ДУХОВНОСТЬ – ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ВРАЧА

Сидоренко Юлия Андреевна1, Якименко Лилия Альбертовна2, Аветисян Зита Ервандовна3
1Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены
2Ростовский государственный медицинский университет, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения №1
3Ростовский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены

Аннотация
В статье раскрываются методы и средства деятельности системы непрерывного довузовского образования РостГМУ по формированию моральных ценностей и традиций у будущего врача, умеющего применить полученные знания и умения в своей будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: духовность, непрерывное довузовское образование, профессионализм, профилизация обучения, психолого-педагогическое сопровождение, расширение образовательного пространства


SPIRITUALITY - THE BASIS OF FORMATION OF PROFESSIONAL QUALITIES OF THE DOCTOR

Sidorenko Yuliya Andreevna1, Yakimenko Liliya Albertovna2, Avetisyan Zita Ervandovna3
1Rostov State Medical University, candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene
2Rostov State Medical University, teaching assistant of the department of public health and health care No. 1
3Rostov State Medical University, candidate of medical sciences, associate professor of the department of hygiene

Abstract
In article discusses methods and means of work of system of continuous pre-university education in Rostov state medical university for formation of moral values and traditions at future doctor able to apply the gained knowledge and abilities in the future professional activity.

Keywords: continuous pre-university education, expansion of educational space, professionalism, profilisation of education, psychological and pedagogical maintenance, spirituality


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Духовность - основа формирования профессиональных качеств врача // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/03/65840 (дата обращения: 19.04.2024).

Проблема профессионализма в современной России является проблемой государственной важности. Только компетентный, хорошо подготовленный специалист может решить те глобальные задачи, которые стоят перед страной на современном этапе развития.  Вопросы формирования структуры, механизмов, принципов и форм самоорганизации сообщества требуют принципиально новых качественных образовательно-технологических и психолого-педагогических подходов к подготовке кадров высшей школой [1, С. 119]. Это в свою очередь связано с тем, что глобализация образовательного пространства предполагает появление единых базовых принципов и стандартов подготовки специалистов с высшим образованием, обеспечение их глобальной мобильности путем создания равных условий для обучения и трудоустройства независимо от государственно-национальных моделей образования [2, С. 157; 3, С. 793]. Вместе с тем должно быть понятно, что процессы глобализации, в том числе в сфере образования, далеко не везде и не всеми в мире приветствуются и воспринимаются однозначно положительно. С одной стороны, абсолютному большинству населения планеты нравится, что мир стал более открытым, демократичным и мобильным прежде всего благодаря глобальным СМИ, Интернету и мобильной связи. Но, с другой стороны, очень сложно, а для кого-то и вовсе неприемлемо примириться с навязыванием такой философии и таких ценностей образования, которые противоречат национальным традициям и интересам, разрушают общественные сознание и психологию, уничтожают фактически культурно-национальные особенности народа [4, С. 111]. Основой профессиональной деятельности являются взаимоотношения людей, учитывающие индивидуальные особенности личности каждого работника. Это весьма важно понять абитуриентам, которые в будущем станут  врачами – основой новой российской элиты [5, С. 115; 6, С. 777]. Профессионализм – это не только характеристика производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций.  В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. В этих условиях  большое значение имеет  духовно-нравственное воспитание, так как оно являются базовой характеристикой, проявляющиеся в деятельности и поведении личности. В современной литературе под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Духовное развитие человека связано с формированием представлений человека о мире и его месте в нем, с поисками смысла жизни и необходимых ценностей, обеспечивающих ее сохранение. Иными словами, духовное развитие предполагает мировоззренческое самоопределение, которое состоит в том, чтобы содействовать самостоятельному, осознанному выбору учащимися, студентами мировоззренческих ориентаций, основанных на духовных принципах и ценностях гуманистической парадигмы [7, С. 169]. Высочайшая значимость гуманизма в жизни человека и общества, в развитии человеческой истории неоспорима.  Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие [8, С. 68]. Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, прежде всего семьи, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой.  Нравственная и социальная зрелость человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Эти качества крайне важными являются для людей, избравших профессию врача.  В связи с чем, целью нашего исследования явилось изучение отношения будущих врачей – слушателей подготовительных курсов факультета довузовского образования РостГМУ, к вопросам этической и духовно-нравственной культуры врача. В связи с чем, нами было проведено анонимное анкетирование 68 слушателей в возрасте от 16 до 18 лет. Использовали анкету, разработанную И.В. Силуяновой для оценки отношения врачей к моральным аспектам медицинской практики, модифицировав и адаптировав ее для абитуриентов. Ответы на вопрос об основных личных мотивах выбора профессии таковы: 43% – помогать людям, 4% – заработать, 9% – познавать. С высокой частотой (более 20%) стремление помогать людям сочеталось с познавательным интересом, реже (около 10%) – с желанием заработать. Принципиальное значение для качества медицинской помощи имеет характер отношения врача к пациенту. Так, анализ анкетных данных показал, что половина опрошенных воспринимают пациента как страдающего человека; однако, около 7 % указывали на статус пациента как источника дохода, при этом примерно 10%  – как представителя общей массы больных.   Таким образом, следует отметить, что абитуриенты продемонстрировали недостаточную глубину понимания важности этого вопроса. Вопросы нравственности неразрывны с религиозной верой.  Так, профессию врача как форму богоборчества рассматривают только около 7% опрошенных, а остальные – как форму богоизбранности для служения людям. Как известно, одним из традиционных принципов врачебной этики, уходящий корнями в   христианскую культуру, был принцип любви врача к пациенту. «Никогда об этом не думал» ответила половина слушателей; «это не нужно» – около15%; «это невыполнимо» – около 7%; «это основная задача» – примерно треть слушателей. В то же время позиция абитуриентов относительно значения моральных качеств врача для определения его профессионализма выглядит более благополучно: большинство (90%) дали положительный ответ. На вопрос о необходимости изучения специального предмета, в котором освещаются вопросы нравственной культуры врача при получении медицинского образования  «да» ответили  более 85% абитуриентов. Опрос выявил, что, к сожалению, половина опрошенных не могли назвать специалистов, которые являлись бы для них моральным образцом.  Таким образом, существует объективная необходимость повысить этическое образование и воспитание будущих врачей, так  как большинство абитуриентов не имеют глубоких знаний духовно-нравственных основ, необходимых для их профессиональной деятельности, которые являются залогом профессионализма врача.


Библиографический список
  1. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – №10. – С.119-120.
  2. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
  3. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 793-796.
  4. Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества  // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
  5. Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – №9. – С. 115.
  6. Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С.777-780.
  7. Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169-170.
  8. Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации педпроцесса медицинского вуза // Гуманитарные  и социально-экономические науки. – 2014. -№3. – С. 68-70.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Якименко Лилия Альбертовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация