ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТУРИСТСКОЙ УСЛУГИ И МАРКЕТИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЕГО УВЕЛИЧЕНИЮ

Родионова Дарья Николаевна
Санкт-Петербургский Государственный Университет
студент, Восточный факультет

Аннотация
В данной работе рассмотрено влияние жизненного цикла туристской услуги на деятельность туристской компании и возможности увеличения его продолжительности при помощи комплекса маркетинговых мероприятий.

Ключевые слова: жизненный цикл, инновации, маркетинг, туризм, туристские дестинации, туристские услуги, туристский продукт


THE STAGES OF TOURIST SERVICES LIFE CYCLE AND MARKETING MEASURES, WHICH CONTRIBUTE TO INCREASE IT

Rodionova Daria Nikolaevna
Saint-Petersburg State University
Student, Faculty of Oriental Studies

Abstract
In this paper we consider the influence of the tourist services life cycle on the tourism company activities and the possibility of increasing it by complex of marketing measures.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Родионова Д.Н. Этапы жизненного цикла туристской услуги и маркетинговые мероприятия, способствующие его увеличению // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/63143 (дата обращения: 14.03.2024).

Введение

Активное развитие, возрастание конкуренции и коммерциализации туристской деятельности обуславливают необходимость внедрения принципов и элементов маркетинга в  работу туристских организаций. Изначально маркетинг использовался как метод воздействия производителя товаров на рынок. То есть его основной функцией было продвижение товаров, сегодня же главный принцип маркетинга: «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится». В сфере услуг маркетинг имеет свои особенности. По сути, оставаясь инструментом получения максимальной прибыли, он меняет методы и направления действия. Вместе с тем, и в сфере туризма маркетинг приобретает новую специфику, так как имеет ряд характерных черт связанных с особенностями туристических услуг, формами продаж и т.д. Грамотное использование системы маркетинга, применяемое к различным направлениям и факторам  деятельности фирмы,   помогает туристским организациям более эффективно и устойчиво действовать на рынке.   Важным аспектом работы туристского предприятия является жизненный цикл туристской услуги. Так как стадии жизненного цикла в основном обусловлены величиной потребительского спроса на тур услуги, то маркетинг находит широкое применение в  современной концепции жизненного цикла туристской услуги. Любой товар или услуга не всегда пользуются одинаковым интересом, а, следовательно, и спросом у покупателя. По мере продвижения услуги на рынке её качественные и количественные характеристики меняются, это значит, что ни одному продукту не избежать периода зрелости и спада. В то время как, имея информацию о стадии жизненного цикла каждой конкретной услуги туристическая фирма может более точно определить соотношение затрат и возможной прибыли, что позволяет принимать более эффективные рыночные решения. Например, найти новые продукты, чтобы заменить устаревающие. Правильное использование концепции жизненного цикла помогает продлить период прибыльности  маршрута или тура.

Цели:

  1. Рассмотрение особенностей жизненного цикла туристской услуги
  2. Определение стратегии маркетинга в зависимости от стадии жизненного цикла туристской услуги
  3. Выявление связи между жизненными циклами туристской услуги и дестинации.
  4. Выявление роли инноваций и технического прогресса как в каждой отдельно взятой компании, так и  индустрии туризма в целом

При написании статьи использовались следующие источники: Саак А.Э., Пшеничных Ю. А. «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме», где авторы раскрывают применение теории маркетинга в индустрии туризма; книга Гончарова Н.А. и Кирьяновой Л.Г. «Управление жизненным циклом дестинации», которая выявляет особенности различных стадий развития дестинаций и факторы, обуславливающие их продолжительность.; Учебник для вузов Ф. Котлера и Дж. Боуэна  «Маркетинг: Гостеприимство и туризм», где авторы показывают применение современной концепции маркетинга на конкретных примерах из практики. А также материалы учебных пособий и некоторые электронные ресурсы, такие как Cyberleninka.ru и сайт «Все о туризме».

Жизненный цикл туристской услуги.

Жизненный цикл услугиряд последовательных стадий, которые характеризуются колебаниями объема продаж и прибыли. Это также период, когда продукт может приносить прибыль.

Так как в данной работе рассматривается влияние жизненного цикла на маркетинг, то следовательно, необходимо дать определение маркетинга и указать его особенности в сфере туризма.

 Маркетингэто любая деятельность, направленная на продвижение товаров от того, кто их производит (производителя) к тому, кто в них нуждается (потребителю).

Это определение отражает наиболее общее представление. В то время как маркетинг это очень широкое понятие, включающее в себя множество факторов, но здесь стоит особое внимание уделить  маркетингу индустрии туризма.  

Прежде всего, в туризме задействован маркетинг услуг. Главная задача которого привлечь клиента, и обеспечить высокую оценку предоставленных услуг. Поэтому маркетингом услуг считается процесс разработки и реализации товара, основанный на выявлении и удовлетворении потребностей покупателей.

Жизненный цикл продукта или услуги это период (от месяца до нескольких лет), начало которого – идея о новшестве, а завершение – момент, когда продукт теряет интерес потребителей и уходит с рынка.

«Для определения стадии жизненного цикла продукции предприятия в определенный период времени чаще всего анализируют показатели объема реализации и прибыли, изменение тенденций продаж – темпы роста потребительского спроса, объем занимаемой рыночной доли, интенсивность конкуренции».[1,стр.210]

Существуют различные разновидности кривых жизненного цикла, в которых форма и продолжительность отдельных фаз  зависят от специфики  продуктов и особенности спроса на них. Далее рассмотрена специфика традиционной кривой (рис 1), где в процессе функционирования конкретной услуги, сервисного продукта обычно выделяют 5 фаз их жизненного цикла.

Рис.1. Модель ЖЦУ

1. Разработка

Меняющиеся вкусы, инновации и высокая конкуренция не позволяют туристским предприятиям полагаться только на надежные, давно реализуемые продукты. Покупатели хотят и ожидают новых и улучшенных товаров. Этим объясняется первая стадия жизненного цикла – разработка продукта.

Разработка новых продуктов начинается с генерирования идей, т. е. систематических поисков новых идей. Источниками новых идей могут быть самыми разнообразными – сотрудники фирмы, клиенты, конкуренты, распространители, а также различные выставки, семинары, государственные структуры и т.д. Следом идет отбор идей, целью которого является выбрать хорошие и отбросить плохие идеи. Затем идея перерастает в концепцию продукта. Следующий шаг – разработка стратеги маркетинга, т.е. стратегии поставки нового продукта на рынок. Она должна включать предполагаемые целевой рынок, цены, объем продаж и маркетинговый комплекс – маркетинг-микс. После определения концепции продукта и стратегии маркетинга, компании следует оценить привлекательность нового продукта с точки зрения экономических показателей для своей фирмы, т.е. провести так называемый бизнес-анализ. В бизнес-анализ входит прогноз объемов продаж, издержек и прибыли. Если фирма решает, что новый продукт экономически рентабелен, то для его проверки в рыночной обстановке проводится пробный маркетинг, результаты которого могут использоваться для уточнения прогнозов объема сбыта и прибыли.  В идеале только после того как продукт пройдет все эти стадии разработки предприятие может приступать к коммерциализации, т.е. выпуску продукта на рынок.

2. Внедрение

Стадия внедрения продукта на рынок начинается в тот момент, когда туристская фирма впервые предложила его своему целевому потребителю. На этой стадии прибыль незначительна или вовсе отсутствует, так как производятся серьезные затраты на ознакомление потребителя с новинкой и стимулирование спроса, а темп сбыта продукции еще очень низок. Также низкая прибыльность обусловлена небольшим количеством производимой продукции, так как фирмы, стремясь обезопасить себя, выпускают ограниченную линию, чтобы убедиться в интересе потребителя к новой услуге.  У сотрудников фирмы часто возникают проблемы с продвижением нового продукта, в связи с неопытностью и не полной осведомленностью о том, как с ним работать. Сложности вызывает и пока еще не достаточно адаптированная к запросам новой клиентуры  инфраструктура.

Несмотря на то, что этап внедрения услуги очень сложен, и это доказывает наибольший процент провалов, он имеет свои преимущества. На данном этапе практически полностью отсутствует конкуренция. Еще одним преимуществом является выгодная позиция продукта на рынке, в связи с уникальными потребительскими свойствами.

Основными покупателями продукта на стадии внедрения являются новаторы, как своеобразные первопроходцы и авантюристы. Это также обычно обеспеченные люди так, как цены на данном этапе достаточно высоки.

