“Бытие определяет сознание” утверждал Карл Маркс в далеком XIX веке. Данное онтологического плана высказывание не утратило своей актуальности и в наше время. Взаимосвязь экономической сферы, как базовой, с другими сферами общества “надстройкой” более чем очевидна. Возьмем, например, уровень рождаемости населения. Резкое снижение рождаемости всегда совпадает с экономическими кризисами. Социологические опросы также показывают, что “на рождение детей в молодежных семьях огромное воздействие оказывают низкие доходы и нестабильная трудовая занятость. Так, в период между двумя переписями в Нижегородской области численность всего занятого населения сократилась на 18%, а молодежи – на 21%. В возрасте 20-24 лет не имел никакого занятия каждый третий (в составе безработных на эту группу приходится почти 20%), а в возрасте 25 – 29 лет – каждый пятый. В 2002 г. №6% молодежи находилось на иждивении других лиц, около 7% жили на доходы от личного подсобного хозяйства и только 54% – на доходы от трудовой деятельности за пределами своего подворья”[2, С.25-26].
В последние три десятилетия резко возросло количество молодых мужчин и женщин, которые сознательно не желают связывать себя узами Гименея. Произошла негласная переоценка понятий “холостяк” и “старая дева”. Так, слово “холостяк” из уничижительного, т.е. дословно обозначающего “не способного к деторождению, “выхолощенного” трансформировалось в своеобразный предмет гордости (про который слагаются, пользующиеся большой популярностью, молодежные песни), а слово “старая дева”, выражающий сочувствие, и вовсе ушло из повседневной речи, а было заменено на новомодное, звучное – “бизнесвумен”. Таким образом, бездетный и бессемейный образ жизни набирает все большую популярность среди молодежи. Попробуем поподробнее разобраться в причинах данного социального феномена.
Причины искать необходимо снова в экономике. Все чаще современное общество видные ученые характеризуют как “общество риска”, “общество неопределенности”, обращая внимание на ключевую характеристику современного бытия, а именно отсутствие стабильности, уверенности в завтрашнем днем, неспособности в современных условиях строить долгосрочные планы. Однако создание семьи, рождение детей и их воспитание сами по себе не могут быть краткосрочными проектами они изначально нацелены на долгосрочные перспективы.
Английский экономист Гай Стэндинг в своей работе “Прекариат: новый опасный класс” [5] достаточно полно описал взаимообусловленность процессов экономических, гендерных и демографических. Так, в частности, г.Cтэндинг пишет, что из-за отсутствия стабильной, высоко оплачиваемой работы прежде всего подрывается статус мужчины, а не женщины. “Великая рецессия ударила в первую очередь по мужчинам. От безработицы пострадало больше мужчин, чем женщин, поскольку исчезали основные рабочие места – промышленного рабочего класса. Под угрозой, по мнению Стэндинга, в третичном обществе стоит само понятие “мужественность”. Вследствие нестабильности все больше молодых мужчин продолжают жить со своими родителями или поблизости от них, рассчитывая на их поддержку в случае крайней нужды. Вывод ученого неутешителен: “нестабильность не способствует браку, а молодые люди не спешат заводить детей” [5, C.118]. Теперь обратим внимание на еще один “побочный продукт” современного общества, связанный с ростом прекариатизации сознания граждан.
Широкое распространение в современном обществе получила такая форма альтернативной семьи как “Я – семья”. Суть подобного рода квазисемьи состоит в том, что человеку хорошо самому с собой без семейно-брачных отношений. Интересно отметить, что современная инфраструктура все более подстраивается именно под такой тип семьи. Квартиры-студии в 20 кв.м., где кухня совмещена с залом хороша исключительно для холостого и неженатого человека. Жить семьей, даже малодетной, в такой квартире крайне неудобно не только из-за ограниченной площади (не раз осмеянные перестроечными реформаторами “хрущевки” покажутся дворцами, по-сравнению с этими “путинками”), но и в плане зонирования жилой от нежилой площади. Научно-технический прогресс по части разработки бытовой техники также ориентируется на одиночек. Автоматические стиральные и посудомоечные машины, мультиварки и хлебопечки значительно облегчают быт и дают простор для беспечной организации холостяцкого быта.
Новинки, анонсированные на очередной Международной выставке потребительской электроники «Consumer Electronics Show» (CES), которая ежегодно проходится в Лас-Вегасе с 1967 года, не оставляют сомнений в дальнейшем развитии наметившейся тенденции. В частности на январской выставке 2016 года был анонсирован холодильник с функциями айфона, т.е. не надо звонить жене/мужу и спрашивать, что есть в холодильнике, а чего нет, достаточно нажать на кнопку своего телефона, и – фотография содержимого вашего холодильника у вас на экране телефона.
Сфера услуг также не осталась в стороне и на рожденный спрос ответила соответствующим предложением: По вызову (телефон, интернет) можно решить все имеющиеся холостяцкие проблемы, начиная с вызова “жриц любви”, заканчивая вызовом доставщика пиццы, представительниц клининговых кампаний для уборки помещения итд. В этой связи мы наблюдаем изменения и самой сути мужской психологии. В мужчинах как бы “выхолащивается” их основное качество – мужественность, способность брать на себя ответственность за семью. Приведем, в качестве примера по этому поводу, выдержку из интервью девушки: “Мужики пошли какие-то… ни рыба ни мясо – все в себе, все самореализовываются. На одну ночь можно. Не в смысле все мужики – сво… потому что хотят только секса. Нет, у всех какой-то пунктик – самоопределение. Мое ли это? Чего я в жизни сделал? Как мне реализовать себя? И умный, и красивый, и порядочный, в общем спортивный – все, что угодно, только не семья, а про детей вообще молчу. Не то, что они боятся штампа в паспорте, они как будто не смотрят в эту сторону, им важно сначала самореализоваться. С ними замуж до старости не выйдешь (Анна. Москва. 27 лет. Не замужем. Нет детей) [1].
Подводя итоги данной статьи можно сказать, что нестабильность, неопределнность, невозможность в связи с этим долгосрочного планирования отрицательно сказываются на самом основном институте общества – семье. Соответственно, если не будет социальной стабильности, не вернется социальный оптимизм, то ожидать повышения брачности и рождаемости не приходится. А на смену моногамной семье (брачной основой которой является мужчина и женщина) с детьми придут альтернативные семьи в самых разных своих проявлениях, например, как “Я – семья” выражение наивысшего эгоизма.
Библиографический список
- Козырев Г.И. Социология семьи: любовь и расчет в брачно-семейных отношениях и не только….: учебное пособие / Г.И. Козырев. – М.: ИД “ФОРУМ”: ИНФРА-М, 2016. – С.22-23.
- Лексин В.Н. Обычная русская семья в условиях трансформации института семьи: опыт системной диагностики. Изд. стереотип. М.: Книжный дом “Либроком”, 2016. – С26.2.
- Немова, О.А. Пакина, Т.А. Проблемы социализации молодежи в условиях социально-экономической неопределенности // Вестник государственного университета управления. М., 2010. - С.31-32;
- Немова, О.А., Свадьбина, Т.В. Семейное воспитание в условиях общества потребления / О.А. Немова, Т.В. Свадьбина // Социология, 20013, №3.- С.35-42;
- Стэндинг Гай Прекариат: новый опасный класс. – М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. – 328 с.