Стратегические основы планирования и прогнозирования развития российской экономики определены положениями Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В соответствии с данным законом определены правовые основы стратегического планирования, методы и технологии координации государственного и муниципального стратегического управления, а также бюджетной политики. Согласно определенному в Законе стратегическому направлению по пространственному развитию Российской Федерации разрабатываются концептуальные основы пространственного развития Российской Федерации, а также подготавливаемые в ее составе предложения о совершенствовании системы расселения и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации. Так в Постановлении Правительства РФ № 870 от 20 августа 2015г. определены содержание, состав и порядок разработки и утверждения Стратегии. Определено, что Стратегия разрабатывается с целью реализации основных положений стратегии социально-экономического развития РФ и стратегии национальной безопасности РФ. Необходимо отметить, что стратегия будет включать основные положения по пространственному размещению производительных сил.
Длительный период времени в отечественной системе планирования данное направление не учитывалось. А разрабатываемые стратегии социально-экономического и научно-технологического развития без учета пространственного аспекта планирования вряд ли могут характеризоваться комплексностью. Логично предположить, что в рамках разрабатываемой концепции Стратеги пространственного планирования будет применен территориально-отраслевой принцип планирования. Сформированные еще в советский период территориально-производственные комплексы и сейчас являются основными зонами концентрации индустриально-инновационного потенциала национальной экономики.
Основным ресурсом развития территорий на современном этапе развития мировой экономики является инновационный потенциал, характеризующийся совокупностью ресурсов производства (имеющегося состава и структуры факторов производства) и ресурса развития (объема и доли инвестиций в новые технологии и инновации). В связи с этим разрабатываемая стратегия пространственного развития должна включать, в том числе, такой фактор как инновационный потенциал территории, и соответственно механизмы его расширенного воспроизводства для обеспечения устойчивого развития в долгосрочной перспективе. Необходимо отметить, что существующие региональные системы поддержки инновационной деятельности не предполагают кардинальных структурных изменений, ориентированных на развитие экономики за счет новых знаний и технологий. Так анализ показателей инновационной деятельности Ростовской области демонстрирует наличие определенных проблем, в том числе: низкую инновационную активность предприятий и государственного сектора, не ориентированность науки на задачи инновационного развития, слабую кооперацию между научными, образовательными и производственными предприятиями. Для решения данных проблем Правительство области осуществляет политику, направленную на развитие и поддержку инновационной деятельности, в том числе стимулирование инновационной активности предприятий области, расширение поддержки конкретных проектов в высокотехнологичном секторе в рамках федеральных и областных целевых программ, формирование государственно-частного партнерства. Также в целях поддержки инновационных проектов предлагается создать «инновационные конвейеры», ориентированных на соединение сферы исследований и разработок с бизнесом. При этом показатели финансирования исследований и разработок за период с 2004 по 2014 года остаются практически неизменными (Табл.1) и составляют 1% в ВРП региона. В то время как в Германии, и США соответствующий показатель составляет порядка 3%.
Таблица 1 – Доля внутренних затрат (ВЗ) на исследования и разработки в ВРП РО, %
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
1,41 |
1,46 |
1,31 |
1,33 |
1,01 |
1,08 |
1,01 |
1,04 |
1,1 |
0,99 |
1,47 |
Правовое регулирование инновационной деятельности осуществляется законом от 28.11.2006 №591 «Об инновационной деятельности в Ростовской области». В роли стимулирующих факторов выступают инновационный программы. Например, в рамках государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 25.09.2013 №599 с 2014 года действует подпрограмма «Инновационное развитие Ростовской области». Данная подпрограмма направлена на формирование условий для системного перехода области на инновационный путь развития с помощью определенных мероприятий финансовой, организационной, информационной поддержки. Инновационную структуру региона формируют 87 организаций, выполняющих исследования и разработки (данные 2014 года), из которых 7 – это научно-технические подразделения на промышленных предприятиях. При этом совокупный уровень инновационной активности организаций за период с 2004 по 2014 года, как и затраты на исследования и разработки, остается практически неизменным (рис. 1).
Рисунок 1. Совокупный уровень инновационной активности организаций, %
Согласно данным об объеме отгруженных инновационных товаров значительная доля отгруженной инновационной продукции (85,9%) приходится на промышленный сектор экономики. Выпуск инновационной продукции обрабатывающих производств в 2014 году возрос на 24,1% по сравнению с 2013 годом, однако, в целом за период с 2004 по 2014 года его динамика отрицательная (Рис.2).
