Теория и практика профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре относится к одной из актуальных ресурсов современного профессионально-педагогического образования. Выделим проблему моделировании и апробации форм современной воспитательной работы в структуре профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре как предметно-педагогическую область предстоящей работы, системно детализирующую все специфические нюансы развития и саморазвития личности обучающегося в модели профессионального образования.
Научно-педагогическое исследование в структуре его полисистемных и многофункциональных единиц [1] позволяет отразить качество формирования педагогического и профессионально-педагогического становления личности, не исключение в таком анализе и воспитательная работа, являющаяся частью профессиональной деятельности педагога. Для качественного решения детерминируемых условий воспроизводства и продуктивного развития личности используется в определении реализуемых функций и формируемых возможностей педагогическое моделирование, специфика которого для нашего случая описана в работах [2-4].
Научность поиска в профессиональной подготовке педагога по физической культуре – сложная практика, т.к. с одной стороны, педагогика – это наука, а с другой стороны, – это искусство, фасилитирующее развитие личности как ценности и продукта современной культуры и непрерывного образования. Для качественного решения задачи моделирования и апробации форм современной воспитательной работы в структуре СПО можно использовать программно-педагогическое обеспечение [5-16], для ВПО – [17-35]. Задача продуктивного поиска доказательно может быть визуализирована в таком контексте следующими работами будущих педагогов по физической культуре, обучающихся и обучавшихся в НФИ КемГУ на факультете физической культуры [36-65].
Определим направления подготовки будущего педагога по физической культуре в структуре организации воспитательной работы:
1. Локальная воспитательная работа, определяющаяся в ситуативных изменениях сформированности ценностей и норм культуры (индивидуальные формы воспитания).
2. Воспитательная работа в структуре организации классных часов и внеурочных форм воспитательной работы в работе педагога по физической культуре.
3. Работа с родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы, праздники, соревнования и пр.).
4. Совместная работа с образовательными учреждениями дополнительного образования.
Теория и практика педагогического моделирования в структуре профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре детально изучают возможность создания и использования в личной практике педагога модели классного часа. Популярность данной формы обусловлена спецификой классно-урочной системы обучения. Особенности профессиональной подготовки будущего педагога по физической культуре в моделировании и апробации форм современной воспитательной работы сводятся зачастую к моделированию и апробации классного часа как основной формы организации воспитания обучающегося.
Определим структуру внеурочной формы воспитательной работы или внеурочного мероприятия в работе педагога по физической культуре:
Тема: формулируется тема внеурочного мероприятия.
Возраст: указывается возраст обучающихся, включенных во внеурочное воспитательное мероприятие.
Форма: выбирается форма организации занятия (конкурс, праздник, день здоровья, спортивное ассорти, многоборье, туристический слет, экотропа и пр.).
Цель: формулируется цель внеурочного мероприятия.
Примеры формулировок:
- Приобщение к культуре здоровья как ресурсу развития и саморазвития личности.
- Приобщение к культуре здорового образа жизни в системе формирования потребностей и способов самодетерминации и саморазвития, социализации и самоутверждения, самореализации и самосовершенствования.
- Создание условий для продуктивного самовыражения обучающегося в условиях организации …
- Реализация условий адаптивной акмеверифицированной практики решения задач развития личности обучающегося в …
- Определение потребностей обучающихся в решении задач развития и саморазвития.
- Создание условий для продуктивной самореализации личности обучающегося через занятия спортом.
- Создание условия для выбора направления и модели социализации и самореализации.
Задачи:
- Воспитательные: продолжить воспитание гуманизма, толерантности, ответственности, патриотизма, этичности, сострадания, поддержки, коллективизма, взаимопомощи, любви к своему ближнему и своему делу, дисциплинированности, тактичности …
- Образовательные: продолжить получение знаний о …, формирование представлений о …, формирование адекватной, позитивной самооценки, внутренней мотивации деятельности, необходимого уровня притязаний, потребности в общении, саморазвитии и самореализации, самоутверждении и самоопределении, …
- Развивающие: продолжить развитие памяти, мышления, речи, воображения, чувства собственного достоинства, чувства юмора, ловкости, гибкости, точности, уверенности, быстроты реакции, …
Методы воспитания. Указываются методы воспитания, которые используются в структуре внеурочного мероприятия.
Средства воспитания. Указываются идеальные и материальные средства воспитания.
Методологическая основа внеурочного мероприятия. Культурологический подход, определяющий возможности социума в оптимальном формировании и развитии обучающегося в модели реализуемой культуры на основе акмеверификации и адаптации социального знания.
Культурологический подход опирается в практике решения задач развития личности обучающегося на следующую систему принципов воспитания (возможно, что вместо системы принципов воспитания указывается система принципов педагогического взаимодействия):
- …
…
План. Выделяется план внеурочного мероприятия.
Ход внеурочного мероприятия. Отражается целостное поэтапное представление заданий.
Анализ внеурочного мероприятия. Будущий педагог по физической культуре отражает в оптимальной форме плюсы и минусы проведенного внеурочного мероприятия. Структур анализа внеурочного мероприятия может предлагать педагог, а может выбирать сам студент, определяющий свою работу в системе выделенных задач и поставленной цели внеурочного мероприятия.
Структура родительского собрания может быть определена в том же конструкте, что и структура внеурочного мероприятия.
Качество моделирования и апробации форм современной воспитательной работы у будущих педагогов по физической культуре – функция продуктивного становления личности.
Возможности поэтапного формирования планирования и организации внеурочного мероприятия в подготовке будущих педагогов по физической культуре – сложный многоэтапный процесс, ресурсы которого черпают свои возможности в содержании курса «Введение в педагогическую деятельность» [6-7, 24-25], Методика воспитательной работы» [25], «Теоретическая педагогика» [17-21], «Практическая педагогика» [22, 31-35].
Неоднозначность продуктивного поиска педагога по физической культурой обусловлен ситуативностью выбора и возможностями использования адаптивного и акмеверифицированного знания в структуре развития и саморазвития личности.
Необходимо больше уделять внимания подготовке будущих педагогов к организации воспитательной работы, качеству планируемых и проводимых воспитательных мероприятий, в том числе и использованию программы «АНТИПЛАГИАТ» для проверки возможностей педагогического моделирования в профессиональном развитии и становлении будущего педагога по физической культуре.
Библиографический список
- Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Возможности педагогического моделирования в решении задач научного исследования // Вестник ТГПУ. 2015. № 12 (165). С.129-135.
- Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Подготовка бакалавров к организации научного исследования в модели современного образования // Вестник КемГУ.2015.№4-2.С.91-95.
- Коновалов С. В., Козырева О. А. Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 2 (18). С. 153-156.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 1. Введение в педагогическую деятельность. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 2. Общие основы педагогики. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 32 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 3. Теория воспитания. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 40 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч. 4. Теория обучения. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 68 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-31-4 ч.4.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 48 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.5. Социальная педагогика. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 72 с. ISBN 978-5-906806-34-4 ; ISBN 978-5-906806-32-1 ч.5.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : адаптивное учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 56 с.
- Судьина Л. Н., Бойкова И. В., Горбунова И. А. Педагогика: контрольно-оценочные средства : учебное пособие для студентов среднего профессионального образования по специальности 49.02.01 – Физическая культура : в 6-и ч. Ч.6. Педагогика физической культуры и спорта. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 76 с.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 53 с. ISBN 978–5–85117–742–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 52 с. ISBN 978–5–7262–2025–3.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Общие основы педагогики» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 48 с. ISBN 978–5–7262–2022–2.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Теория обучения» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 44 с. ISBN 978–5–7262–2023–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Управление образовательными системами» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование». М. : МИФИ, 2014. 56 с. ISBN 978–5–7262–2024–6.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 49 с. ISBN 978–5–85117–743–9.
- Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Методика воспитательной работы» : учебно-методическое пособие для студентов-бакалавров направления подготовки «050100 – Педагогическое образование», профиля – «Физическая культура». Новокузнецк : КузГПА, 2013. 54 с. ISBN 978–5–85117–741–5.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 40 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Введение в педагогику : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 72 с. ISBN 978-5-906806-39-0.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 28 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. История педагогики и образования : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки – Психология образования. – Стерлитамак : АМИ, 2016. 70 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 52 с.
- Свинаренко В. Г., Сукиасян А. А., Козырева О. А. Социальная педагогика : контрольно-измерительные материалы : учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки – Психолого-педагогическое образование, профиля подготовки 44.03.02 – Психология образования. – Стерлитамак: АМИ, 2015. 80 с. ISBN 978-5-906806-35-2.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 64 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 62 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 63 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 1. Педагогическое проектирование. – Уфа : Аэтерна, 2015. 48 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика : контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 2. Педагогические технологии. – Уфа : Аэтерна, 2015. 40 с.
- Сукиасян А. А., Коновалов С. В., Козырева О. А. Практическая педагогика: контрольно-измерительные материалы: адаптивное учебное пособие для студентов-бакалавров направления подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование : в 3-х ч. Ч. 3. Психолого-педагогический практикум. – Уфа : Аэтерна, 2015. 46 с.
- Болов А.В., Шварцкопф Е.Ю., Свинаренко В.Г. Специфика работы и возможности социализации и самореализации обучающихся через занятия шахматами (на примере программы «Шах и мат») // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6111
- Изюрова М.В., Бойкова И.В., Зубанов В.П. Специфика и возможности педагогического моделирования в подготовке и организации современного воспитания обучающихся // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/10/58039
- Корниенко Е. Д., Питнявко В. А., Зубанов В. П. Воспитание как продукт и условие решения задач здоровьесбережения // Глобализации науки: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.117-118.
- Кривда В.Ю., Зубанов В.П., Бойкова И.В. Некоторые особенности определения качества реализации идей здоровьесбережения в воспитании обучающихся // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2015. С.150-152.
- Литвинов А. В. Некоторые особенности организации воспитательной работы с обучающими, имеющими отклонения в развитии и здоровье // Научный взгляд на современное общество : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.114-116.
- Лукашова А. А., Попова А. П. Некоторые возможности моделирования в решении задач осознания ценности и уникальности современного воспитания // Современный взгляд на будущее науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 25 апреля 2015 г.) : в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С.121-122.
- Митряев Е. К., Картавенко И. Д. Некоторые возможности здоровьесбережения в модели современного воспитания и культуры // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.215-217.
- Обидин С. В., Бойкова И. В. Некоторые особенности профессионального становления педагога в системе детерминации и верификации возможностей современного воспитания // Символ науки. 2015. №7. С. 147-150.
- Овчинникова Ю.А., Свинаренко В.Г., Козырев Н.А. Конструктор принципов воспитания как средство повышения качества воспитательной работы и педагогической рефлексии // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 9. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/09/57340
- Плеханов Д. В. Возможности определения направлений и условий уточнения особенностей современного воспитания // Теоретические и практические вопросы науки XXI века: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 18 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.166-168.
- Садовников П. П., Штанговец О. С., Бойкова И. В. Воспитание в модели профессиональной подготовки будущего педагога // Современное состояние психологии и педагогики : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 10 августа 2015 г.). Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С.133-135.
- Свинаренко В.Г., Михалев И.А., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности реализации идеи гуманизма в структуре прохождения производственной практики педагогов по физической культуре // Психология, социология и педагогика. 2015. № 11. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/11/6114
- Селезнева Е. С., Козырева О. А. Некоторые аспекты детерминации педагогической поддержки в воспитании и социализации детей из неблагополучных семей // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 29-30 апреля 2015 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2015. С. 44-47.
- Сераизетдинова М. С., Козырева О. А. Возможности воспитания в условиях современного образовательного пространства // Наука XXI века: теория, практика и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 136-138.
- Сидоренко А. О. Некоторые особенности определения моделей воспитания в структуре общей и специальной педагогики // Символ науки. 2015. №3. С.192-194.
- Слепышев А. В., Шварцкопф Е. Ю., Зубанов В. П. Воспитание в структуре детерминации основ гуманизма и толерантности // Глобализации науки: проблемы и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
- Тальвер Н. Ю. Определение возможностей воспитания личности как социально-педагогическая проблема // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 15 мая 2015 г.) : в 2 ч. Ч.1. Уфа: Аэтерна, 2015. С.204-206.
- Филиппов Н. Н., Зубанов В. П., Бойкова И. В. Специфика организации воспитательной работы с обучающимися среднего звена // Глобализация науки: проблемы и перспективы : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 апреля 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.131-133.
- Фролов Н. В. Специфика и модели воспитания в современной воспитательно-образовательной среде // Инновационная наука. 2015. №3. С. 127-129.
- Чамжаева А. Н., Буцыкина Л. Э. Некоторые аспекты самоидентификации личности в модели современного воспитания // Достижения и проблемы современной науки : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 июля 2015 г.) : в 2-х ч. Ч.1. Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.150-151.
- Чужиков В. П., Ахметзянова А. Т., Козырева О. А. Возможности детерминации основ и качества воспитательного процесса в современной воспитательно-образовательной среде // Наука и образование: инновации, интеграция и развитие: матер. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 29-30 апреля 2014 г.): в 2-х ч. Ч. I. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 130-132.
- Шеянов П. А., Шварцкопф Е. Ю., Бойкова И. В. Возможности воспитания в определении и решении задач развития личности // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.130-131.
- Шишкина В.А., Зубанов В.П., Свинаренко В.Г. Специальное воспитание как продукт современной культуры и образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/12/6203
- Шыхмамедова К. Ф., Козырева О. А. Возможности формирования нравственности и этичности в модели современного воспитания // Наука XXI века: теория, практика и перспективы: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 8 июня 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 257-259.
- Бойкова И. В., Зубарев А. В. Студенческая газета как форма и продукт формирования культуры самостоятельной работы обучающихся учреждений СПО // Фундаментальные и прикладные научные исследования: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 13 июня 2015 г.). Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С. 117-119.
- Болов А.В., Свинаренко В.Г. Инновационные и традиционные формы и методы контроля в работе с обучающимися, занимающимися шахматами (на примере программы «Шах и мат») // Современная педагогика. 2015. № 11. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/11/5088
- Кириллов А. Е., Аксенова А. Н., Зубанов В. П. Некоторые аспекты моделирования форм воспитания в решении задач здоровьесбережения // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 28 марта 2015г.) Уфа: РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.148-150.
- Перфильева М. В., Козырева О. А. Вариативность и устойчивость как формы детерминации педагогического взаимодействия в структуре решения профессионально-педагогических задач // Эволюция научной мысли : сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 11 августа 2014 г.). Уфа: Аэтерна, 2014. С. 41-43.
- Старостин И. О., Бойкова И. В. Возможности детерминации и классификации форм организации самостоятельной работы обучающихся средних профессиональных учреждений // Динамика развития современной науки: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (Уфа, 3 августа 2015 г.). Уфа : РИО МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2015. С.128-129.
- Шнейдер К.В. Некоторые аспекты планирования, организации и анализа классных часов в работе классного руководителя // Современная педагогика. 2015. № 6 (31). С. 145-157.