ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ DIGITAL-ИНСТРУМЕНТОВ В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ МИРОВОЙ ТУРИНДУСТРИИ

Калинкина Светлана Анатольевна1, Некрасова Наталия Николаевна2
1Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», кандидат исторических наук, доцент кафедры туризма
2Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», студентка II курса магистратуры направления подготовки «туризм»

Аннотация
В данной статье рассматриваются примеры использования новейших интерактивных технологий в музейной сфере и их влияние на повышение популярности музеев среди туристов. Автор анализирует существующие digjtal- инструменты на примере различных музеев и галерей мира. Целью работы является рассмотрение текущего состояния музеев Крыма в данной области и перспективы применения цифровых технологий для увеличения количества посетителей музеев, а значит и туристов.

Ключевые слова: интерактивные технологии, мобильные приложения, музей, сайт


THE APPLICATION FEATURES OF DIGITAL TOOLS IN MUSEUM FIELD OF GLOBAL TOURIST INDUSTRY

Kalinkina Svetlana Anatolievna1, Nekrasova Nataliya Nikolaevna2
1Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Federal State Autonomous Institution of Higher Education «Crimean Federal University Vernadsky», Doctor of Philisophy, associate professor of tourism
2Sevastopol Institute of Economics and Humanities (branch) of the Federal State Autonomous Institution of Higher Education «Crimean Federal University Vernadsky», II year student of Magistracy, direction "Tourism"

Abstract
This article discusses examples of using the latest interactive technologies in the museum field and their influence on the rising popularity of museums among tourists. The author analyzes the existing digital instrumentes as examples in various museums and galleries around the world. The aim is to review the current state of the museums of the Crimea in the art and prospects of application of digital technologies to increase the number of visitors to museums, and therefore tourists.

Keywords: digital- tools, interactive technology, mobile applications, museum, website


Рубрика: 11.00.00 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Калинкина С.А., Некрасова Н.Н. Особенности применения digital-инструментов в музейной сфере мировой туриндустрии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/02/63129 (дата обращения: 29.03.2024).

Ещё недавно музеи выполняли две основные функции – это демонстрация собственных коллекций и хранение. За последнее время ситуация изменилась и продолжает меняться. Музеи становятся платформой для внедрения различных экспериментов и нововведений в области цифровых технологий. Большинство музеев вынуждены стать на путь модернизации с целью повышения лояльности среди аудитории активных интернет пользователей, которых с каждым днем становится все больше и больше. Конкуренция среди современных музеев очень высока и борьба за каждого посетителя идёт за счёт внедрения различных медиа и цифровых технологий.

Лучшие мировые музеи сегодня не только визуализируют свои коллекции, но и создают сообщества в социальных сетях, собственные сайты, мобильные приложения, таким образом налаживая диалог с посетителями. Все это позволяет привлечь в музеи новые категории посетителей и повысить популярность музеев в современном обществе.

Основной целью статьи является освещение мировых трендов в области применения digital-инструментов в музейной сфере, а также рассмотрение потенциала музейного фонда Крыма в данной сфере.

Применение digital-инструментов музейный сфере включает в себя несколько основных направлений:

  1. партнёрское – налаживание связи с внешними учреждениями для создания и продвижения новых продуктов;
  2. ресурсное – перевод традиционной музейной деятельности в цифровой формат;
  3. коммуникационное – построение и развитие различных форм коммуникаций с посетителями-туристами;
  4. образовательное – создание научно исследовательских проектов, участие в конференциях, семинарах.

С древних времен музеи являлись основными источниками получения информации о мировой культуре и истории, но не всегда существует возможность представить всю имеющуюся информацию «накопителей человеческого достояния» широкой аудитории.

Сегодня существует множество digital-инструментов для продвижения и популяризации музейного продукта, таких как, интернет-среда в целом, сайты музеев, социальные сети, блоги, мобильные  приложения,  интерактивные панели и экраны.

Одним из наиболее популярных приложений являются музейные сайты.

Большинство современных музеев имеют собственные сайты, но не все из них интересны посетителям и приносят им реальную пользу. Самым важным моментом в этом вопросе, является качественное наполнение и построение сайта, поскольку музеи являются богатейшими хранилищами культурной и исторической информации.

Создатели музейных сайтов преследуют три основные задачи:

  1. просветительская, заключается в предоставления разнообразны данных посредством лекций, видеоэкскурсий, виртуальных туров;
  2. информационная – это перечень всех услуг, которые предоставляются музеем, а также информация о самом музее;
  3. имиджевая – формирование полноценного образа музея.

