Информационные технологии сегодня касаются абсолютно всех сфер деятельности человека и государства. Телекоммуникации и глобальные компьютерные сети могут и оказывают не только положительное, но негативное влияние на личность и общество. Огромное воздействие технические средства и интернет оказывают не только на взрослых людей, но и на подрастающее поколение, их сознание и психику. Развитие информационно-коммуникационных технологий предоставляет детям разных возрастов почти безграничные возможности в обучении, творчестве и саморазвитии. Однако, в связи с возрастными особенностями, недостаточным вниманием со стороны родителей и педагогов, а также ввиду бесконтрольного пользования компьютером и интернетом, дети часто становятся киберпреступниками или жертвами киберпреступлений.
По определению ООН, киберпреступность – это совокупность преступлений, которые совершаются с помощью компьютерной системы или сети, в рамках компьютерной системы или сети, против компьютерной системы или сети.
Одним из самых распространенных видов интернет-преступлений, участниками и жертвами которых становятся дети и подростки, является кибермоббинг. Кибермоббинг (интернет-травля) – это использование информационных технологий для унижения, оскорбления и запугивания людей. Жертвами кибермоббинга, в большинстве случаев, становятся дети, которые ранее подвергались моббингу в реальной жизни. В выборе жертвы преследователь чаще всего обращает внимание на внешний вид подростка (определяется по его фото в социальной сети), а также на его национальность и религиозные убеждения. Подавляющее большинство участников кибермоббинга приходится на возраст 11-16 лет, именно в это время подросток особенно чувствителен и восприимчив. Исследования показывают, что большинство жертв кибермоббинга было знакомо со своими преследователями – они оказывались их друзьями, бывшими друзьями, одноклассниками, и лишь небольшая часть подтверждала тот факт, что преследователь – абсолютно посторонний для жертвы человек. Примерно одинаковое количество мальчиков и девочек становятся участниками кибермоббинга, почти половина преследователей считают свои деяния невинной игрой и шуткой.
Такие явления, как распространение компрометирующих данных, притеснение и унижение в социальных сетях, а также размещение порочащих честь видео- и аудиоматериалов не ограничиваются географически и, как правило, продолжаются в течение длительного периода времени. Все это сильно влияет на самооценку, подрывает уверенность в себе, заставляет жертву испытывать страх, а также оказывает негативное воздействие на здоровье в целом. Долгое насилие над психикой подростка, высмеивание его взглядов и убеждений, угрозы и шантаж зачастую становятся причинами наиболее опасного результата кибермоббинга – самоубийства. Несмотря на то, что данный вид преступлений относится к статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства», многие преследователи остаются безнаказанными, так как не всегда удается их вычислить. По мнению юристов, в существующую статью необходимо внести поправки, оценивающие такие преступления в интернет-пространстве.
Главная причина, по которой подросток становится преследователем – боязнь самому оказаться на месте жертвы. Также причины участия молодых людей в интернет-травле могут крыться в их желании самоутвердиться, завоевать авторитет среди сверстников, продемонстрировать собственные силы и превосходство и т.п. Необходимо отметить, что в распространении молодежного кибермоббинга есть вина родителей и педагогов, ведь в подростковом возрасте дети особенно нуждаются в помощи, внимании и поддержке со стороны тех и других, однако часто взрослым их проблемы кажутся незначительными или вовсе непонятными.
В целях профилактики кибермоббинга, в первую очередь, необходимо сообщить родителям о существовании проблемы травли детей в интернете, предупредить о степени ее опасности и угрозах. Также, несомненно, будут полезны беседы взрослых с детьми на темы информационной культуры, информационной этики и информационной безопасности. Еще одним важным аспектом в борьбе с интернет-травлей является проведение разных антимоббинговых кампаний. К ним относятся публикации серии материалов, PR-акции, создание образовательных порталов, проведение конференций и круглых столов, посвященных этой теме.
На глобальном уровне решения проблемы возникает ряд сложностей, и главная из них – существование пробелов в законодательной сфере. Ввиду анонимности интернет-пространства ответственность за доведение до самоубийства возложить на кого-либо достаточно сложно. По этой же причине весьма проблематично добыть доказательства того, что именно текстовые сообщения на экране компьютера или смартфона стали причиной трагедии. Законодательное же ограничение онлайн-коммуникации (в качестве превентивной меры) попросту не представляется возможным в рамках сегодняшних реалий онлайн-мира со свободой слова и мнения.
Библиографический список
- Варфоломеева Т.Н., Григорьев Н.А. К вопросу о безопасности персональных данных в сети интернет [Текст] / Научные открытия материалы XII Международная научно-практическая конференция. Издательство: Научный центр «Олимп» : сб. трудов конф. Москва, 03 июня 2016. – С. 219-222.
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Некоторые аспекты профилактика киберэкстремизма в студенческой среде // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/12/60928 (дата обращения: 14.12.2015).
- Варфоломеева Т.Н., Жусупов А.Р. Социальные сети и их воздействие на молодежную среду // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/64393 (дата обращения: 11.03.2016).
- Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н., Веремеенко О.О., Ступар О.С. Воспитания противодействия идеям киберэкстремизма среди молодежи. Сборник: Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом печати, 2014. – 203 с.
- Ефимова, И.Ю. Роль родителей в обеспечении информационной безопасности учащихся при использовании интернета [Текст] / Ефимова И.Ю., Варфоломеева Т.Н. // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи материалы внутривузовской конференции. Магнитогорский государственный университет им. Г.И. Носова: сб. трудов конф. Магнитогорск, 2015. – С. 205-219.
- Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи (сборник статей) / под. ред. Г.Н. Чусавитиной, Л.З. Давлеткиреевой, Е.В. Черновой. – Магнитогорск : МаГУ, 2013. – 162 с.
- Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение у подростков. клиника, диагностика, профилактика: Пособие для школьных психологов, родителей, педагогов / Под. общ. ред. В.Л. Малыгина. — М.: Арсенал образования, 2010. — 136 с.
- Номоконов В.А., Тропина Т.Л. Киберпреступность как новая криминальная угроза // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2012. №24. С.45 – 55.
- Парфентьев У. Кибер-агрессоры // Дети в информационном обществе. – 2009, № 2. – С. 66-67. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.fid.su/upload/journal-2.pdf
- Старков А.Н., Старкова Н.А., Чернова Е.В. Киберэкстремизм в молодежной среде как социальная проблема // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 7. – с. 1550-1554.
- Чернова Е.В., Макашова В.Н., Боброва И.И. Современные аспекты распространения киберэкстремистской идеологии в молодежной ИТ-среде // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12. – часть 5. – с. 1294-1297.
- Чернова Е.В., Ошурков В.А., Давлеткиреева Л.З. Правовое регулирование процесса распространения явлений киберэкстремизма в современном Интернете // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи: сборник статей / под ред. Г.Н. Чусавитиной, Е.В. Черновой. – Магнитогорск: Дом Печати, 2014. – 203 с., с.195-198.