Разработка и апробация программы по оптимизации социально - психологического климата, которая в коллективе организации N состояла в налаживании доверительных взаимоотношений между сотрудниками данной организации. Дополнительной задачей явилось также установление большего взаимопонимания между сотрудниками и директором. Директор в обязательном порядке присутствовал на всех проводимых занятиях.
Для решения поставленных задач была разработана программа, апробированная на данном коллективе [1,2,3].
Цель программы: оптимизация социально-психологического климата в организации N.
Задачи программы:
1. Повышение уровня сплоченности групп коллектива, формирование убежденности в том, что причастность к организации позволит лучше контролировать как свою судьбу, так и будущее членов всей организации.
2. Провозглашение принципа равных возможностей, справедливого распределения вознаграждений, создание обстановки, обмен знаниями и опытом.
3. Гибкость в осуществлении контроля. Предоставление известной автономности в процессе решения организационных задач. Стремление избегать слишком тщательного и непрерывного контроля, который может отрицательно сказываться не только на эффективности деятельности, но и на моральном настрое коллектива.
4. Налаживание контакта некоторых членов коллектива с руководителем. Общение с руководителем в неформальной обстановке.
Формы проведения – разнообразные: от групповых до индивидуальных. Время занятий по согласованию с администрацией и участниками тренинга [4,7].
Основное внимание занятий было уделено налаживанию доверительных взаимоотношений между участниками и, прежде всего, между сотрудниками и руководителем, которые не смогли найти точек соприкосновения.
Так как была определена цель работы - создание более доверительных, основанных на уважении и понимании отношений в коллективе, то директор чувствовал себя спокойно и имел возможность наладить отношения с этими подчиненными в неформальной обстановке.
Участниками групповых занятий стало 19 сотрудников. Директор также был участником занятий, параллельно с этой формой работы с ним была проведена беседа о его роли в создании благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Программа тренинга рассчитана на 7 занятий, продолжительностью примерно от 1,5 до 2 часов.
Программа тренинга строилась согласно следующей структуре:
- приветствие;
- основная, содержательная часть работы;
- упражнение, способствующее завершению работы;
- обратная связь.
Представим содержание программы по оптимизации социально-психологического климата.
Структура занятий по оптимизации социально-психологического климата в организации N
1 Занятие: «Знакомство»
Задачи:
- выработка общегрупповых правил;
- развитие навыков уверенного взаимодействия в группе.
Ход занятия |
Время |
Знакомство участников группы |
10 мин |
Введение в тренинг
Правила работы в группе |
10 мин |
Упражнение «Знакомство в ситуациях» |
20 мин |
Упражнение «Тренировка эмоциональной устойчивости» |
30 мин |
Упражнение «Рукопожатие» |
10 мин |
Упражнение: Кем я был? Кто я есть? Кем буду я?» |
15 мин |
Рефлексия (Что было важно? Что было трудно? Что понравилось?). Выявление результативности занятия |
15 мин |
2 Занятие: «Мы одна команда»
Задачи:
- развивать групповую сплоченность,
- развивать групповое взаимодействие;
- выработка командной сплоченности в коллективе.
Ход занятия |
Время |
Приветствие |
10 мин |
Упражнение «Поводыри» |
20 мин |
Лекция «Как попросить помощи…» |
30 мин |
Упражнение «Пишущая машинка» |
30 мин |
Упражнение «Исполнение желаний» |
30 мин |
Упражнение «Коллаж» |
25 мин |
Рефлексия (Что было важно? Что было трудно? Что понравилось?). Выявление результативности занятия. |
20 мин |
3 Занятие: «Удовлетворенность трудом»
Задачи:
- развитие стремления к достижению самостоятельно поставленной цели;
- повышение уровня мотивации
Ход занятия |
Время |
Приветствие. |
10 мин |
Упражнение «Лестница достижений» |
35 мин |
Лекция: «Как построить свою карьеру» |
30 мин |
Упражнение «Через три года» |
15 мин |
Упражнение «Жизненные цели» |
15 мин |
Упражнение «Что мне нравиться в моей профессии» |
25 мин |
Рефлексия. |
20 мин |
4 Занятие: «Формирование стрессоустойчевости»
Задачи:
- формирование стрессоустойчевости;
- научить избавляться от стресса.