Не секрет, что большинство туристов, перед тем как посетить музей, ищут о нем информацию в интернете и посещают музейные сайты. Многие из них интегрированы с социальными сетями. Так, например, сайт Государственного Эрмитаж позволяет использовать встроенные виджеты, чтобы делиться фотографиями по почте или с социальными медиа[3]. Есть возможность скачивать изображения в высоком качестве.

Музейные сайты, обычно, содержат большой промоблок, который, чаще всего, находится на главной странице и рассказывает о текущих и будущих лекциях, выставках, проектах и других событиях музея.

Исследователи утверждают, что самым посещаемым музейным сайтом в мире является сайт Смитсоновского института – это американский научно-исследовательских институт, который владеет одним из крупнейших  комплексов музеев[4]. Также в этом рейтинге присутствуют такии музей как: Метрополитен, Галерея Саатчи, Экплораториум, Музей Современного Искусства в Нью-Йорке.

В интернет пространстве России самыми популярными по данным сайта https://museum.ru являются сайты Эрмитажа, Пушкинского музея изобразительных искусств, музея Московского Кремля, Петергофа, Русского Музея, Третьяковской галереи.

Еще одной важной наработкой ученых в области музейного маркетинга стали мобильные приложения.

В эпоху стремительного развития компьютерной цивилизации, мобильные телефоны и планшеты стали неотъемлемой частью жизни большинства активного населения планеты. Эти гаджеты предоставляют широкий ряд возможностей, таких как просмотр изображений и видео, получение информации в дали от основного источника информации.

Зачастую  в музеях можно встретить посетителей не выпускающих планшет из рук. Некоторые музеи интегрированы в мобильные приложения и выставки, создавая на их основе музейные аудиомаршруты. Данный digital-инструмент является одним из самых дорогих, так как требует разработки для каждой платформы Android и IOS. В зарубежных музеях пользуются QR-кодом, у нас они не на столько популярны.

Московский «Мультимедиа Арт Музей» (МАММ) на Остроженке внедрил использование электронных «маячков» iBeacon, которые загружают информацию на смартфоны посетителей. Установленное специальное приложение-гид «ТвойМАММ» автоматически даёт пояснение по экспонатам, стоит посетителям приблизится к ним[5]. Использование таких «маячков» приобретает в музейном мире все большую популярность.

Особенностью мобильных приложений является то, что чаще всего они используются как:

  1. навигатор. Например  приложение LoveArt National Gallery позволяет исследовать произведения искусства, содержит комментарии художников и экспертов. С помощью этого приложения можно изучить подробную карту галереи и создать собственный тур;
  2. аудиогид. Приложения, содержащие аудиогиды помогают больше узнать об экспонатах музеев, чаще всего рядом с экспонатам в буклета или каталогах размещаются QR-коды. Считыватель код-приложение показывает информацию, включает аудио рассказы. В частности, такую возможность предоставляет приложение Русского Музея в Санкт-Петербурге;
  3. виртуальная экскурсия. Например, приложение Российского этнографического музея позволяет увидеть интерьер музеев, его выставки и коллекции;
  4. игра. Как пример может служить «Пейзаж Арт-конструктор» приложение, которое позволяет самому создавать пейзажи натюрморты[6].

Новым трендом в сфере мобильных приложений для музеев становится музей с дополненной реальностью. Скачав приложение, посетитель может увидеть трёхмерные экспонаты в первозданном виде, отреставрированные комнаты, достроенные здания, ожившие картины. При помощи дополненной реальности можно увидеть как выглядел город в разные эпохи, музыкальное и текстовое сопровождение поможет полностью окунуться в атмосферу того или иного времени. Оригинальным решением является виртуальная примерочная, где посетитель может примерить на себя костюм любой эпохи, сфотографироваться и отправить фото в социальную сеть. Иллюзия присутствия и взаимодействие с объектами помогают в несколько раз расширить территорию музея[7].

Самыми популярными музейными приложениями в мире являются «МоМа» – официальное приложение Музея Современного Искусства в Нью-Йорке, «Guggenheim» – музея Соломона Гуггенхайма, «Музей Эрмитаж». Третьяковская галерея, Лувр, Музей Прадо также могут предоставить посетителям современные и удобные мобильные приложения. Для пользователей, которые находятся дома, есть описание картин, во многих приложениях диктор даёт не только информацию об экспонатах и их создателях, но и описывает их, сантиметр за сантиметром. Для туристов продумано маршруты и схемы передвижения по музеями, списки выставок, лекций и покупка билетов.

Важным средством популяризации музеев, как структурного элемента туриндустрии являются социальные медиа.

Зарубежные и российские музеи используют социальные медиа, с целью охватить максимально большое количество людей, которые потенциально могут посетить музей, а также для общения с посетителями и обмена информацией между ними. К социальным медиа можно отнести социальные сети, блоги, сайты-сообщества. Социальные сети позволяют привлекать молодёжную аудиторию и тех, кто живёт в удалённой от музеев местности и налаживать персональное общение с каждым пользователем.

Ярким примером качественной работы в социальных сетях музея является галерея Тате. Сайт музея интегрирован в социальные сети, а в самой галерее есть специальный отдел, который ведёт работу в этом направлении. Официальное сообщество Тате на Facebook насчитывает 832000 человек[8]. Российские музеи в своем большинстве выбирают именно социальные медиа, как средства общения с аудиторией.

В основе работы SMМ-специалистов музеев является формирование имиджа, сбор разнообразных статистических данных о посетителях, сглаживание негатива, проведение акций, продвижение культуры и искусства, предоставление информации о музее.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что применение различных digital-инструментов в музейной сфере помогает аудитории лучше понять искусство, подготовить посетителей к визиту в музей и делать его посещение более насыщенным и интересным. Продвижение новых цифровых технологий в музейной сфере является мощным толчком для увеличения числа посетителей, особенно среди молодёжи.

На фоне внедрения различных digital-инструментов зарубежными и российскими музеями, музеи Крыма не могут предложить посетителям ничего кроме собственного сайта. Зачастую эти сайты не соответствую современным стандартам, а обратная связь с посетителями налажена очень слабо. Например, официальная группа музея-заповедника Херсонес Таврический в социальной сети Вконтакте насчитывает менее 300 человек.

На сегодня ни один музей Крыма не имеет мобильного приложения.

Воронцовский дворец-музей и Дворец Александра III в Массандре могут предложить интерактивные экскурсию и 3D-тур соответственно, но приобрести их можно лишь на дисках, что несомненно является устаревшей технологией[9].

Музеи Крыма являются прекрасной платформой для создания качественных мобильных приложений с использованием всех новейших технологий. Разнообразие музейного фонда Крымского региона может дать разработчикам возможность реализовывать все виды цифровых решений, применяемых в этой сфере. Полуразрушенные крепости и города идеально могут подойти для применения дополненной реальности, многочисленные дворцы и парки нуждаются в современных аудиогидах и навигаторах.

Таким образом, можно утверждать, что именно применение современных технологических инструментов в будущем смогут улучшить имидж музеев в мире в целом и в Крыму в особенности, повысит популярность среди активных интернет-пользователей, а за счёт распространения приложений можно значительно увеличить число посетителей, а значит и туристов.


Библиографический список
  1. Юреньева Т. Ю. Музееведение: Учебник для высшей школы. – 4-е изд., исп. и доп. – М.: Академический проект 2007.
  2. Курило Л. В. Новые концепции музеев: интеграция в современное общество. // Вестник РАМТ, 2014. № 2.
  3. Сайт Государственного Эрмитажа. URL: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage?lng=ru (дата обращения 12.01.2016)
  4. Самые посещаемые сайты реальных музеев. URL http://whoyougle.ru/texts/top-real-museums/( дата обращения 14.01.2016)
  5. Российская газета от 18.06.2015. Музей без проводов. URL: http://www.rg.ru/2015/06/18/mamm.html  ( дата обращения 12.01.2016)
  6. Музеи России. Первое игровое приложение от Третьяковской галереи. «Пейзаж. Арт-конструктор.» URL: http://www.museum.ru/N58711 ( дата обращения 14.01.2016)
  7. Музей с дополненной реальностью. URL: http://www.arpoint.ru/case- exhibition.php  ( дата обращения 14.01.2016)
  8. Сообщество галереи Тате в Facebook. URL: https://m.facebook.com/tategallery ( дата обращения 14.01.2016)
  9. Алупкинский дворцово-парковой заповедник URL: http://worontsovpalace.org/?page_id=2128 ( дата обращения 14.01.2016)


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Некрасова Наталия Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация