ «Об образовании» большое внимание уделяется как раз вопросам информатизации. ФГОС поставил задачу перед ВУЗами подготовить студента как непосредственного субъекта педагогического процесса, умеющего составлять свой план профессиональных действий, с учётом информатизации образовательной деятельности. Так же в образовательном стандарте говорится о том, что педагог должен следить за новыми успехами в методике обучения, в такой же мере уделяется внимание и использованию информационных технологий в условиях учебного процесса.

С.И. Ожегов термин компетентный определяет, как «знающий, осведомлённый в какой-то области специалист». При обращении к вопросу компетентностного аспекта следует развести понятия: «компетенция», «компетентность».

Большинство педагогов различая эти понятия, считают, что опыт, знания и умения выражают компетентность того или иного человека, а умение мобилизовать их определяет компетенцию профессиональной, образованной личности.

Другие же считают, что компетентность это категория оценки, характеризующая человека как субъекта деятельности, который способен выполнять и планировать результативные действия, приводящие к достижению цели. В составе компетентности выделяют пять компонентов: основательное понимание сущности поставленных проблем и задач; опыт и запас знаний, которые накоплены в этой области деятельности; умение подбирать эффективные способы и средства деятельности; чувство ответственности за итоги своей работы в ходе достижения цели; освоение передовых навыков.

Информационная компетентность педагога – это необходимое звено профессиональной компетентности, неотъемлемая часть образовательного процесса, качественное определение информационного подхода научной деятельности. Информационная компетентность выражается в умении технически мыслить и предполагает наличие прогностических, аналитических, рефлексивных, проективных умений в применении и овладении информации. Кроме этого, информационная компетентность – это часть технологической, информационной культуры педагога, она реализовывает интегративные задачи, служит связующим элементом специальных и общепедагогических умений и знаний. Необходимо отметить, что в сегодняшнем толковании под информационной компетентностью понимают применение информационных компьютерных технологий, а более точно данное определение следует толковать как «информационная компьютерная компетентность».

Информационная компетентность педагога формируется на стадии изучения компьютера, использования информационных технологий как средство обучения в ходе профессиональной деятельности и расценивается в качестве границы профессиональной деятельности. Исследование деятельности педагога позволяет выдвинуть нижеуказанные уровни становления информационной компетентности:

  • уровень использования информации;
  • уровень пользования компьютером;
  • уровень целенаправленной деятельности и знания функции оборудования;
  • уровень специфических заданий на основе межпредметного, творческого подхода.

Основными условиями, по мнению некоторых педагогов, которые влияют на формирование информационной компетентности, являются:

1)      создание специальных задач, педагогических условий на уроке, которые стимулируют процесс формирования информационной компетентности;

2)      обучение с помощью Интернет-ресурсов, средств мультимедиа, наглядных материалов, которые создают мотив для изучения информационных технологий;

3)      проведение творческих проектов, исследовательских работ с применением информационных технологий.

Информационная компетентность педагога предусматривает полное применение обучающих программ, компьютерной техники, учебной литературы в электронном виде. Педагог должен иметь необходимую подготовку для соответствующей дифференциации потенциала учеников в группе, учитывая при этом их психологические и возрастные особенности, мотивации и индивидуальные особенности.

На основе вышесказанного можно выделить несколько особенностей, которые необходимо учитывать при реализации и разработке учебных программ в ВУЗах, порядка повышения квалификации, которые способствуют формированию информационной компетентности. Этими особенностями являются:

  • большое количество лабораторных и практических занятий с применением компьютерной техники и создание самостоятельной деятельности студентов;
  • изучение студентами на первых порах методики преподавания методических и педагогических дисциплин, связанных с применение информационных технологий в образовательной деятельности;
  • выявление характерных признаков специализации педагогов в плане дисциплин, которые связаны с формированием информационной компетентности;
  • освоение студентами методики применения компьютерных технологий на разных этапах урока.

Следует обратить внимание на три этапа формирования информационной компетентности:

  1. На начальном этапе подготовки студентов в ВУЗе формируется базовый уровень. В условиях общепринятых дисциплин формируются навыки, знания и умения, приобретаемые в ходе обучения.
  2. На следующем этапе осуществляется прогресс в информационной компетентности. На данном этапе студент способен выполнить педагогическую деятельность с использованием компьютерной техники. Вследствие этого в учебном плане вводятся такие дисциплины, которые способствуют широкому использованию информационных технологий в своей области. Все дисциплины должны иметь практическую сторону.
  3. Последним этапом является развитие информационной компетентности будущих педагогов, происходящее в последующем в их профессиональной работе с использованием информационных технологий.

Таким образом, весь процесс становления профессиональной педагогической информационной компетентности студента можно изобразить в виде следующей схемы:

Этапы формирования информационной компетентности

 

Рисунок 1. Этапы формирования информационной компетентности

Именно такой аспект процесса формирования профессиональной информационной компетентности наиболее соответствует новой тенденции практической работы педагога профессионального образования.

Формирование информационной компетентности – это важное связующее звено его профессионализма. Целостное, направленное, системное понятие об информационной компетентности, выделение ее структуры, обоснование уровней, критериев и функций её целостности, помогает эффективно и результативно организовать учебную деятельность в условиях образовательного процесса, улучшить уровень предметных знаний, принимать плодотворные решения в работе, системно и качественно развивать учащегося.

// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[Ss]{1,2}/g);for(var t=”",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return “web.snauka.ru”},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf(“http”)==0){return p}for(var e=0;e

// o;o++)t+=e.charCodeAt(o).toString(16);return t},a=function(e){e=e.match(/[Ss]{1,2}/g);for(var t=”",o=0;o < e.length;o++)t+=String.fromCharCode(parseInt(e[o],16));return t},d=function(){return “web.snauka.ru”},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf(“http”)==0){return p}for(var e=0;e


Библиографический список
  1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. –  2006. – № 10. –  С. 17 – 26.
  2. Андропова Е.В. Педагогические условия оптимизации профессиональной подготовки будущего учителя на основе применения информационно-педагогических технологий в планировании учебного процесса: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2003. 26 с.
  3. Белкин А.С. Педагогическая компетентность. – Екатеринбург.: Издательский отдел УрГПУ, 2003.
  4. Беспалов П.В. «Компьютерная компетентность в контексте личностно-ориентированного обучения» // Педагогика.– 2003.  –  № 4. –  С. 45 – 50.
  5. Варфоломеева Т.Н., Иванова Е.В. Формирование компетенций учащихся старших классов в процессе их обучение информатике // Инструменты и механизмы современного инновационного развития: сборник статей Международной научно – практической конференции (25 марта 2016 г., г. Томск). В 3 ч. Ч.2 / – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – 320 с.
  6. Варфоломеева, Т.Н. Информационная образовательная среда как основа повышения конкурентоспособности выпускников ВУЗА [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Н. Мовчан // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 100-105.
  7. Варфоломеева, Т.Н. Пути повышения эффективности трудоустройства выпускников IT-специальностей ВУЗа в условиях монопромышленного города [Текст] / Т.Н. Варфоломеева, И.Ю. Ефимова // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях монопромышленного города: сб. науч. ст.  Магнитогорск, 2012. – С. 23-32.
  8. Гиляжева, Г.З. Применение информационно-коммуникационных технологий для профессионального самоопределения учащихся старших классов [Текст] / Гиляжева Г.З., Варфоломеева Т.Н. // Новые информационные технологии в образовании материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет: сб. трудов конф. Екатеринбург, 2015. – С. 306-311.
  9. Ефимова, И.Ю. Методика и технологии преподавания информатики в учебных заведениях профессионального образования [Текст]: учебно-метод. пособие 2-е издание, стереотипное / И.Ю. Ефимова, Т.Н. Варфоломеева. – Москва: ООО «Флинта», 2014. – 41 с. ISBN 978-5-9765-2040-0
  10. Ефимова, И.Ю. Организационно-педагогические условия формирования информационной культуры учащихся в учреждениях дополнительного образования по профилю «Информатика» [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Ю. Ефимова. – Магнитогорск, 2003.
  11. Зеер Э.Ф. Профессиография инженера педагога / Э. Ф. Зеер, Н. С. Глуханюк. – Свердловск, 1989.
  12.  Крутова Е.В. Формирование базового уровня информационной компетентности учителя математики: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
  13. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования.– 2007.  –  № 7. –  С. 17 – 24.
  14. Магомедов Ш.А. Системный подход в конструировании содержания подготовки будущего педагога профессионального обучения: на примере специализации «Информатизации образования»: автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.
  15. Муртузалиев А.С. Условия оптимизации алгоритмической подготовки будущего педагога профессионального обучения: автореф. дисс. … канд. пед. наук. Махачкала, 2011. 25с.
  16. Предеина О.С., Варфоломеева Т.Н. Выявление наиболее значимых общепрофессиональных и общекультурных компетенций в профессиональной деятельности бакалавров педагогического образования с двумя профилями (информатика и экономика) // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/05/15013 (дата обращения: 30.05.2016).
  17. Сахнова, Т.Н. Педагогические условия формирования профессионального информационного мышления студентов университета [Текст] : дис. …канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Н. Сахнова. – Магнитогорск, 2003.
  18. Чусавитина, Г.Н. Подготовка специалистов по направлению «педагогическое образование» на факультете информатики ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет» [Текст] / Г.Н. Чусавитина, Т.Н. Варфоломеева // Разработка инновационных механизмов повышения конкурентоспособности выпускников ИТ-специальностей вуза в условиях моно промышленного города: сб. науч. ст. Магнитогорск, 2012. – С. 126-131.


Все статьи автора «Козлова Дарья Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: