УДК 330.35:336.64

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК УСЛОВИЕ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Морковкин Дмитрий Евгеньевич
ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
кандидат экономических наук, доцент кафедры "Макроэкономическое регулирование"

Аннотация
Статья посвящена особенностям развития малого и среднего предпринимательства в РФ в условиях макроэкономической нестабильности. Выявлены ключевые направления поддержки, оказываемой малому и среднему бизнесу в России органами государственной власти в целях совершенствования системы кредитования предпринимательского сектора.

Ключевые слова: кредитование малого бизнеса, малый бизнес, поддержка предпринимательства, средний бизнес, экономический рост


IMPROVEMENT OF SYSTEM OF CREDITING OF SUBJECTS OF SMALL AND MEDIUM MANUFACTURING AS A CONDITION FOR RESTORING ECONOMIC GROWTH

Morkovkin Dmitry Evgenievich
Financial University under Government of the Russian Federation
Ph.D., associate professor of Department of Macroeconomic Regulation

Abstract
The article is devoted to features of development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation in the context of macroeconomic instability. Identified key areas of support provided to small and medium business in Russia by the state authorities in order to improve the system of lending to the business sector.

Keywords: business support, economic growth, medium business, small business, small business lending


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Морковкин Д.Е. Совершенствование системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64935 (дата обращения: 19.11.2016).

Одним из возможных направлений восстановления экономического роста в условиях макроэкономической нестабильности является развитие малого и среднего предпринимательства. В кризис малый бизнес функционирует эффективнее, чем крупные предприятия, он адаптируется к новым условиям, становясь основным драйвером роста. Поддержка предпринимательского сектора отвечает современной концепции ориентации на внутренние источники развития и человеческий капитал. В данном вопросе следует выделить наиболее важные меры, посредством которых государство имеет возможность развивать данное направление.

Малые предприятия традиционно испытывают трудности с оформлением кредитов, в особенности из-за невозможности предоставить в полной мере соответствующие гарантии. Валютный кризис и возросшие банковские риски отнюдь не способствовали улучшению данной ситуации.

Однако в то время как крупные корпорации в более существенной степени зависят от внешнеэкономической ситуации, малые фирмы имеют большие возможности к адаптации. Тогда как кредитные организации из-за увеличения рисков снижают темпы кредитования реального сектора и уходят на валютный рынок, гораздо перспективнее представляется стимулирование кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Как видно на рисунке 1, на фоне роста общего объема выданных кредитов, уменьшалась как доля, так и общий объем кредитов, выданных субъектам МСП. Это свидетельствует о существенной диспропорции, которая только увеличилась в результате кризиса.

Рисунок 1. Объем и доля кредитов, предоставленных кредитными организациями субъектам МСП и индивидуальным предпринимателям [5]

Основной проблемой для развития данного направления кредитования являются повышенные риски, связанные предоставлением кредитных ресурсов субъектам малого бизнеса и микропредприятиям. Для решения данной проблемы и облегчения процесса получения долгосрочного финансирования МСП в июне 2014 года было создано Агентство кредитных гарантий (АКГ). Гарантии и развитие кредитования малого бизнеса являются более эффективными мерами по сравнению с целевым финансированием. Они обеспечивает, во-первых большую независимость предпринимателей в выборе направлений использования средств, а во-вторых гарантирует целевое и экономически обоснованное их использование, контролируемое рыночными механизмами.

В соответствии с отчетом счетной палаты за первое полугодие своего существования АКГ объем гарантий составил 1,4 млрд. руб. [8]. Учитывая, что за второе полугодие 2014 года объем кредитов, предоставленных субъектам МСП, составил 4,1 трлн. руб. [5], АКГ участвовало в обеспечении всего 0,03% от общего объема выданных кредитов. При этом планируется, что к 2017 году объем кредитов достигнет 400 млрд. руб. [6]. На базе данного агентства предполагается формирование Национальной гарантийной системы. Стимулирование кредитования МСП посредством государственных гарантий и целевых программ кредитования должно способствовать восстановлению общих темпов кредитования. Возвратность, гарантируемая государством, имеет целый ряд положительных явлений для банковской системы и экономики в целом. Уверенность банков в возврате средств стимулирует их использовать средства для кредитования реального сектора, а не для более рискованных валютных операций, гарантии государства повышают качество кредитных портфелей. Так как гарантии не являются прямым вливанием средств в банковскую систему, это не способствует инфляционному давлению и также препятствует использованию данных средств для спекуляции.

Для дальнейшего развития данного направления необходимо более тесное взаимодействие между представителями МСП и государством в сфере принятия решений. Например, общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России», в рамках антикризисного плана предлагает меры по решению наиболее острых проблем предпринимателей, такие как увеличение фондирования банков, работающих с субъектами МСП, с 50 до 300 млрд. руб., распространение деятельности АКГ на торговую сферу и другие [7]. Однако механизм рассмотрения таких предложений не выработан и разнонаправленные усилия государства и общественности не достигают своей цели.

В то же время отсутствие благоприятного климата для развития МСП ведет к его повышенной рискованности, и, соответственно нивелирует любое увеличение программ кредитования. Даже если малым предпринимателям удается получить кредит, то ставки по нему превышают среднерыночные.

Рисунок 2. Средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями нефинансовым организациями субъектам МСП в рублях, % годовых и доля просроченной задолженности, % [5]

Как видно на рисунке 2, ставки по рублевым кредитам для субъектов МСП на протяжении года оставались выше среднерыночного уровня. Но при этом задолженность по таким кредитам в среднем в 2 раза выше, чем в целом по рублевым кредитам юридическим лицам. Ставки отражают риски кредитных организаций и объективные трудности малого бизнеса в России.    Поэтому дополнительные объемы государственных гарантий не решают проблему неустойчивого положения малого бизнеса. Пока финансовое положение субъектов МСП не станет более надежным и устойчивым, ставки по кредитам малому бизнесу будут оставаться высокими. Здесь необходим комплексный подход: снижение налоговой нагрузки, уменьшение проверок и бюрократического давления на бизнес, создание эффективной правовой поддержки. Данные меры должны способствовать укреплению финансовой устойчивости и самостоятельности малого бизнеса.

Рисунок 3. Объем и средние ставки по кредитам малому и среднему предпринимательству в США, млн. $, % годовых [9]

Cравнение степени обеспеченности субъектов МСП кредитными ресурсами в России и развитых странах позволяет выделить существенные различия в стоимости и доступности кредита. Принимая во внимание разницу в абсолютных величинах и пропорциях экономических систем, можно определить примерный целевой уровень для российской экономики.

Как видно на рисунке 3, средневзвешенные ставки по кредитам в США колеблются на уровне 3-5%. Несмотря на разницу экономических условий и особенности проводимой денежно-кредитной политики в России и США, можно сделать вывод, что для эффективного развития малого и среднего предпринимательства ставки по кредитам для МСП не должны превышать уровень в 5-6%.

Также для стимулирования МСП необходимо дальнейшее развитие института государственных гарантий, т.к. только государство обладает достаточными ресурсами для удешевления и увеличения срока кредита. Например, в США существует так называемое «Управление по делам малого бизнеса», занимающееся предоставлением кредитов по льготной ставке через коммерческие банки и представляющее интересы МСП в органах власти, обеспечивающее их долю в государственных закупках и осуществляющее иную помощь и поддержку. В России для аналогичных целей существует МСП банк, отдельные вопросы поддержки МСП решаются в Министерстве экономического развития РФ, для предоставления гарантий было создано АКГ, однако не существует специального государственного органа, который полностью охватывал все многообразие проблем малого и среднего предпринимательства. Создание такого органа, совместно с расширением существующих программ являлось бы важной мерой поддержки российского малого и среднего предпринимательства.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения 25.10.2015)
  2. Алексеев А.Н., Батулкин Д., Козырев А. Малый и средний бизнес в условиях инновационной экономики: основные трудности и направления поддержки // Транспортное дело России. – 2015. – № 1. – С. 39-41.
  3. Морковкин Д.Е. Проблемы и приоритеты финансирования инновационного развития реального сектора экономики // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 6 (90). – С. 39-49.
  4. Сорокин Д.Е. Роль предпринимателя-новатора в реиндустриализации // Экономическое возрождение России. – 2015. – № 2 (44). – С. 32-33.
  5. Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=sors (дата обращения: 25.10.2015)
  6. Официальный сайт Агентства кредитных гарантий. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.acgrf.ru/about/strategia/ (дата обращения: 25.10.2015)
  7. Официальный сайт общероссийской общественной организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». [Электронный ресурс]. – URL: http://opora.ru/projects/antikrizisnye-mery-dlya-malogo-biznesa (дата обращения: 25.10.2015)
  8. Официальный сайт  газеты «Известия». [Электронный ресурс]. – URL: http://izvestia.ru/news/582270 (дата обращения: 25.10.2015)
  9. Федеральный резервный банк Сент-Луиса. [Электронный ресурс]. – URL: https://research.stlouisfed.org/fred2/series/EEBXSSNQ (дата обращения: 25.10.2015)
  10. Морковкин Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями // Образовательные ресурсы и технологии. – 2013. – №2. –  С. 74–80.
  11. Морковкин Д.Е., Дохолян С.Б. Совершенствование механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как фактор устойчивого развития экономики российских регионов // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2015. – № 10 (60).
  12. Морковкин Д.Е. Институциональные аспекты финансового обеспечения инновационного развития реального сектора экономики России в условиях импортозамещения // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономических условиях: материалы II международной научно-практической конференции; в 2-х ч. Ч. 2 / под ред. Ю.С. Руденко, Л.Г. Руденко. [Электронное издание]. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им. С.Ю. Витте», 2016. – С. 434-442.
  13. Проблемы устойчивого сбалансированного развития регионов в современных условиях: коллективная монография / Под. Ред. Гнездовой Ю.В./ – М.: Издательство «Научный консультант», – МАБиУ, 2016. – 227 с.
  14. Цветков В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса // Вестник Финансового университета. – 2015. – № 3 (87). – С. 73–78.
  15. Шманёв С.В., Егорова Т.Н. Инновационные процессы: институционально-синергетический подход // Транспортное дело России. – 2012. – № 6-2. – С. 23-25.
  16. Шумаев В.А. Управление инновациями: состояние, теория, практика: монография / В.А. Шумаев. Моск. ун-т им. С.Ю. Витте. М.: изд. «МУ им. С.Ю. Витте», 2015. 172 с.
  17. Шумаев В.А., Морковкин Д.Е., Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Организационно-экономические аспекты управления инновационным развитием промышленности // Механизация строительства. – 2015. – № 3. – С. 53–59.
  18. Morkovkin D.E., Mamychev A.Y., Yakovenko N.V., Komov I.V., Derevyagina M.V., Didenko O.V. Factors and material conditions for space-intensive economic development of region // International Review of Management and Marketing (IRMM). – 2016, – 6(S1), – p. 67-72.


Все статьи автора «Морковкин Дмитрий Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация