УЧЕТ РИСКОВ ПРИ ПРОВЕРКЕ БЛАГОНАДЕЖНОСТИ ДЕЛОВОГО ПАРТНЕРА

Грачева Екатерина Сергеевна
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
студент факультета «Анализ рисков и экономическая безопасность»

Аннотация
В работе рассмотрены критерии проверки благонадежности делового партнера, с учетом рисков для компании. Особое внимание уделяется нормативно правовой базе при оценке делового партнера.

Ключевые слова: благонадежность, деловой партнер, контрагенты., критерии, проверка, риски


ACCOUNTING RISKS IN DUE DILIGENCE OF THE BUSINESS PARTNER

Gracheva Ekaterina Sergeevna
Financial University under the Government of the Russian Federation
Student of Department of Risk Analysis and Economic Security

Abstract
This paper discusses the criteria for due the business partner, taking into account the risks for the company. Particular attention is paid to the regulatory framework when evaluating the business partner.

Keywords: business partner, contracting parties, control, criteria, reliability


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грачева Е.С. Учет рисков при проверке благонадежности делового партнера // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/68353 (дата обращения: 19.04.2024).

Научный руководитель: Морковкин Д.Е., к.э.н., доцент кафедры «Макроэкономическое регулирование» ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации».

Проверка благонадежности делового партнера является актуальной на сегодняшний день. Благонадежность партнера выражается в способности платить по договорам и выполнении обязательств в надлежащем качестве. Компании, которые стремятся к успеху, полагают, что лучше потратить время и средства на проверку партнера сейчас, чем впоследствии окунуться в судебную волокиту и  восстановление собственной репутации.

Налаживание отношений с партнером  несет в себе экономический риск, особенно при  удержании затрат на проверку, фирма может понести огромные финансовые потери. Возникает острая необходимость стратегического анализа информации о деловом партнере.

Особое место в деятельности хозяйствующего субъекта занимает процесс выбора делового партнера. Проверка благонадежности является одним из важнейших инструментов управления рисками хозяйствующего субъекта, связанными с инвестициями, коммерческим сотрудничеством и трудовыми отношениями [1].

Проверка делового партнера может защитить хозяйствующий субъект от таких факторов как: просроченная дебиторская задолженность, возникшая из-за нарушения сроков оплаты товара, а также непоставка оплаченного товара, или его поставка ненадлежащего качества. Проблемы, связанные с неплатежами возникают из-за недостаточной проверки платежеспособности потенциального поставщика или при полном ее отсутствии. Даже если компания  позиционирует себя на рынке долгое время, или ранее являлась партнером хозяйствующего субъекта, все равно следует убедиться в том, что в данный момент компания партнер не испытывает финансовых проблем.

Когда проверка является актуальной?

  1. Заключение договора с новой организацией. Работа с данными  контрагентов ведется впервые. Необходимо удостовериться, что выбранный контрагент является добросовестным;
  2. Компания-поставщик зарегистрирована перед заключением сделки. Здесь возникает риск наткнуться на фирму однодневку;
  3. Компания работает по предоплате. Впервые деловой партнер сразу вызовет подозрение, потому что может возникнуть риск не предоставления товара потребителю;
  4. Опубликованы негативные отзывы о поставщике.

Необходимо отметить, что проверка контрагента необходима не только при заключении сделки, а так же после заключения сотрудничества.

В малом и среднем бизнесе проверка осуществляется руководителем компании, штатными юристами, в более крупных компаниях нанимается сторонняя компания для проверки контрагента на условиях аутсорсинга. Так же возможен вариант двухсторонней проверки, непосредственно руководителем и параллельно компанией по найму. Это практикуется, когда информация слишком объемна, и необходимо руководствоваться сразу несколькими источниками.

Проверка благонадежности охватывает несколько направлений: анализ учредительных документов, сбор информации о судебных спорах с задействованием выбранного контрагента, проверка по базе недобросовестных поставщиков, анализ информации из СМИ.

В рамках названных направлений, рассмотрим первое более подробно.

Проверка благонадежности партнера по учредительным документам:

  1. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Выписка, позволяющая проверить актуальность учредительных документов юридического лица. Постановка юридического лица на учет.  При собственном расследовании необходимо использование сайта, который содержит сведения о лицах, внесенных в единый государственный реестр (ЕГРЮЛ) [3]. Выписка должна быть не позднее 10 дней до подписания договора, в силу изменений информации в реестре. Чем старее выписка, тем больше риск недостоверности информации в ней.
  2. Учредительные документы это устав или договор. При запросе учредительных документов, необходимо предоставление их в полном объеме, а не только выписку. Необходима проверка достоверности представленных данных, сверка с датой регистрации, указанной в выписке из ЕГРЮЛ.
  3. Представление свидетельства о государственной регистрации юридического лица (ОГРН), и свидетельства  о постановке на учет в налоговом органе. При  постановке на учет выдается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). По этим данным можно увидеть достоверность совпадение наименования организации в учредительных документах и на свидетельствах ОГРН и ИНН [4].
  4. Полномочия лица, которое подписывает договор со стороны контрагента. Если договор подписывает генеральный директор, то его полномочия должны быть отражены в выписке из ЕГРЮЛ, а также сведения о сроках назначения руководителя и полномочия генерального директора в отношении сделок должны быть прописаны в уставе компании контрагента. Если договор подписывается не генеральным директором, то необходим запрос на доверенное лицо, участвующее в сделке. Доверенность должна быть заверена руководителем или нотариусом. Срок действия доверенности не более 3 лет, впоследствии она считается недействительной.
  5. Достоверность подписи руководителя. При сомнениях данном этапе запрашивается копия банковской карты с подписью директора, заверенная нотариально.
  6. Наличие лицензии если такое необходимо. В ФЗ №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» [5]. В данном законе можно узнать подлежит ли лицензированию деятельность проверяемого контрагента. Важно проверить, чтобы лицензия не была просрочена.

Таким образом, прежде чем выбрать поставщика необходимо запросить вышеперечисленные документы, чтобы избежать неблагоприятных последствий при дальнейшем сотрудничестве.

Сбор информации о деловых партнерах неотъемлемая часть проверки, с которой сталкивается любая фирма при ведении своей деятельности. Проверка осуществляется путем сбора информации и ее последующего анализа, с целью защиты бизнеса от угроз. Сейчас, когда информация носит все более открытый и доступный характер, у группы экономической безопасности есть достаточный набор источников для определения благонадежности делового партнера. Сбор данных может происходить как из открытых источников, так и более углубленный с запросов в государственные органы.

Проверка по базе недобросовестных поставщиков. Когда организация находится на стадии выбора партнера и занимается поиском информации необходимо учесть критерии неблагонадежного партнера, чтобы заблаговременно избежать риска. Признаки неблагонадежности показывают, что компания-партнер является не надежной для сотрудничества. При обнаружении каких-либо черт после проверки компании, необходимо немедленно отказаться от сотрудничества, чтобы не потерпеть  рисков и не подпортить свою репутацию [6].

Таблица 1. Признаки неблагонадежности делового  партнера [6]

Признак Содержание
Регистрационные признаки
  • Адрес регистрации;
  • Недействительные документы или ИНН;
  • Заявитель и учредитель одно лицо;
  • Неправильно заверенное заявление нотариусом;
  • Частое изменение руководителя юридического лица;
  • Уставный капитал ниже необходимого уровня
Признаки при постановке на налоговый учет
  • Частое изменение места постановки на налоговый учет;
  • Помещение не подходит для деятельности юридического лица
Признаки, возникающие в процессе деятельности компании
  • Не представлена информация о счетах в банке;
  • Фирма не сдает декларацию по НДС;
  • Не сдается декларация по налогу на прибыль и на имущество (либо предоставила нулевую);
  • Отсутствие лицензии (если она необходима)

Также необходимо обратить внимание на расположение компании, наличие или отсутствие задолженности перед бюджетом, прохождение государственной регистрации перед заключением сделки.

Таким образом, проверка благонадежности делового партнера необходима с учетом рисков для организации. Сбор информации о партнере – залог безопасного бизнеса.

Для проверки контрагента необходим сбор большого количества информации о ФХД партнера. Рассмотрим критерии, необходимые для предприятия  при выборе делового партнера. Необходимо выделить как основные, так и ряд дополнительных критериев.

Основными критериями могут выступать качество обслуживания, надежность поставщика и стоимость предлагаемой услуги или товара [7, 8]. Качество  поставки определяется долей заказов, выполненных в соответствии с заказом потребителя. Надежность поставщика определяется способностью поставщика удовлетворять требования в течение определенного времени, требования к качеству, срокам, и объему поставки. Необходима гарантия обслуживания потребителя необходимыми производственными ресурсами в течение определенного периода. Соответствие стандартам и основным характеристикам при эксплуатации – залог  качества предлагаемой продукции или услуги. Выделенные два критерия являются основными и взаимосвязанными между собой, но так же существует ряд дополнительных критериев, которые являются определяющими при выборе поставщика.

Дополнительные критерии:

  1. Расположение поставщика, относительно расположения потребителя.
    (То, насколько удаленно поставщик находится от организации-потребителя);
  2. Срок выполнения заказа (как постоянных заказов, так и срочных);
  3. Наличие у поставщика системы управления качеством;
  4. Технический потенциал;
  5. Благоприятный климат в организации – поставщика (отсутствие срывов, забастовок);
  6. Кредитоспособность и финансовая устойчивость поставщика;
  7. Отношение к покупателю;
  8. Готовность поставщика к срочным заказам, к работе в кредит, и в рассрочку;
  9. Репутация поставщика;
  10. Оформление товара;
  11. Количество лет на рынке;

Существует шкала выбора поставщика, предложенная Майклом Р., Линдерсом и Харольдом Е. Фироном. В данной шкале критерии расположены по приоритету [9].

В таблице 2 представлена шкала критериев.

Таблица 2. Шкала выбора поставщика

Критерий
1 Качество продукта или услуги
2 Своевременность доставки
3 Стоимость (сравнение желаемой цены и цены продукции, предлагаемой различными поставщиками)
4 Качество обслуживания (своевременные поставки, квалификация обсуживающего персонала)
5 Техническая оснащенность и производственные мощности
6 Финансовая оценка
7 Управленческая оценка

Установление системы критериев для отбора поставщика зависит от стратегии фирмы [10]. В зависимости от корпоративной стратегии на первое место могут выйти такие критерии как: надежность поставщика, предоставление товара в кредит, упаковка товара. Другая компания, в силу своей специализации, может руководствоваться такими критериями как: репутация поставщика, количество лет на рынке, сроки доставки товаров,  готовность к срочным заказам и так далее. Компания готова заплатить больше,  потому что необходимы гарантии в сроке  поставки продукции. Тем самым снижая риски, которые могут возникнуть: отсутствие взаимодействия между поставщиком и потребителем, остановка производства.

Проблема риска является одной из основных в ФХД предприятия, ведение бизнеса связано с опасностью и неопределенностью. Любая компания  не ограничена в выборе контрагентов, что налагает определенную ответственность в связях с контрагентами. Со стороны поставщиком может быть нарушение срока поставки, или поставка некачественной продукции и так далее.

Риски, связанные с контрагентами представлены в таблице 3.

Таблица 3. Риски, связанные с контрагентами

Риск
1 Неисполнение контрагента по поставке товара  по истечении срока, предусмотренного договором
2 Неисполнение контрагента по истечении срока, предусмотренного договором принять товар обратно
3 Неисполнение контрагентом обязательств, вытекающих из договора банковской гарантии или договора поручительства
4 Риск покупателя при определении наименования товара без конкретизации
Риск
5 Риск покупателя при несогласовании цены  качества товара
6 Риск покупателя при несогласовании условий поставки товара
7 Риск покупателя о несогласовании требований к таре при транспортировке
8 Риск покупателя при  несогласовании в договоре условий поставки товара партиями и периодов поставки
9 Риск покупателя при повреждении товара
10 Риск покупателя при несогласовании условий выплаты неустойки

Видно, что помимо финансовых рисков, и риска потери репутации, существуют юридические риски, связанные с несоблюдением условий договора поставки. Юристы отмечают неопределенность в вопросе о конкретизации договора поставки. Таким образом, для минимизации рисков в договоре поставки необходимо использовать конкретные признаки модели товара, и его целевого назначения. Риски связанные с качеством товара являются наиболее распространенными на практике, поэтому им необходимо уделять особое внимание. Целесообразно включать в договор условия о передаче товара за определенное количество дней до  конца срока годности товара. Например, за 80 дней до окончания срока годности. При риске, связанным с условием срока передачи товара, в договоре юрист должен учесть срок поставки, период поставки, а также возможность досрочной поставки или поставки к определенному дню. При графике поставки необходимо учесть ассортимент и наименование товара.

Степень риска компания, в силу своей специализации, определяет самостоятельно. При умеренном риске необходимо проверить достоверность представленных контрагентом данных в договоре. А при необходимости запросить документы на разрешение в заключении сделки. При  средней степени риска покупателям необходимо снизить размер предоплаты и заняться поиском дополнительной информации о контрагенте. При высокой степени риска необходимо ограничить деловые отношения до момента получения достоверной информации о контрагенте. Покупателям рекомендовано заключение сделки с  100 процентной отсрочкой платежа.

Таким образом, необходимо заранее позаботится о риске и иметь достаточно информации, чтобы избежать неблагонадежного партнера.

Исходя из выбранных критериев при проверке благонадежности делового партнера, можно выделить основные критерии выбора: качество продукта, надежность поставщика, цена, качество обслуживания, условия платежа и возможность внеплановых поставок. Окончательный выбор поставщика проводится лицом, принимающим решения в отделе закупок.

Оценка результатов при работе с поставщиком.

Для повышения объективности оценки можно использовать специальные агентства по проверке поставщика. При выборе поставщика особое значение могут указывать результаты работы по уже заключенным контрактам. Для этого предложенные основные и дополнительные критерии выбора поставщика, чтобы покупатель мог выбрать необходимые для себя критерии и составить рейтинг поставщиков. Оценка поставщика должна осуществляться в трех направлениях: общая информация о деятельности поставщика, результат выполнения договора, оценка реализации продукции в производстве.

С поставщиками наиболее результативно заключать долгосрочные контракты, но так же необходимо помнить, что проверять поставщика необходимо не только на стадии заключения договора, а еще  и в процессе сотрудничества с ним.

Таким образом, проанализированы основные и дополнительные критерии при выборе контрагента. Выяснено, что каждая организация руководствуются собственными принципами при выборе партнера, в зависимости от корпоративной стратегии. В ходе выбора  возник вопрос о наличии необходимой документации для заключения договора с партнером.

Поставщик должен предоставлять выписки и свидетельства, согласно ведению своей деятельности. Наличие нормативно-правовой базы обеспечивает надежное взаимодействие между поставщиком и потребителем.

Таким образом, проверка благонадежности делового партнера необходима с учетом рисков для организации. Сбор информации о партнере – залог безопасного бизнеса.


Библиографический список
  1. Авдийский В.И. Управление рисками в деятельности хозяйствующих субъектов // Экономика. Налоги. Право. – 2013. – № 4. – С. 4-12.
  2. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчивости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. – 2014. – № 1. – С. 2-5.
  3. Данные о регистрации контрагента в качестве юридического лица [Электронный ресурс] URL: http://www.egrul.nalog.ru/ (Дата обращения 21.04.2016)
  4. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/ (Дата обращения 21.04.2016)
  5. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) “О лицензировании отдельных видов деятельности” (с изм.и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_113658/ (Дата обращения 21.04.2016)
  6. Компании однодневки [Электронный ресурс] URL: http://www.profiz.ru/ (Дата обращения 24.04.2016)
  7. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Управление цепями поставок: учебник / под ред. Б. А. Аникина и Т. А. Родкиной. – Москва: Проспект, 2013. – 216 с.
  8. Шумаев В.А., Чернякова Е.В. Развитие теории управления экономики на основе инновационно-логистических подходов // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. – № 2. – С. 23-33.
  9. Выбор поставщика [Электронный ресурс] URL: http://learnlogistic.ru/ (Дата обращения 27.04.2016)
  10. Логистика: краткий курс лекций / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 207 с.
  11. Алексеев А.Н. Стратегическое планирование и контроль регионального экономического развития // Вестник АКСОР. – 2014. – № 4. – С. 190-193.
  12. Дохолян С.Б. Социально-экологическая ответственность российских и западных компаний // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 3 (53). – С. 83-86.
  13. Егорова Т.Н., Шманёв С.В., Герасин О.Н. Институционально-синергетический подход к инновационно-инвестиционной деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2012. – № 2. – С. 239-247.
  14. Звягин Л.С. Практическое финансовое моделирование в задаче оптимального распределения инвестиций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2016. – № 1. – С. 33-41.
  15. Михайлов А.Ю. Факторы развития экономики России в 2015 году // Journal of Economic Regulation. – 2014. – Т.5. – №4. – С. 62-68.
  16. Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. –  С. 4–7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
  17. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.
  18. Морковкин Д.Е. Управление развитием промышленного комплекса региона на основе кластерного подхода: монография / Д.Е. Морковкин. – М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2013. – 160 с.
  19. Морковкин Д.Е. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64935 (дата обращения: 02.03.2016).
  20. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60). – С. 51-60.
  21. Незамайкин В.Н., Морковкин Д.Е. Развитие институтов управления инновациями в реальном секторе российской экономики // Управление в социальных и экономических системах: материалы международной научно-практической конференции. 21 мая 2015 года / под ред. Ю.С. Руденко, Р.М. Кубовой, М.А. Зайцева [Электронное издание]. М.: ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. – С. 401-409.
  22. Незамайкин В.Н., Демченко Н.Л. Современные технологии поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 1. – С. 50–53.
  23. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Априорная оценка последствий финансовых решений, принимаемых при планировании деятельности компании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. – 2011. – № 2. – С. 65-68.
  24. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / Под. ред. Гнездовой Ю.В. – М.: Издательство «Научный консультант», – МАБиУ, 2016. – 227 с.
  25. Сорокин Д.Е. Преобразование экономической системы России // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3 (51). – С. 46а-49.
  26. Халилова М.А., Романова Ю.А. Эффективность публичного управления в Российской Федерации // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2014. – № 1 (61). – С. 10.
  27. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.
  28. Шедько Ю.Н., Погребняк Р.Г., Пожидаева Е.С., Миндлин Ю.Б., Басова М.М., Власенко М.Н., Морковкин Д.Е. и др. Региональное управление и территориальное планирование. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Под редакцией Ю.Н. Шедько. М.: Юрайт, 2015. – 503 с.
  29. Шманёв С.В., Лисичкина Н.В. Основные тенденции развития инвестиционных процессов в экономике России // Транспортное дело России. – 2008. – № 2. – С. 72-76.
  30. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Новый институциональный подход к проблемам управления на базе концепции расслоенности экономического пространства // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 25-27.
  31. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3. – С. 53–59.
  32. Щербаченко П.С. Концептуальные основы управления корпоративной социальной ответственностью // Транспортное дело России. – 2013. – № 1. – С. 191-194.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Грачева Екатерина Сергеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация