Проблема профессионализма в современной России является проблемой государственной важности. Только компетентный, хорошо подготовленный специалист может решить те глобальные задачи, которые стоят перед страной на современном этапе развития. Вопросы формирования структуры, механизмов, принципов и форм самоорганизации сообщества требуют принципиально новых качественных образовательно-технологических и психолого-педагогических подходов к подготовке кадров высшей школой [1, С. 119]. Это в свою очередь связано с тем, что глобализация образовательного пространства предполагает появление единых базовых принципов и стандартов подготовки специалистов с высшим образованием, обеспечение их глобальной мобильности путем создания равных условий для обучения и трудоустройства независимо от государственно-национальных моделей образования [2, С. 157; 3, С. 793]. Вместе с тем должно быть понятно, что процессы глобализации, в том числе в сфере образования, далеко не везде и не всеми в мире приветствуются и воспринимаются однозначно положительно. С одной стороны, абсолютному большинству населения планеты нравится, что мир стал более открытым, демократичным и мобильным прежде всего благодаря глобальным СМИ, Интернету и мобильной связи. Но, с другой стороны, очень сложно, а для кого-то и вовсе неприемлемо примириться с навязыванием такой философии и таких ценностей образования, которые противоречат национальным традициям и интересам, разрушают общественные сознание и психологию, уничтожают фактически культурно-национальные особенности народа [4, С. 111]. Основой профессиональной деятельности являются взаимоотношения людей, учитывающие индивидуальные особенности личности каждого работника. Это весьма важно понять абитуриентам, которые в будущем станут врачами – основой новой российской элиты [5, С. 115; 6, С. 777]. Профессионализм – это не только характеристика производительности труда, но и особенности мотивации личности человека труда, системы его устремлений, ценностных ориентаций. В современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности. В этих условиях большое значение имеет духовно-нравственное воспитание, так как оно являются базовой характеристикой, проявляющиеся в деятельности и поведении личности. В современной литературе под «духовностью» понимается состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях. Духовное развитие человека связано с формированием представлений человека о мире и его месте в нем, с поисками смысла жизни и необходимых ценностей, обеспечивающих ее сохранение. Иными словами, духовное развитие предполагает мировоззренческое самоопределение, которое состоит в том, чтобы содействовать самостоятельному, осознанному выбору учащимися, студентами мировоззренческих ориентаций, основанных на духовных принципах и ценностях гуманистической парадигмы [7, С. 169]. Высочайшая значимость гуманизма в жизни человека и общества, в развитии человеческой истории неоспорима. Духовность проявляется в уважении общечеловеческих ценностей, стремлении к полезным делам. Человек, уважающий нормы нравственности, придерживается определенных духовных ценностей и целей. В его действиях наблюдаются честность, доброжелательность, милосердие [8, С. 68]. Духовность приходит к человеку через литературу, искусство, народную мудрость, обычаи, культурные традиции, прежде всего семьи, науку и образование. Духовно богатый человек всегда выделяется даже в повседневной жизни. Стремление к духовным ценностям помогает любому человеку легко преодолеть жизненные преграды, жить в гармонии с обществом и природой. Нравственная и социальная зрелость человека проявляется в его образовании и культуре, честности и порядочности, неравнодушии к боли и страданиям окружающих. Эти качества крайне важными являются для людей, избравших профессию врача. В связи с чем, целью нашего исследования явилось изучение отношения будущих врачей – слушателей подготовительных курсов факультета довузовского образования РостГМУ, к вопросам этической и духовно-нравственной культуры врача. В связи с чем, нами было проведено анонимное анкетирование 68 слушателей в возрасте от 16 до 18 лет. Использовали анкету, разработанную И.В. Силуяновой для оценки отношения врачей к моральным аспектам медицинской практики, модифицировав и адаптировав ее для абитуриентов. Ответы на вопрос об основных личных мотивах выбора профессии таковы: 43% – помогать людям, 4% – заработать, 9% – познавать. С высокой частотой (более 20%) стремление помогать людям сочеталось с познавательным интересом, реже (около 10%) – с желанием заработать. Принципиальное значение для качества медицинской помощи имеет характер отношения врача к пациенту. Так, анализ анкетных данных показал, что половина опрошенных воспринимают пациента как страдающего человека; однако, около 7 % указывали на статус пациента как источника дохода, при этом примерно 10% – как представителя общей массы больных. Таким образом, следует отметить, что абитуриенты продемонстрировали недостаточную глубину понимания важности этого вопроса. Вопросы нравственности неразрывны с религиозной верой. Так, профессию врача как форму богоборчества рассматривают только около 7% опрошенных, а остальные – как форму богоизбранности для служения людям. Как известно, одним из традиционных принципов врачебной этики, уходящий корнями в христианскую культуру, был принцип любви врача к пациенту. «Никогда об этом не думал» ответила половина слушателей; «это не нужно» – около15%; «это невыполнимо» – около 7%; «это основная задача» – примерно треть слушателей. В то же время позиция абитуриентов относительно значения моральных качеств врача для определения его профессионализма выглядит более благополучно: большинство (90%) дали положительный ответ. На вопрос о необходимости изучения специального предмета, в котором освещаются вопросы нравственной культуры врача при получении медицинского образования «да» ответили более 85% абитуриентов. Опрос выявил, что, к сожалению, половина опрошенных не могли назвать специалистов, которые являлись бы для них моральным образцом. Таким образом, существует объективная необходимость повысить этическое образование и воспитание будущих врачей, так как большинство абитуриентов не имеют глубоких знаний духовно-нравственных основ, необходимых для их профессиональной деятельности, которые являются залогом профессионализма врача.
Библиографический список
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Особенности организации педагогического процесса на факультете довузовского образования // Успехи естествознания. – 2004. – №10. – С.119-120.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Интегративная система континуального образования в вузе // В сборнике: НАУКА СЕГОДНЯ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ материалы международной научно-практической конференции. – Научный центр «Диспут». – Вологда, 2016. – С. 157-158.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А. Воспитательная парадигма в системе континуального образовательного процесса // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С. 793-796.
- Агеева Н.А. Духовные скрепы как важный фактор становления и развития гражданского общества // Современные научные исследования и инновации. – 2015. – № 4-4 (48). – С. 111–117.
- Сидоренко Ю.А., Краевская Т.В. Клуб «Юный медик» первая ступень университетской науки // Фундаментальные исследования. – 2008. – №9. – С. 115.
- Сидоренко Ю.А., Якименко Л.А., Аветисян З.Е. Стратифицирующая роль непрерывного довузовского образования в формировании образа будущего врача // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2 (58). – С.777-780.
- Сависько А.А., Сидоренко Ю.А. ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 9. – С. 169-170.
- Крамская С.В. Актуальные вопросы гуманизации педпроцесса медицинского вуза // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2014. -№3. – С. 68-70.