Рисунок 2. Объем инновационных товаров, работ, услуг: добывающее, обрабатывающее производства и распределение газа, электроэнергии и воды, % от общего объема отгруженных товаров
Методом аналитического выравнивания были сформированы тренды инновационного развития Ростовской области с последующим точечным прогнозированием. Формирование трендов позволило отметить, что рост наблюдается только по показателю внутренние затраты на научные исследования и разработки, в то время, как остальные показатели инновационной деятельности снижаются. Аналогичная динамика прослеживается и в планируемом периоде (рис.3.). Данные процессы могут отражать неэффективность планирования распределения ресурсов развития в системе инновационного потенциала.
Рисунок 3. Динамика показателей РО. Метод аналитического выравнивания
Основной причиной данной ситуации является слабая кооперация науки и производства. Происходит отдельное финансирование научной части инновационного процесса и поддержка производства. И как следствие наблюдается рост исключительно затрат на исследования и разработки.
С другой стороны, необходимо провести анализ спроса населения на высокотехнологичные товары в Ростовской области. В структуре среднедушевых доходов и расходов денежных средств населения превалируют расходы на потребительские товары, которые занимают в среднем 83% от денежного дохода населения в месяц (рис4). Часть денежного дохода, оставшаяся после расходов на потребительские товары, незначительна, что говорит об ограниченном возможном спросе на инновационные товары и услуги. Однако данная доля дохода растет в динамике лет, что свидетельствует о росте возможного спроса на высокотехнологичные товары в регионе.
Рисунок 4. Соотношение денежных доходов и расходов населения в месяц в Ростовской области
Необходимо отметить, что Ростовская область находится в третьей группе, с рангом 38 в рейтинге субъектов РФ по значению российского регионального инновационного индекса, со значением РРИИ 0,3614. (Состояние 2012 года). Для более детального исследования качественных и количественных характеристик инновационного потенциала территории необходимо проанализировать структуру импорта и экспорта высокотехнологичных товаров. Согласно данным Росстата экспорт превышает импорт в 2005, 2013 и 2014 году. В 2012 году наблюдается значительное превышение импорта над экспортом (табл.2). Это говорит о нестабильности внешнеторговых отношений региона в области технологий.
Таблица 2 – Экспорт и импорт технологий и услуг технологического характера в Ростовскую область
|
Поступление средств за год, тыс. долл. США |
||||||
2005 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
|
Экспорт |
769,1 |
1841,6 |
0 |
1852,9 |
1129,2 |
1679,4 |
1455,3 |
Импорт |
233,2 |
1879,1 |
0 |
2410,8 |
3625,3 |
906,4 |
875,5 |
С 2008 года показатели инновационного развития области снизились в ранге на 14 позиций. Что соответственно определяет необходимость разработки кардинальных мер, обеспечивающих развитие инновационного потенциала области. В сложившихся условиях одной из таких мер может стать поддержка малого инновационного бизнеса. На рынке только 10-30% новых наукоемких фирм выживают впервые 2-3 года [7, с.185]. Поддержка малых инновационных фирм даст возможность развитию еще одного сегмента инновационного рынка региона, что обеспечит увеличение объемов произведенной инновационной продукции в области. В условиях дефицита финансового капитала важнейшим механизмом стимулирования инновационной активности может стать система формирования фондов модернизации производства и внедрения новых технологий. Основная проблема в данном случае заключается в том, что пока рентабельность отечественного производства будет ниже ставки рефинансирования наращивание капитальной базы предприятий за счет долгосрочных инвестиций невозможно.
Необходимо отметить, что активизация инновационной деятельности является одним из важнейших условий достижения целей и задач стратегического планирования развития экономической деятельности, в том числе ее пространственной организации. Повышение инновационного потенциала территорий, а также применение мер по росту эффективности его использования обеспечит развитие экономики соответствующей глобальным вызовам и внутренним потребностям социально-экономического развития страны.
Библиографический список
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р
- “Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года” (разработан Минэкономразвития России)
- Ст.18 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
- Боровская М.А., Шевченко И.К., Развадовская Ю.В., Федотова А.Ю. Идентификация кластера с учетом сравнительных преимуществ региона на примере Южного федерального округа. Региональная экономика: теория и практика. 2015. № 35 (410). С. 2-16.
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р
- Индикаторы инновационной деятельности. Статистический сборник. Москва. 2008-2015.
- Столяренко Л.Д., Михайлов Д.А., Социальный маркетинг в управлении инновационным развитием российского общества. Теория и практика общественного развития. 2010 г. №2
- Регионы России. Социально-экономические показатели 2015. Статистический сборник. Москва. 2015.