3. Рост

Если новый продукт получает признание покупателей, то это значит, что он начинает требоваться на рынке. Поэтому стадия роста характеризуется быстрым увеличением объема сбыта. Компания начинает массовое производство продукта, и поиски новых каналов для его сбыта. Более того на этом этапе к выпуску продукта, видя его успех, подключаются и другие фирмы. Вследствие действия  эффекта увеличения масштабов производства снижается цена. Но растущие объемы реализации услуги позволяют преодолеть точку безубыточности и перейти к постоянному повышению доходов и к получению наибольшей прибыли.

Хотя затраты на маркетинг и остаются на достаточно высоком уровне, их доля в общих издержках фирмы существенно снижается. Сам же уровень издержек стабилизируется. Стадия роста связана со значительным усилением конкуренции, а маркетинг в основном направляется на формирование у потребителей образа еще более качественного и привлекательного продукта, а также на дальнейшее расширение рынка.

Благодаря усовершенствованиям услуга должна достигнуть высокого качества. Как уже говорилось выше, на стадии роста туристское предприятие стремится расширить сферу сбыта продукта, это, как правило, осуществляется за счет проникновения в новые сегменты рынка. Что позволяет довести прибыль до максимума и в разы увеличить количество новых клиентов. Так как продукт выходит на массовый рынок, контингент покупателей расширяется. Происходит вытеснение новаторов среднецентриками.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что стадия роста очень выгодна фирме, а ее продление одна из важнейших задач маркетинга.

4. Зрелость

К моменту стадии зрелости услуга уже прочно утверждается на рынке. Темпы сбыта характеризуются тем, что они все еще продолжают расти, но уже замедляются, затем постепенно стабилизируются. Это объясняется рядом факторов:

1) быстроменяющиеся потребности клиентов;

2) выходом на рынок новых, усовершенствованных продуктов;

3)  повышением конкуренции;

4) продукт может оказаться недостаточно рентабельным для фирмы.

На данной стадии круг потребителей практически не расширяется, так как большинство потребителей уже приобрели данную услугу. Рост их числа  происходит за счет тех,  у кого появились благоприятные условия для покупки продукта, например,  повышение доходов. Особое значение на этой стадии приобретает так называемый “феномен верности”, который часто побуждает снова  воспользоваться предлагаемым продуктом (например, еще раз посетить определенную страну, или понравившийся курорт).

На этом этапе жизненного цикла конкуренция достигает своего максимума, массовый рынок насыщается продуктом. При этом фирмы всеми силами стараются удержать свою долю рынка. Высокое качество продукта сохраняется, но для того чтобы он оставался конкурентно способным туристские фирмы направляют свои маркетинговые усилия на его совершенствование, модификацию, а иногда и на новое – более  выгодное позиционирование.

Этап зрелости обычно представляет собой довольно длительный промежуток времени. Так как объем получаемой прибыли на стадии зрелости начинает несколько снижаться, но все же остается достаточно высоким, то туристское предприятие, как и на стадии роста, заинтересовано в  ее максимальной продолжительности. Если все попытки фирмы оказались неудачными, то следом наступает стадия спада.

5. Спад

Рано или поздно в жизненном цикле любого продукта приходит момент, когда туристская сфера пресытилась им. Вслед за этим наступает стадия спада. Рынок начинают завоевывать конкурирующие товары с новыми потребительскими свойствами.  Происходит сокращение реализации услуг до минимального необходимого количества и снижение размера получаемой прибыли.

Факторы, способствующие переходу туристской услуги на стадию спада:

1) появление на рынке новых продуктов.

2) исчезновением потребности, которой соответствовал данный продукт.

Но данный период может продолжаться длительное время. Вследствие ослабления конкуренции у предприятия отпадает необходимость высоких затрат на маркетинг, что иногда позволяет даже повысить цены. Но оставление  в линейке продуктов на стадии спада вскоре перестает приносить прибыль, поэтому если для предприятия важна данная услуга, то следует продумать политику по оживлению спроса.

Потребителями услуги на данной фазе являются консерваторы, знающие свойства продукта и полностью уверенные в нем. Или так называемые «отстающие» покупатели, которые только получили возможность приобрести услугу.

Важно отметить что, у каждого товара или услуги индивидуальный жизненный цикл. Развитие и продолжительность каждой стадии результат внешних факторов и комплекса маркетинговых предприятий. Рассмотрим разные варианты. (рис. 2)

Рис. 2 Кривые жизненных циклов различных туристских услуг

Продолжительный бум – описывает жизненный цикл популярной услуги, спрос на которую стабилен в течение долгого времени. Такой цикл могут иметь лечебные и познавательные туры, круизы.

Кратковременное увлечение – услуга, спрос на которую растет очень быстро и такими же темпами падает. Такой цикл характерен для экстремальных или приключенческих туров.

Возобновление спроса – объемы продаж услуги уже находились на стадии спада, но снова стала пользоваться популярностью. Характерен для исторических туров.

Сезонность – основной спрос на услугу приходится на определенные периоды. Пляжные и горнолыжные туры.

Нахождение новых сфер – в начале стадии спада услуга находит новое применение и новых потребителей.

Неудачный продукт – описывает жизненный цикл услуги, которая не имела успеха. Возможен для опасных, неподходящих времени или излишне дорогих туров.

Маркетинговые мероприятия, способствующие увеличению жизненного цикла туристской услуги.

Как уже было выяснено  туристский продукт, как и любой другой, должен пройти свой жизненный цикл. Т.е. рано или поздно любая туристская услуга пройдет стадию разработки, роста, внедрения, зрелости и спада. Естественно, что любой предприниматель желает как можно дольше продлить прибыльные стадии роста и зрелости и на сколько это возможно оттянуть стадию спада.

Для достижения этих задач применяется целый комплекс маркетинговых мероприятий применительно к каждой стадии цикла в отдельности.

1.Стадия разработки

На стадии разработки основной деятельностью маркетинга является поиск различного вида информации.  То есть выяснение предпочтений и желаний клиентов, разведка новых перспективных направлений,  поиск и отбор новых, оригинальных идей, которые могут быть положены в основание прибыльного и привлекательного для потребителя продукта, а также учет уровня конкуренции на рынке и рентабельность данного продукта для фирмы.

Для получения необходимой информации, маркетологи фирмы проводят различные опросы, наблюдения, эксперименты. В итоге, после всех маркетинговых  мероприятий новый продукт должен быть готов к стадии внедрения.

2.Стадия внедрения

Стадия внедрения начинается с момента первого появления нового товара в продаже. Этот этап жизненного цикла требует  серьезных  маркетинговых мер.  Основная  часть маркетинга заключается в стремлении сделать новый продукт известным и востребованным у покупателя, поэтому большие затраты идут на всевозможную рекламу. Также  компании нуждаются в  значительных финансовых средствах для привлечения дистрибьюторов и наполнения рынка  новым продуктом. Эти затраты могут не окупаться поэтому продукт на стадии внедрения практически не приносит прибыль. Поэтому фирма стремится как можно быстрее покинуть этот этап и прейти к стадии роста.

3.Стадия роста

Если новый продукт удовлетворяет рынок, он переходит в стадию роста, и объем продаж начинает быстро расти.

Для увеличения стадии роста фирма должна выбрать одну или несколько стратегий:

1. Повысить качество товара, улучшить его характеристики.

2. Выйти на новые сегменты рынка.

3. Использовать новые каналы и системы распространения товара.

4.  В рекламе подчеркивать достоинства продукта и преимущества его покупки, а не информировать о его наличии.

5. Снизить цены, чтобы привлечь покупателей.

Стадия роста ставит компанию в положение выбора между большей долей рынка и большей прибылью. «Вкладывая большие суммы в улучшение продукта, в рекламу и в распределение, фирма может завоевать доминирующую позицию. Но при этом она жертвует максимальной прибылью в надежде на компенсацию в следующей стадии жизненного цикла товара».[3,стр.351]

То есть сделать все возможное, чтобы повысить спрос потребителей.

4.Стадия зрелости

Стадия зрелости обычно предлагает менеджерам по маркетингу самые широкие возможности изменять форму и продолжительность жизненного цикла продукта. Радикальные меры могут достаточно влиять на период молодости продукта благодаря внешним изменениям, переоценке, увеличению количества каналов распространения или изменению комбинаций рыночной стратегии. На этой стадии цикла практически единственным средством значительного увеличения сбыта – переманивание клиентов у конкурентов. Для этого используют интенсивную рекламу и снижение цен. Важно проводить модификацию рынка, то есть выходить на новые целевые группы, модификацию услуги – изменение качества, свойств, стиля. Можно также перейти к более активному сбыту за счет крупных торговых сделок, использование массовых торговцев. В менее крупных масштабах проводить различные акции, конкурсы, лотереи.

Фактически весь перечень методов должен работать на то, чтобы сохранить отличительные характеристики туруслуги и не допустить достижения конкурентного преимущества конкурентами. И тем самым продлить период зрелости.

5.Стадия спада

Объем продаж услуги, в конце концов, падает. Он может резко снизиться до нуля, а может упасть до определенного уровня и оставаться на нем несколько  лет. На этой фазе фирмы обычно оставляют небольшие сегменты рынка и прибыльные каналы торговли, сокращают расходы на рекламу и снижают цены. В конце концов, в стадии стагнации рыночная эффективность начинает почти полностью зависеть от знания того, когда надо сократить жизнь продукта, который со стороны управления требует большей доли внимания, чем прибыль, которую он приносит. Компания может прекращать реализацию услуги постепенно, быстро, если затраты сильно превышают прибыль и немедленно если услуга может вызывать недовольство клиентов.

Связь жизненных циклов туристской услуги и туристской дестинации.

Рассматривая жизненный цикл туристской услуги, стоит упомянуть и о жизненном цикле туристской дестинации. Потому что, как правило, услуга либо представляет собой саму поездку в определенный туристский регион, либо потребляется в нем. Таком образом туристическая дестинация является одним из основных элементов туризма.

Туристская дестинация должна обладать следующими основными признаками:

1)    Содержать объекты интереса для туристов

2)    Иметь возможность удовлетворять потребности туристов, то есть обладать соответствующей инфраструктурой

Туристская дестинация может претерпевать в своем развитии периоды аналогичные жизненному циклу туристской услуги, что позволяет говорить об их связи. Самая известная концепция жизненного цикла туристской дестинации это S-образная модель цикла курорта (рис.3) Р. Батлера.  «Главным показателем перехода от одной стадии к другой служит изменение количества туристских прибытий, что объединяет эту модель с концепцией жизненного цикла услуги. Кроме того учитывается состояние природной среды и туристской инфраструктуры, а также отношение местного населения к приезжим».[2,стр.53]

Рис.3 Модель Жизненного цикла дестинации по Батлеру

1)    Стадия разведки дестинации, как и стадия внедрения услуги характеризуется небольшим количеством потребителей или в данном случае посетителей. Обычно это жители населенных пунктов находящихся поблизости, которых привлекают природные и культурные достопримечательности. Туристская индустрия отсутствует, так как из-за незначительного числа туристов это нерентабельно. На этой стадии туризм почти не оказывает влияния на экономику, окружающую и культурную среду дестинации.

2)    Стадия вовлечения характеризуется увеличением числа прибытий и вовлечением местных жителей в прием и обслуживание туристов, что в свою очередь стимулирует создание туристской инфраструктуры.  Следом начинается формирование туристского рынка, а также проявляться фактор сезонности.

3)    На стадии развития дестинация принимает все большее количество туристов. Происходит быстрый рост индустрии туризма и гостеприимства. К этому времени, видя перспективы развития данного туристского направления, в регион приходят крупные туроператорские компании и международные гостиничные сети. Расширяется география происхождения туристов. За счет туризма развивается и сам регион и его экономика, но на этой фазе цикла начинают проявляться различные противоречия и проблемы: повышается влияние на окружающую среду, уникальность дестинации стирается международной стандартизацией, отношения местных жителей по отношению к туристам сменяется на негативное. Стадии развития дестинации соответствует фазе роста туристской услуги.

4)    Ко времени стадии укрепления туризм оказывает наибольшее влияние на развитие региона и становится основным сектором экономики дестинации. Туристский регион заканчивает интеграцию в глобальную туристскую систему. Но вместе с тем темпы роста туристских прибытий замедляются, качество услуг начинает ухудшаться из-за перегруженности и износа инфраструктуры.

5)    Стадия стагнации характеризуется тем, что пик туристских прибытий уже пройден. Направление перестает быть модным и держится в основном за счет «феномена верности», который проявляется также и на этапе зрелости туристской услуги.

6)    Стадия упадка или обновления в первую очередь зависит от усилий менеджеров и бизнеса региона. Если ситуация стагнации спускается на тормозах, то упадок неизбежен. Если же ключевые государственный и частные сектора приложат совместные усилия по восстановлению региона, то есть высокие шансы достигнуть стадии обновления. Это также подтверждает связь между жизненными циклами дестинации и услуги.

Еще одно свидетельство связи жизненных циклов туристской услуги и туристской дестинации является необходимый набор действий, для формирования устойчивого развития направления, а именно:

1)    Выявление наиболее подходящего сегмента, а также последующая дифференциация рынка

2)    Анализ ожиданий и мотивации посетителей, и создание соответствующего продукта

3)    Создание бренда дестинации

4)    Разработка системы продвижения региона

5)    Создание и качественное изменение объектов туристского интереса

6)    Привлечение инвестиций в сферу туризма и гостеприимства для устойчивого спроса или реиновации дестинации

Объединяя все сказанное выше, можно сделать вывод, что жизненные циклы туристских услуг и дестинаций могут развиваться параллельно. Но если каждой стадии жизненного цикла дестинации подобрать комплекс услуг находящихся на разных стадиях своего цикла, то можно будет извлечь максимальную прибыль. 

Инновации в туризме

Приступать к воплощению новых идей и созданию новых направлений туризма следует лишь после познания и изучения форм и методов работы, как прошлого, так и настоящего. Доскональное понимание сферы деятельности позволяет контролировать развитие событий и опережать конкурентов. Необходимость инноваций в туризме обуславливает:

1)    нарастание потребности населения в ознакомлении с новыми культурами и приобретении новых знаний

2)    обострение конкуренции, стандартизация предлагаемых продуктов и услуг

3)    объединение привлекательных условий отдыха и путешествий (природных и культурных особенностей, возможностей проведения досуга, приобретения специфических товаров и специальных туристских услуг) для полного удовлетворения потребностей самых требовательных туристов

4)    преобладание сферы услуг в экономике

Три ветви развития инноваций в туризме:

1.Организационные инновации, связанные с развитием предприятия в сторону рациональности экономической и финансовой деятельности (внедрение современных форм учета и отчетности)
2. Маркетинговые инновации, направленные на удовлетворение потребностей целевой аудитории и привлечение новых сегментов.
3.  Продуктовые инновации, изменение характеристик и свойств туристского продукта, или его позиционирования.

Развитие науки и техники открывает новые виды услуг и формы обслуживания потребителей, а также пути улучшения средств массового производства туруслуг и турпродуктов. Успех в управлении жизненным циклом услуги может стать катализатором более эффективного управления. Туристские компании участвуют в таких информационных системах, как Galileo, Amadeus, Gabriel, Сирена и тд. И чем дальше, тем больше работа туристских компаний зависит от умения персонала пользоваться данными системами. Они также влияют на продажу как конкретных туров или пакета, но и всего каталога предложений.

Таким образом, инновации сильно влияют на развитие жизненного цикла услуги. Они способствуют сбору информации, интенсивному и массовому распространению рекламы, улучшению качества услуги и её доступности для потребителя.

Заключение

На основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что чтобы выжить, компания должна разрабатывать новые продукты, но так как все продукты, услуги, товары со временем устаревают, значит, фирма должна понять, как стареет её продукт. И соответственно менять свою стратегию маркетинга по мере того как продукт проходит разные стадии своего жизненного цикла. Изучение процессов протекающих по мере продвижения туруслуги на рынке также помогает выяснить, сколько времени потребуется тому или  продукту на то, чтобы пройти стадию внедрения и начать приносить прибыль.

Важно помнить, что маркетинговые мероприятия не должны опережать жизненный этап туруслуги иначе они могут повлечь за сбой неоправданные финансовые риски и ошибки в продвижении.

Также для успешной работы и развития фирмы необходимо учитывать весь комплекс информации и знаний, применимых к жизненному циклу туристской услуги. Это развитие туристского направления, ведь, прежде всего, туристы едут за новыми местами и новыми впечатлениями и именно с этим связано большее количество услуг. Большое значение имеет  инфраструктура и сопутствующие вспомогательные услуги. Не менее важен для потребителя и аспект удобства, как использования, так и  получения услуги. Поэтому индустрия туризма все активнее пользуется научно-техническим развитием, которое упрощает услуге путь к покупателю, следовательно, ускоряет внедрение услуги и стимулирует рост продаж продукта.

Таким образом, размер и прибыльность любого бизнеса зависят от жизненного цикла туристского продукта и его изменений.


Библиографический список
  1. Саак А.Э., Пшеничных Ю. А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. — СПб.: Питер, 2007. — 480 с.
  2. Гончаров Н.А., Кирьянова Л.Г. Управление жизненным циклом дестинации – Изд-во ТПУ, 2010 – 56с.
  3. Котлер Ф., Боуэн Дж. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Р. Б. Ноздревой М., 1998 –790с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Родионова Дарья Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация