“Я СЕМЬЯ” КАК НОВАЯ АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ФОРМА СЕМЬИ ИЛИ СЛЕДСТВИЕ ПРЕКАРИАТИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ

Немова Ольга Алексеевна1, Свадьбина Татьяна Владимировна2
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, к.соц.н., доцент
2Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, д.философ.н., профессор

Аннотация
В статье представлены размышления автора по поводу будущего семьи как социального института в условиях нарастания в обществе таких тенденций как неустойчивость социального статуса, неопределенности, риска и роста незащищенных слоев общества. Рассмотрены причин снижения брачности и рождаемости в молодежной среде. Представлен вариант альтернативной семьи будущего "Я-семья", численность сторонников которой продолжится в будущем при сохранении имеющихся общемировых тенденций прекариатизации сознания населения.

Ключевые слова: качественные методы исследования, прекариат, родительство, семья, Я-семья


"I'M FAMILY" AS A NEW ALTERNATIVE FORM OF FAMILY OR A CONSEQUENCE OF PRIORITIZATION CONSCIOUSNESS OF YOUNG PEOPLE

Nemova Olga Alekseevna1, Svadbina Tatyana Vladimirovna2
1Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, candidate of sociological sciences, associate
2Nizhny Novgorod State Pedagogical University. K. Minin, doctor of philosophical sciences, professor

Abstract
The article presents the author's reflections about the future of the family as a social institution in the conditions of growing in the society of such trends as the instability of social status, uncertainty, risk, and growth of vulnerable sections of society. The considered reasons for the decline in marriage and birth rates in youth. Presents an alternative version of the family of the future "I-family", the number of supporters which will continue in the future with keeping the global trends of prioritizatio consciousness of the population.

Keywords: Family, I-family, parenthood, qualitative research methods, the precariat


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Немова О.А., Свадьбина Т.В. "Я семья" как новая альтернативная форма семьи или следствие прекариатизации сознания молодежи // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76522 (дата обращения: 01.12.2024).

“Бытие определяет сознание” утверждал Карл Маркс в далеком XIX веке. Данное онтологического плана высказывание не утратило своей актуальности и в наше время. Взаимосвязь экономической сферы, как базовой, с другими сферами общества “надстройкой” более чем очевидна. Возьмем, например, уровень рождаемости населения. Резкое снижение рождаемости всегда совпадает с экономическими кризисами. Социологические опросы также показывают, что “на рождение детей в молодежных семьях огромное воздействие оказывают низкие доходы и нестабильная трудовая занятость. Так, в период между двумя переписями в Нижегородской области численность всего занятого населения сократилась на 18%, а молодежи – на 21%. В возрасте 20-24 лет не имел никакого занятия каждый третий (в составе безработных на эту группу приходится почти 20%), а в возрасте 25 – 29 лет – каждый пятый. В 2002 г. №6% молодежи находилось на иждивении других лиц, около 7% жили на доходы от личного подсобного хозяйства и только 54% – на доходы от трудовой деятельности за пределами своего подворья”[2, С.25-26].

В последние три десятилетия резко возросло количество молодых мужчин и женщин, которые сознательно не желают связывать себя узами Гименея. Произошла негласная переоценка понятий “холостяк” и “старая дева”. Так, слово “холостяк” из уничижительного, т.е. дословно обозначающего “не способного к деторождению, “выхолощенного” трансформировалось в своеобразный предмет гордости (про который слагаются, пользующиеся большой популярностью, молодежные песни), а слово “старая дева”, выражающий сочувствие,  и вовсе ушло из повседневной речи, а было заменено на новомодное, звучное – “бизнесвумен”.  Таким образом, бездетный и бессемейный образ жизни набирает все большую популярность среди молодежи. Попробуем поподробнее разобраться в причинах данного социального феномена.

Причины искать необходимо снова в экономике. Все чаще современное общество видные ученые характеризуют как “общество риска”, “общество неопределенности”, обращая внимание на ключевую характеристику современного бытия, а именно отсутствие стабильности, уверенности в завтрашнем днем, неспособности в современных условиях строить долгосрочные планы. Однако создание семьи, рождение детей и их воспитание сами по себе не могут быть краткосрочными проектами они изначально нацелены на долгосрочные перспективы.

Английский экономист Гай Стэндинг в своей работе “Прекариат: новый опасный класс” [5] достаточно полно описал взаимообусловленность процессов экономических, гендерных и демографических. Так, в частности, г.Cтэндинг пишет, что из-за отсутствия стабильной, высоко оплачиваемой работы прежде всего подрывается статус мужчины, а не женщины. “Великая рецессия ударила в первую очередь по мужчинам. От безработицы пострадало больше мужчин, чем женщин, поскольку исчезали основные рабочие места – промышленного рабочего класса. Под угрозой, по мнению Стэндинга, в третичном обществе стоит само понятие “мужественность”. Вследствие нестабильности все больше молодых мужчин продолжают жить со своими родителями или поблизости от них, рассчитывая на их поддержку в случае крайней нужды. Вывод ученого неутешителен: “нестабильность не способствует браку, а молодые люди не спешат заводить детей” [5, C.118]. Теперь обратим внимание на еще один “побочный продукт” современного общества, связанный с ростом прекариатизации сознания граждан.

Широкое распространение в современном обществе получила такая форма альтернативной семьи как “Я – семья”. Суть подобного рода квазисемьи состоит в том, что человеку хорошо самому с собой без семейно-брачных отношений. Интересно отметить, что современная инфраструктура все более подстраивается именно под такой тип семьи. Квартиры-студии в 20 кв.м., где кухня совмещена с залом хороша исключительно для холостого и неженатого человека. Жить семьей, даже малодетной, в такой квартире крайне неудобно не только из-за ограниченной площади (не раз осмеянные перестроечными реформаторами “хрущевки” покажутся дворцами, по-сравнению с этими “путинками”), но и в плане зонирования жилой от нежилой площади. Научно-технический прогресс по части разработки бытовой техники также ориентируется на одиночек. Автоматические стиральные и посудомоечные машины, мультиварки и хлебопечки значительно облегчают быт и дают простор для беспечной организации холостяцкого быта.

Новинки, анонсированные на очередной Международной выставке потребительской электроники «Consumer Electronics Show» (CES), которая ежегодно проходится в Лас-Вегасе с 1967 года, не оставляют сомнений в дальнейшем развитии наметившейся тенденции. В частности на январской выставке 2016 года был анонсирован холодильник с функциями айфона, т.е. не надо звонить жене/мужу и спрашивать, что есть в холодильнике, а чего нет, достаточно нажать на кнопку своего телефона, и – фотография содержимого вашего холодильника у вас на экране телефона.

Сфера услуг также не осталась в стороне и на рожденный спрос ответила соответствующим предложением: По вызову (телефон, интернет) можно решить все имеющиеся холостяцкие  проблемы, начиная с вызова “жриц любви”, заканчивая вызовом доставщика пиццы, представительниц клининговых кампаний для уборки помещения итд. В этой связи мы наблюдаем изменения и самой сути мужской психологии. В мужчинах как бы “выхолащивается” их основное качество – мужественность, способность брать на себя ответственность за семью. Приведем, в качестве примера по этому поводу, выдержку из интервью девушки: “Мужики пошли какие-то… ни рыба ни мясо – все в себе, все самореализовываются. На одну ночь можно. Не в смысле все мужики – сво… потому что хотят только секса. Нет, у всех какой-то пунктик – самоопределение. Мое ли это? Чего я в жизни сделал? Как мне реализовать себя? И умный, и красивый, и порядочный,  в общем спортивный – все, что угодно, только не семья, а про детей вообще молчу. Не то, что они боятся штампа в паспорте, они как будто не смотрят в эту сторону, им важно сначала самореализоваться. С ними замуж до старости не выйдешь (Анна. Москва. 27 лет. Не замужем. Нет детей) [1].

Подводя итоги данной статьи можно сказать, что нестабильность, неопределнность, невозможность в связи с этим долгосрочного планирования отрицательно сказываются на самом основном институте общества – семье. Соответственно, если не будет социальной стабильности, не вернется социальный оптимизм, то ожидать повышения брачности и рождаемости не приходится. А на смену моногамной семье (брачной основой которой является мужчина и женщина) с детьми придут альтернативные семьи в самых разных своих проявлениях, например, как “Я – семья” выражение наивысшего эгоизма.


Библиографический список
  1. Козырев Г.И. Социология семьи: любовь и расчет в брачно-семейных отношениях и не только….: учебное пособие / Г.И. Козырев. – М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2016. – С.22-23.
  2. Лексин В.Н. Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: опыт системной диагностики. Изд. стереотип. М.: Книжный дом “Либроком”, 2016. – С26.2.
  3. Немова, О.А. Пакина, Т.А. Проблемы социализации молодежи в условиях социально-экономической неопределенности // Вестник государственного университета управления. М., 2010. -  С.31-32;
  4. Немова, О.А., Свадьбина, Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления / О.А. Немова, Т.В. Свадьбина // Социология, 20013, №3.- С.35-42;
  5. Стэндинг Гай Прекариат: новый опасный класс. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 328 с.


Все статьи автора «Немова Ольга Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: