Ещё недавно музеи выполняли две основные функции – это демонстрация собственных коллекций и хранение. За последнее время ситуация изменилась и продолжает меняться. Музеи становятся платформой для внедрения различных экспериментов и нововведений в области цифровых технологий. Большинство музеев вынуждены стать на путь модернизации с целью повышения лояльности среди аудитории активных интернет пользователей, которых с каждым днем становится все больше и больше. Конкуренция среди современных музеев очень высока и борьба за каждого посетителя идёт за счёт внедрения различных медиа и цифровых технологий.
Лучшие мировые музеи сегодня не только визуализируют свои коллекции, но и создают сообщества в социальных сетях, собственные сайты, мобильные приложения, таким образом налаживая диалог с посетителями. Все это позволяет привлечь в музеи новые категории посетителей и повысить популярность музеев в современном обществе.
Основной целью статьи является освещение мировых трендов в области применения digital-инструментов в музейной сфере, а также рассмотрение потенциала музейного фонда Крыма в данной сфере.
Применение digital-инструментов музейный сфере включает в себя несколько основных направлений:
- партнёрское – налаживание связи с внешними учреждениями для создания и продвижения новых продуктов;
- ресурсное – перевод традиционной музейной деятельности в цифровой формат;
- коммуникационное – построение и развитие различных форм коммуникаций с посетителями-туристами;
- образовательное – создание научно исследовательских проектов, участие в конференциях, семинарах.
С древних времен музеи являлись основными источниками получения информации о мировой культуре и истории, но не всегда существует возможность представить всю имеющуюся информацию «накопителей человеческого достояния» широкой аудитории.
Сегодня существует множество digital-инструментов для продвижения и популяризации музейного продукта, таких как, интернет-среда в целом, сайты музеев, социальные сети, блоги, мобильные приложения, интерактивные панели и экраны.
Одним из наиболее популярных приложений являются музейные сайты.
Большинство современных музеев имеют собственные сайты, но не все из них интересны посетителям и приносят им реальную пользу. Самым важным моментом в этом вопросе, является качественное наполнение и построение сайта, поскольку музеи являются богатейшими хранилищами культурной и исторической информации.
Создатели музейных сайтов преследуют три основные задачи:
- просветительская, заключается в предоставления разнообразны данных посредством лекций, видеоэкскурсий, виртуальных туров;
- информационная – это перечень всех услуг, которые предоставляются музеем, а также информация о самом музее;
- имиджевая – формирование полноценного образа музея.
Не секрет, что большинство туристов, перед тем как посетить музей, ищут о нем информацию в интернете и посещают музейные сайты. Многие из них интегрированы с социальными сетями. Так, например, сайт Государственного Эрмитаж позволяет использовать встроенные виджеты, чтобы делиться фотографиями по почте или с социальными медиа[3]. Есть возможность скачивать изображения в высоком качестве.
Музейные сайты, обычно, содержат большой промоблок, который, чаще всего, находится на главной странице и рассказывает о текущих и будущих лекциях, выставках, проектах и других событиях музея.
Исследователи утверждают, что самым посещаемым музейным сайтом в мире является сайт Смитсоновского института – это американский научно-исследовательских институт, который владеет одним из крупнейших комплексов музеев[4]. Также в этом рейтинге присутствуют такии музей как: Метрополитен, Галерея Саатчи, Экплораториум, Музей Современного Искусства в Нью-Йорке.
В интернет пространстве России самыми популярными по данным сайта https://museum.ru являются сайты Эрмитажа, Пушкинского музея изобразительных искусств, музея Московского Кремля, Петергофа, Русского Музея, Третьяковской галереи.
Еще одной важной наработкой ученых в области музейного маркетинга стали мобильные приложения.
В эпоху стремительного развития компьютерной цивилизации, мобильные телефоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни большинства активного населения планеты. Эти гаджеты предоставляют широкий ряд возможностей, таких как просмотр изображений и видео, получение информации в дали от основного источника информации.
Зачастую в музеях можно встретить посетителей не выпускающих планшет из рук. Некоторые музеи интегрированы в мобильные приложения и выставки, создавая на их основе музейные аудиомаршруты. Данный digital-инструмент является одним из самых дорогих, так как требует разработки для каждой платформы Android и IOS. В зарубежных музеях пользуются QR-кодом, у нас они не на столько популярны.
Московский «Мультимедиа Арт Музей» (МАММ) на Остроженке внедрил использование электронных «маячков» iBeacon, которые загружают информацию на смартфоны посетителей. Установленное специальное приложение-гид «ТвойМАММ» автоматически даёт пояснение по экспонатам, стоит посетителям приблизится к ним[5]. Использование таких «маячков» приобретает в музейном мире все большую популярность.
Особенностью мобильных приложений является то, что чаще всего они используются как:
- навигатор. Например приложение LoveArt National Gallery позволяет исследовать произведения искусства, содержит комментарии художников и экспертов. С помощью этого приложения можно изучить подробную карту галереи и создать собственный тур;
- аудиогид. Приложения, содержащие аудиогиды помогают больше узнать об экспонатах музеев, чаще всего рядом с экспонатам в буклета или каталогах размещаются QR-коды. Считыватель код-приложение показывает информацию, включает аудио рассказы. В частности, такую возможность предоставляет приложение Русского Музея в Санкт-Петербурге;
- виртуальная экскурсия. Например, приложение Российского этнографического музея позволяет увидеть интерьер музеев, его выставки и коллекции;
- игра. Как пример может служить «Пейзаж Арт-конструктор» приложение, которое позволяет самому создавать пейзажи натюрморты[6].
Новым трендом в сфере мобильных приложений для музеев становится музей с дополненной реальностью. Скачав приложение, посетитель может увидеть трёхмерные экспонаты в первозданном виде, отреставрированные комнаты, достроенные здания, ожившие картины. При помощи дополненной реальности можно увидеть как выглядел город в разные эпохи, музыкальное и текстовое сопровождение поможет полностью окунуться в атмосферу того или иного времени. Оригинальным решением является виртуальная примерочная, где посетитель может примерить на себя костюм любой эпохи, сфотографироваться и отправить фото в социальную сеть. Иллюзия присутствия и взаимодействие с объектами помогают в несколько раз расширить территорию музея[7].
Самыми популярными музейными приложениями в мире являются «МоМа» – официальное приложение Музея Современного Искусства в Нью-Йорке, «Guggenheim» – музея Соломона Гуггенхайма, «Музей Эрмитаж». Третьяковская галерея, Лувр, Музей Прадо также могут предоставить посетителям современные и удобные мобильные приложения. Для пользователей, которые находятся дома, есть описание картин, во многих приложениях диктор даёт не только информацию об экспонатах и их создателях, но и описывает их, сантиметр за сантиметром. Для туристов продумано маршруты и схемы передвижения по музеями, списки выставок, лекций и покупка билетов.
Важным средством популяризации музеев, как структурного элемента туриндустрии являются социальные медиа.
Зарубежные и российские музеи используют социальные медиа, с целью охватить максимально большое количество людей, которые потенциально могут посетить музей, а также для общения с посетителями и обмена информацией между ними. К социальным медиа можно отнести социальные сети, блоги, сайты-сообщества. Социальные сети позволяют привлекать молодёжную аудиторию и тех, кто живёт в удалённой от музеев местности и налаживать персональное общение с каждым пользователем.
Ярким примером качественной работы в социальных сетях музея является галерея Тате. Сайт музея интегрирован в социальные сети, а в самой галерее есть специальный отдел, который ведёт работу в этом направлении. Официальное сообщество Тате на Facebook насчитывает 832000 человек[8]. Российские музеи в своем большинстве выбирают именно социальные медиа, как средства общения с аудиторией.
В основе работы SMМ-специалистов музеев является формирование имиджа, сбор разнообразных статистических данных о посетителях, сглаживание негатива, проведение акций, продвижение культуры и искусства, предоставление информации о музее.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что применение различных digital-инструментов в музейной сфере помогает аудитории лучше понять искусство, подготовить посетителей к визиту в музей и делать его посещение более насыщенным и интересным. Продвижение новых цифровых технологий в музейной сфере является мощным толчком для увеличения числа посетителей, особенно среди молодёжи.
На фоне внедрения различных digital-инструментов зарубежными и российскими музеями, музеи Крыма не могут предложить посетителям ничего кроме собственного сайта. Зачастую эти сайты не соответствую современным стандартам, а обратная связь с посетителями налажена очень слабо. Например, официальная группа музея-заповедника Херсонес Таврический в социальной сети Вконтакте насчитывает менее 300 человек.
На сегодня ни один музей Крыма не имеет мобильного приложения.
Воронцовский дворец-музей и Дворец Александра III в Массандре могут предложить интерактивные экскурсию и 3D-тур соответственно, но приобрести их можно лишь на дисках, что несомненно является устаревшей технологией[9].
Музеи Крыма являются прекрасной платформой для создания качественных мобильных приложений с использованием всех новейших технологий. Разнообразие музейного фонда Крымского региона может дать разработчикам возможность реализовывать все виды цифровых решений, применяемых в этой сфере. Полуразрушенные крепости и города идеально могут подойти для применения дополненной реальности, многочисленные дворцы и парки нуждаются в современных аудиогидах и навигаторах.
Таким образом, можно утверждать, что именно применение современных технологических инструментов в будущем смогут улучшить имидж музеев в мире в целом и в Крыму в особенности, повысит популярность среди активных интернет-пользователей, а за счёт распространения приложений можно значительно увеличить число посетителей, а значит и туристов.
Библиографический список
- Юреньева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 4-е изд., исп. и доп. – М.: Академический проект 2007.
- Курило Л. В. Новые концепции музеев: интеграция в современное общество. // Вестник РАМТ, 2014. № 2.
- Сайт Государственного Эрмитажа. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru (дата обращения 12.01.2016)
- Самые посещаемые сайты реальных музеев. URL http://whoyougle.ru/texts/top-real-museums/( дата обращения 14.01.2016)
- Российская газета от 18.06.2015. Музей без проводов. URL: http://www.rg.ru/2015/06/18/mamm.html ( дата обращения 12.01.2016)
- Музеи России. Первое игровое приложение от Третьяковской галереи. «Пейзаж. Арт-конструктор.» URL: http://www.museum.ru/N58711 ( дата обращения 14.01.2016)
- Музей с дополненной реальностью. URL: http://www.arpoint.ru/case- exhibition.php ( дата обращения 14.01.2016)
- Сообщество галереи Тате в Facebook. URL: https://m.facebook.com/tategallery ( дата обращения 14.01.2016)
- Алупкинский дворцово-парковой заповедник URL: http://worontsovpalace.org/?page_id=2128 ( дата обращения 14.01.2016)