Ход занятия |
Время |
Приветствие |
10 мин |
Мини лекция: «Стресс в нашей жизни» |
30 мин |
Упражнение «Умение вести разговор» |
40 мин |
Упражнение «Радуга» |
30 мин |
Упражнение «Медитативное дыхание» |
30 мин |
Упражнение: «Мыльные пузыри» |
15 мин |
Рефлексия |
10 мин |
5 Занятие: «Управление конфликтом»
Задачи:
- показать способы выхода из конфликтных ситуаций;
- научить спокойно и конструктивно воспринимать конфликт на рабочем месте.
Ход занятия |
Время |
Приветствие |
10 мин |
Игра «Поведение в конфликте» |
40 мин |
Мини лекция «Конфликт на работе. Кто виноват?» |
30 мин |
Упражнение «Трамвайчик» |
15 мин |
Упражнение «Алфавит эмоций» |
20 мин |
Упражнение «Я в конфликте» |
40 мин |
Рефлексия |
10 мин |
6 Занятие: «Формирование доверительного отношения к руководителю»
Задачи:
- диагностика психологического климата в коллективе;
- научить доверительному отношению в коллективе
Ход занятия |
Время |
Приветствие |
10 мин |
Упражнение «Доверие» |
40 мин |
Упражнение «Что нового узнал я для себя» – подведение итогов занятия |
20 мин |
Диагностика психологического климата в коллективе |
25 мин |
Рефлексия |
15 мин |
7 Занятие: «Подведем итоги»
Задачи:
- анализ психического состояния и диагностики;
- выявление значимости тренинга лично для себя;
- подведение итогов.
Ход занятия. |
Время |
Приветствие |
10 мин |
Диагностика эффективности деятельности руководителя |
30 мин |
Диагностика межгруппового взаимодействия |
15 мин |
Диагностика |
30 мин |
Упражнение «Что нового узнал я для себя» – подведение итогов занятия |
20 мин |
Рефлексия |
15 мин |
Индивидуальная психологическая консультация с руководителем
Протокол консультации
Сведение о клиенте: руководитель организации N, Добрынин К. для него это первая консультация. Беседа длилась 40 минут.
Проблема: как повлиять руководителю на психологический климат коллектива.
Цель консультации: оказать помощь, способствовать реализации разработанных мероприятий для повышения эмоционального состояния коллектива. В процессе беседы были использованы приемы активного слушания, открытые и уточняющие вопросы, техники одобрения, отражения чувств. В ходе беседы был найден оптимальный выход из сложившейся ситуации.
Действия консультанта |
Действия клиента |
Рефлексия |
1. Здравствуйте, проходите, располагайтесь. | Поздоровался, проходит и садится на удобное место. | Чувствует себя раскованно, свободно, не стесняется. |
2. Я пригласила Вас на индивидуальную консультацию с целью выяснить, как вы работайте над эмоциональным климатом коллектива? | Я не работаю над этим, у нас и без этого работы хватает. Эмоциональный климат сотрудники налаживают сами. | Чувствуется тревога волнение, заметно, что данная проблема волнует клиента. |
3. Расскажите, а как часто в вашем коллективе бывают конфликты?
|
Я не в курсе, сотрудники сами разбираются с этим. Ко мне по данным вопросам никто не обращался. | Чувствуется настороженность клиента. |
Скажите, а с кем из сотрудников коллектива у Вас напряженные отношения? | У меня со всеми сотрудниками ровны отношения. На работе у меня нет друзей и нет недругов. На работу мы ходим работать, а не взаимоотношениями заниматься. | Чувствуется дискомфортное ощущение клиента. |
Коллектив у Вас очень дружный, но многие сотрудники чувствуют себя не комфортно при Вашем появлении. Как вы это можете объяснить? | Не знаю, на это не обращал внимание. | Задумчив. |
Как Вы считайте, вы можете повлиять на общий эмоциональный климат в коллективе? | Наверное, если наладить полноценное общение с коллективом, то, наверное, сотрудники будут себя чувствовать более комфортно на рабочем месте. | У клиента усталость и неуверенность. |
Совершенно верно, давайте с Вами ознакомимся с результатами диагностики «Эффективность деятельности руководителя» | Внимательно слушает, анализирует. | Задумчив. |
Как вы считайте, Вы должны как-то влиять на климат коллектива, и как вы можете это сделать? | Наверное, да. Способов уйма, с ходу могу только придумать соревнования или культурное мероприятие. | Клиент задумчив. |
Давайте с Вами посмотрим, как можно поступить.
Клиенту предлагается веер решений, который позволит улучшить психологический климат коллектива. Необходимо выстроить приоритеты, что Вам предпочтительней и что предпочтительно вашему коллективу. Давайте постараемся найти «золотую середину». |
Внимательно слушает с заинтересованным лицом. | Клиент задумчиво и внимательно слушает. |
3. Беседа подходит к своему завершению. Мы наработали варианты решений проблемы и наметили дальнейшую проработку сложной ситуации.
Для Вас будет д/з. К следующей встрече я попрошу Вас выполнить домашнее задание. Выписать в 2 столбика, плюсы и минусы ваших сотрудников и как они отражаются на производственном процессе. |
Спасибо огромное за помощь. | Клиент записал домашнее задание. |
Для определения эффективности разработанной и проведенной нами программы работы по оптимизации социально - психологического климата нами был проведен контрольный срез, который показал, что в коллективе сложилась благоприятная атмосфера. Заметно улучшились такие показатели как: дружелюбие, согласие между сотрудниками, теплота, сотрудничество, взаимная поддержка [5,6,8].
Отношения сотрудников в группе стали более благоприятными, сотрудники стали чувствовать себя более раскованно при руководителе.
Таким образом, данная программа способствовала улучшению социально - психологического климата в организации N.
Библиографический список
- Булганина С.В., Лебедева Т.Е. Моделирование системы внутрифирменного обучения персонала сервисной организации и опыт ее реализации //Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 313.
- Егоров Е.Е. Эффективное управление человеческим капиталом сервисных организаций //В сборнике: Индустрия туризма и сервиса: состояние, проблемы, эффективность, инновации 2014. С. 80-85.
- Каткова О.В., Лебедева Т.Е., Фокина Т.А. Инновационные методы обучения специалиста сферы сервиса //Вестник Мининского университета. 2013. № 2 (2). С. 13.
- Каткова О.В., Лебедева Т.Е., Фокина Т.А. Использование тренинговых технологий при подготовке специалиста сферы сервиса // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2012. № 3. С. 132-139.
- Крупица В.В., Егоров Е.Е. Экономический анализ и оценка системы управления персоналом организации учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050501.18 – Профессиональное обучение (экономика и управление) / Крупица В. В., Егоров Е. Е. ; Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО “Волжский гос. инженерно – пед. ун-т”. Нижний Новгород, 2007.
- Лебедева Т.Е. Использование активных методов обучения при подготовке специалиста сферы сервиса //Педагогика высшей школы и профессионального образования. 2012. № 2. С. 16.
- Лебедева Т.Е., Голубева О.В., Фокина Т.А., Васильева Т.Н. Тренинговые программы: подходы и алгоритмы разработки //Мир науки. 2016. Т. 4. № 2. С. 58.
- Лебедева Т.Е., Субботин Д.В. Развитие персонала в «обучающейся организации» В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. С. 102-103.