В настоящее время безопасность становится обязательным условием и одним из критериев эффективности деятельности образовательной организации. Это обусловлено многочисленными фактами опасных происшествий в образовательных организациях: пожары, массовые заболевания и отравления учащихся, травматизм, правонарушения, наркомания, акты телефонного, уголовного и политического терроризма и др. Зачастую объектами перечисленных происшествий и действий становятся учителя.
Безопасность – сложное, многоплановое и многогранное социальное явление, со сложной структурой, которая отражает противоречивые интересы в отношениях различных социальных субъектов.
В узком смысле безопасность понимается как «состояние, при котором не угрожает опасность» (толковый словарь С. И. Ожегова) и «отсутствие опасности, сохранность, надежность» (толковый словарь В. И. Даля). В широком смысле под безопасностью принято понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, социального, военного, экономического, технического и иного характера, предполагающее установление политической, экономической и социальной стабильности в государстве, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнерства (социологическая энциклопедия Г. Ю. Семина); состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст. 1 Закона Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-I).
Таким образом, безопасность – характеристика состояния стабильности и устойчивости социальной системы, находящейся в границах установившихся социальных норм. [5]
О социальных аспектах безопасности также можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле понятие «социальная безопасность», которое часто отождествляется с понятием «национальная безопасность», может быть определено как сложная система внешних и внутренних связей личности, общества и государства, состояние которых определяет: социальную независимость государства, стабильность и устойчивость системы социальной защиты населения, способность системы социальной защиты к системному саморегулированию, развитию и совершенствованию, уровень и качество жизни, уровень безработицы, стабильность минимальной заработной платы и ее соответствие прожиточному социальному минимуму, безопасность труда, социальное партнерство, уровень социального обеспечения и социального страхования, степень развития социальной сферы и т.д. [2].
Если говорить об узком значении понятия социальной безопасности, то исследователи сосредотачивают внимание на таких аспектах, как защита личности, семьи, общества и государства.[6]
Основным структурным элементом любой подсистемы общества является личность, поэтому представляется необходимым исследовать проблему обеспечения социальной безопасности применительно к отдельному человеку и к его деятельности, в том числе профессиональной.
Социальная безопасность личности может быть определена как система взаимодействия личности как индивида и субъекта деятельности со средой, включающая осознание негативных воздействий социальной среды; умения и навыки самозащиты и предотвращения социальных опасностей, обеспечивающие ей успешное взаимодействие с другими людьми, реализацию способностей и удовлетворение потребностей.
На основании подходов И.А. Баевой, С.В. Петрова, Л.А. Михайлова, О.В. Писаря можно выделить следующие функциональные компоненты в структуре социальной безопасности личности: психологическая безопасность, безопасность в опасных/экстремальных ситуациях социального характера, безопасное социальное взаимодействие, физическая безопасность и реализация здорового и безопасного образа жизни, информационная безопасность, духовно-нравственная безопасность, гражданско-правовая безопасность. [4]
Психологическая безопасность личности обеспечивается ее способностью поддерживать устойчивость в неблагоприятной, содержащей различные психотравмирующие факторы среде, сопротивляться деструктивным внутренним и внешним воздействиям. Исследователи обозначают три аспекта данного понятия:
- психологическая безопасность как процесс означает способность воспроизводить определенные психологические характеристики заново каждый раз, когда встречаются участники социальной среды;
- психологическая безопасность как состояние включает в себя базовую защищенность личности и общества;
- психологическая безопасность как свойство личности предполагает наличие неких личных качеств, создающих барьер от различных воздействий деструктивного характера [1].
Если говорить о понятии психологической безопасности применительно к учителю, то здесь целесообразно рассмотреть такие моменты, как уровень его профессиональной подготовки по вопросам безопасности, степень приверженности нормам и ценностям, определяющим культуру безопасности, установка на соблюдение мер безопасного поведения в своей профессиональной деятельности, а также способность противостоять стрессу, негативном и возможно агрессивному воздействию, выдерживать эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности. Кроме того, обеспечение психологической безопасности учителя включает в себя его способность управлять поведением учеников в опасных ситуациях, блокировать агрессию, панику, разрешать конфликты и т.п.
Вторым важным аспектом социальной безопасности является безопасность в опасных/экстремальных ситуациях социального характера [8]. Опасная ситуация представляет собой совокупность неблагоприятных факторов, провоцирующих нарушение нормального функционирования и развития социальной системы, и представляющие угрозу для жизни и здоровья людей, их имущества, прав и законных интересов. Накопление опасных факторов в общественных отношениях является условием формирования социально опасной ситуации и может стать причиной возникновения ее наиболее опасной разновидности – экстремальной ситуации социального характера, которая, в свою очередь, представляет собой совокупность складывающихся вокруг человека в течение короткого периода времени экстремальных условий, преодоление которых требует от человека высокого уровня физической, физиологической, психической, моральной адаптированности. Довольно часто причиной появления и развития опасных и экстремальных ситуаций социального характера является нарушение гармонии общественных отношений – семейных, дружеских, экономических, политических, межэтнических, конфессиональных и иных. Социальные опасности достаточно разнообразны в плане своего характера и источников возникновения, к ним относятся террористические акты, социально-экономические кризисы, безработица, бедность, военные и межнациональные конфликты, проявления экстремизма и расизма, сектантство, массовые беспорядки, конфликты на религиозной почве, криминальные опасности, суициды, социально-бытовые конфликты, все формы физического и морального насилия, наркомания и алкоголизм, проституция, детская безнадзорность и другие негативные явления и процессы, наносящие ущерб личности, обществу, государству.
Рассматривая эту проблему в контексте безопасности учителя, следует отметить, что именно ему отводится ведущая роль в осуществлении мероприятий профилактического характера, направленных на пресечение этих опасностей. К таким мероприятиям можно отнести, например, формирование умения распознавать опасности, навыков поведения в опасных ситуациях, а также ликвидации их последствий.
Третьим аспектом социальной безопасности является безопасность социального взаимодействия, под которой понимается наличие в социальной среде организации благоприятного морально-психологического климата, включая низкий уровень конфликтности и соблюдение норм безопасности труда. Данный аспект весьма важен, поскольку неблагоприятный характер среды социального взаимодействия в организации делает невозможным выполнение профессиональных функций на высоком уровне, снижает производительность труда, а в случае, если речь идет об учителе, делают его самого носителем угроз безопасности, провоцируя неэтичное поведение по отношению как к коллегам, так и к ученикам.
Четвертым, также весьма важным аспектом социальной безопасности, является физическая безопасность, которая характеризуется высоким уровнем здоровья и реализацией здорового и безопасного образа жизни. Понятие здорового образа жизни также весьма многопланово и включает в себя представления о достойном человека образе жизни, медицинскими критериями оценки здоровья, как физического, так и психического, и нравственного. Более широкое понимание здорового образа жизни включает в себя также такой компонент, как предупреждение социальных опасностей в быту и в профессиональной деятельности, что включает в себя предупреждение конфликтных ситуаций, поддержание благоприятного психологического микроклимата, обеспечение личной безопасности. В данном аспекте деятельность учителя по обеспечению безопасности заключается в не только в приверженности принципам здорового образа жизни, но и осуществлении мероприятий среди учащихся по формированию у них здоровых привычек, навыков здоровьесберегающего поведения, а также профилактике наркомании, алкоголизма и курения.
Пятый аспект социальной безопасности личности – это ее информационная безопасность. Информационные воздействия могут быть определены как представляющие опасность, если они вызывают у воспринимающих ее людей эмоциональную и социально-психологическую напряженность, деформацию нравственных критериев и норм, морально-политическую дезориентацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, малых групп и крупных социальных общностей [7]. Соответственно, информационная безопасность личности понимается как состояние защищенности от воздействия негативных информационных факторов, представляющих угрозу для ее сознания и поведения. Проблема информационной безопасности личности как учителя, так и учащегося в современной образовательной среде представляется как одна из самых актуальных и трудноразрешимых на сегодняшний день, но меры защиты от различных информационных угроз сходны с уже перечисленными – это, прежде всего, умение распознавать и выявлять информацию, способную оказать негативное воздействие, развитие навыков информационно-психологической самозащиты.
К шестому аспекту социальной безопасности личности относится духовно-нравственная безопасность, которая включает в себя развитие духовно-нравственных, моральных качеств и определяется нравственным здоровьем личности. Этот компонент связан с общечеловеческими понятиями добра, любви, красоты и определяет в значительной мере духовность человека [3]. При этом важно учитывать, что данные понятия могут иметь различное содержание, сформированное под влиянием религиозных, этнических и других социокультурных факторов. Это может привести к непониманию, неприятию иных представлений, а также к проявлениям экстремистских действий в отношении людей другой религии, культуры, этнической принадлежности. Поэтому роль учителя в данном вопросе заключается в формировании уважительного отношения ко всем религиям и национальностям, недопущении оскорбительных выпадов и экстремистских проявлений в отношении других людей.
Наконец, седьмой аспект социальной безопасности личности – это гражданско-правовая безопасность, которая включает в себя умения и навыки самозащиты, обеспечивающие успешную реализацию конституционных прав и свобод, выполнение долга и гражданской ответственности перед обществом [8]. В рамках деятельности по данному аспекту социальной безопасности в образовательной организации должно быть сформировано и доведено до всех необходимое нормативно-правовое обеспечение, позволяющее регламентировать деятельность ее сотрудников и учащихся. В задачи учителя входит развитие правосознания учащихся, воспитание у них ответственной гражданской позиции.
Таким образом, социальная безопасность учителя в современной образовательной среде является сложным понятием, включающим в себя защищенность от угроз физического, социального и информационного характера. Ключевой особенностью социальной безопасности учителя является то, что именно он и является основным субъектом ее обеспечения, поскольку наличие у учителя соответствующих знаний, умений распознавать и оказывать противодействие разнообразным опасностям и угрозам, а также навыков безопасного поведения является главным условием не только его личной безопасности, но и, в большой степени, безопасности учащихся образовательной организации. [9]
В декабре 2015 – январе 2016 года кафедрой теории и практики управления Московского городского психолого-педагогического университета был проведен опрос школьников и студентов более 20 образовательных организаций, в котором приняли участие в качестве респондентов 350 человек. Темой данного опроса были проблемы безопасности образовательной среды, в том числе были затронуты и некоторые из указанных аспектов социальной безопасности учителя.
Так, одной из проблем, затронутых в исследовании, была физическая безопасность и здоровый образ жизни, как важная ее составляющая.
Выяснилось, что более 64% опрошенных нуждается в большем количестве информации о здоровом образе жизни, чем им предоставляется. На вопрос: «Нужна ли Вам дополнительная информация о здоровом образе жизни?» 43% ответили: «Да, очень нужна» и еще 21,5%, что такая информация не была бы для них лишней. Также, говоря об источниках информации о здоровом образе жизни, 40% респондентов указало в качестве такового школу, остальные ответили, что в основном получают такую информацию в семье (48%), узнают из различных телепередач (10%) или от сотрудников полиции (2%).
В то же время, 78% респондентов высказали желание получать информацию о здоровом образе жизни из интернета, поскольку именно он является для них основным информационным ресурсом, остальные 22% выбрали в качестве предпочитаемых источников информации друзей (10%), школу и родителей (по 4%), телевидение (4%). Полученные данные свидетельствуют о наличии интереса к проблеме здорового образа жизни у школьников и студентов, а это значит, что такая информация будет востребована и необходимо работать над созданием информационных материалов о здоровом образе жизни и их распространением через востребованные у молодежной аудитории каналы коммуникации, прежде всего интернет. Об этом говорят также ответы респондентов на вопрос о том, считают ли они достаточно активной государственную пропаганду здорового образа жизни в нашей стране: 35% ответили на этот вопрос отрицательно и 9% затруднились с ответом.
Другим аспектом социальной безопасности образовательной среды, исследованным в рамках проведенного опроса, стал молодежный экстремизм, представляющий собой одну из наиболее серьезных угроз социальной безопасности современного общества.
Согласно полученным данным, отношение учащейся молодежи к различным проявлениям экстремизма в целом негативное: большинство школьников и студентов, а именно 69 % относятся отрицательно к молодежному экстремизму, 26% относятся нейтрально к данной проблеме, 3% респондентов не знает, что такое национальный экстремизм, и лишь 2% респондентов поддерживает молодежный экстремизм. Однако неприятие экстремизмв не означает его отсутствия, в том числе в образовательной среде. Так, в результате проведенного опроса было установлено, что почти половина опрошенных (49%) уже имеют опыт столкновения с различными проявлениями экстремизма, причем 15% респондентов сказали, что сталкиваться с проявлениями экстремизма им приходится регулярно. Еще 41% опрошенных утверждают, что им приходилось слышать о случаях проявления экстремизма в образовательных организациях, но лично они с такими проявлениями не сталкивались. Также 24% утверждают, что сталкивались с людьми, пропагандирующими экстремистские идеи в течение последних пяти лет. Интересно, что 16% ответивших на этот же вопрос выбрали вариант «затрудняюсь ответить». Можно предположить, что подобные затруднения могут быть связаны с не вполне четкими представлениями молодых людей об экстремизме.
К наиболее распространенным формам проявления молодежного экстремизма наши респонденты отнесли политический, религиозный и национальный (29%, 25% и 18% соответственно), причем именно национальный экстремизм считается наиболее опасным и разрушительным для общества. Так, 94% опрошенных ответили, что национальный экстремизм опасен для нашего о݅б݅щ݅е݅с݅т݅в݅а݅ и п݅а݅г݅у݅б݅н݅о݅ на него влияет и лишь 6% считают, что он не представляет опасности. Таким образом, исследование показало, что распространение экстремизма в образовательной среде представляет собой достаточно серьезную угрозу социальной безопасности и требует систематических и скоординированных действий государственных органов, общественных объединений и образовательных организаций по его преодолению и профилактике.
Таким образом, социальная безопасность учителя в современной образовательной среде представляет собой комплексную проблему и является результатом систематической работы администрации, педагогического состава и учащихся образовательной организации, направленной на формирование единых представлений о безопасности, средствах и методах ее обеспечения, понимании роли и функций каждого участника образовательного процесса в построении социально-безопасной образовательной среды. При этом ключевую роль в обеспечении социальной безопасности учителя является наличие у него знаний и навыков социально-безопасного поведения в образовательной среде.
Библиографический список
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб., 2002. – 271 с.
- Губанов В.М. Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них. – М.: Изд-во «Дрофа», 2007. – 288 с.
- Кисляков П.А. Формирование толерантности и профилактика идеологии экстремизма в молодежной среде // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2011. №3. – URL: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/kislyakov.pdf (Дата обращения: 20.11.2015).
- Кисляков П.А Социальная безопасность личности: функциональные компоненты и направления формирования // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №5(13). – URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/5/kislyakov.pdf (дата обращения 17.02.2016).
- Кузнецов В. Н. Социология безопасности. – М., 2007. – 423 с.
- Молодцова Е.Ю., Ребко Э.М. Социальная безопасность: основные представления и подходы к обучению // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №5(13). – URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/5/rebko.pdf (дата обращения 17.02.2016).
- Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: учебное пособие. – М.: «Русский журнал», 2011. – 328 с.
- Писарь О.В. Формирование личной безопасности студентов на основе компетентностного подхода: Автореф. дисс. … д.п.н. Казань, 2009. – 36 с.
- Савченко И.А., Андреев А.Н., Белецкая О.О., Серегина А.С. Анализ и совершенствование организации связей с общественностью в Вузе // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/56738 (дата обращения: 17.02.2016).