Младший школьник – это ребенок, который овладевает навыками общения, стремится развиваться, получать новые знания, приобретает навыки взаимодействия с ровесниками.
Язык – это совокупность средств общения людей путем обмена идеями и правил употребления денных средств; язык как сущность обретает свое проявление в речи. Речь представляет собой внедрение существующих языковых средств и законов в самом общении людей, потому может быть определена как функционирование языка [3, с.29-33].
Язык и речь тесно взаимосвязаны: в случае если нет речи, то нет и языка, так как язык – данное средство общения; речь – данное олицетворение и реализация языка, который средством речи выполняет собственную коммуникативную функцию [1, c.6].
Сущность языка акцентируется в его двойственной функции: он является и инструментом мышления и способом общения для человека. Язык еще и сохраняет внутреннее значение общества, функционирует как система социальной, культурной наследственности.
В школе на уроках литературного чтения и письма исполняется составление у детей ответственного отношения к языку как средству и к речи как процессу общения.
Младший школьный возраст – это промежуток времени для положительных перемен и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществляемых каждым ребенком на данном возрастном этапе.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Именно во время учебной деятельности учащиеся приобретают навыки общения.
Одним из главнейших признаков коммуникативного развития считаются отличительные черты восприятия и понимания другого человека. В младшем школьном возрасте общественное восприятие весьма специфично. Оно различается ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние показатели. Физический вид и его оформление являются для младших школьников «каркасом», на котором выстраивается образ другого человека. Именно поэтому дети любят разговаривать с привлекательными на вид мальчишками и девчонками.
База для подходящего коммуникативного становления малыша – его адекватная самооценка. В младшем школьном возрасте у малыша, обычно, формируется некая самооценка в отношении собственных коммуникативных свойств. Условием высочайшей и адекватной самооценки считается познание ребенком собственных коммуникативных отличительных черт и присутствие способности для их реализации. Чрезвычайно важно, чтобы ребенок понимал, как он ведет себя в ходе общения: что у него выходит лучше, нежели у иных, а над чем ему еще необходимо потрудиться. Таким образом, у ребенка начинает зарождаться коммуникативная рефлексия.
Воспитанники по-разному относятся к собственным друзьям: одних одноклассников учащийся выбирает, других не выбирает, третьих отвергает; отношение к одним стабильно, к другим не стабильно [2, с. 149-151].
Мы предлагаем комплекс упражнений для 3 класса на формирование речи у младших школьников.
1. Прочитать и расположить предложения так, чтобы получился текст. Записать текст и озаглавить его из предложенных названий: «Лиса и журавль», «Лиса в гостях у журавля», «Лиса».
Приготовил он окрошку в кувшине с узким горлом.
С тех пор и дружба у них врозь.
Не лезет её голова туда.
Позвал журавль лису в гости.
Лиса прыгает около кувшина.
А журавль клюёт да клюёт окрошку, всё один и поел [4, с.151].
2. Списать текст, поставить точку в конце каждого предложения.
В поле.
Наступила золотая осень яркими бусами алеют ягоды калины колхозники работают в поле они убирают спелый картофель в высокие груды насыпана оранжевая морковь школьники помогают собирать урожай на машинах овощи везут в город скоро настанут холода [4, c.155-156].
3. Допишите предложения. Подчеркните главные члены предложения во всем тексте.
Прошли осенние … . Белым ковром накрылась и отдыхает … . Весело кружат … . На улицу вышли … . Они стали лепить … . Хороший подарок … .
Ночью повалил хлопьями … . Побелели … . Пушистый ковер лег на … . Она вся расписана … . Люди рады первому … .
Собралась вся … . Был день рождения … . Она получила … . Мама подарила … . Бабушка связала … . Папа купил … . В ней были интересные … .
Я медленно иду … . С нежные хлопья … . Над высокой елью … . Они угощались … . [4, с.158 – 161].
4. Дополните предложения, чтобы получился связный рассказ.
Приход зимы.
Этой осенью рано ударили _______ _______. Они застудили _______ . На голых полянах _______ _______. Но вот выпал _______ _______. Снежные шапки надели _______ _______ _______ . Озимые хлеба _______ _______ . Им тепло и спокойно _______ _______. [4, c.161].
Первый снег.
Прошли дождливые _______ _______. В воздухе запорхали _______ _______ . Но вот снег повалил _______ _______ . Он ложится пушистым ковром на _______ _______ . На опушке _______ стоит лесник. К нему весело бежит _______ _______ . [4, с.162 – 163].
Таким образом, формирование у младших школьников представлений о языке как основном средстве человеческого общения крайне важно. На уроках русского языка и литературного чтения необходимо развивать речь детей и обогащать их словарный запас. Это будет способствовать формированию правильной, грамотной речи младших школьников.
Библиографический список
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 1968 – 296 с.
- Жесткова Е. А. Формирование ценностных ориентиров у младших школьников в процессе изучения лексики на уроках русского языка / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 12 – С. 85-88.
- Жесткова Е.А. Развитие речи младших школьников в процессе работы с толковыми словарями // В сборнике: Культура, наука, образование: проблемы и перспективы Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор А.В. Коричко; Министерство образования и науки Российской Федерации, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Нижневартовский государственный университет. 2014. С. 43-45.
- Жесткова Е.А. Сетевое взаимодействие как фактор инновационного развития образовательных учреждений / А.В. Евсеева, Е.А. Жесткова // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2014. Т. 2014. С. 141.
- Залесов Г.М., Николаенко В.М., Андрюшина Т.В. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2010.- С. 149-151.
- Лучина Т.И. Взаимосвязь коммуникативного образования и нравственного воспитания современных школьников // Теория и практика социального государства в Российской Федерации: научно-производственный потенциал и социальные технологии Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Омск, 2015. С. 149-158.
- Тяжелова М.Г. Приемы развития личностной заинтересованности младших школьников в изучении русского языка.//Начальная школа.-2007.-№11.-C.29-33.
- Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В.. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 320с.
- Филиппова Л.В. Лексические упражнения как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников // Проблемы современной науки. – 2012. – №5.1. – С.60-69.
- Цуцкова Е.В. Эпитеты и их функционирование в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина / Е. А. Жесткова, Е. В. Цуцкова // Молодой ученый. – 2014. – №21.