Анализ процесса профессиональной самореализации будущих строителей и архитекторов, основанный на проявлении ими компетентных действий, позволяет сделать вывод о процессуальности исследуемого явления и необходимости специальных условий организации личностной и профессиональной жизнедеятельности студентов архитектурно-строительного университета с целью оптимального включения их в будущую профессиональную деятельность.
Уровень сформированности готовности будущего специалиста к вариативной личностной и профессиональной самореализации тесно взаимосвязан с группой условий и факторов, которые позволяют выявить наиболее рациональные способы и приемы профессиональной подготовки студентов.
К числу условий, играющих определенную роль в становлении готовности студентов к профессиональной самореализации и ее влиянию на направленность и содержание их профессионального действия, в первую очередь следует отнести следующие: нормативные, профессионально-педагогические и общесоциальные.
Нормативные и общесоциальные условия рассматриваются как базисные.
Факторы, влияющие на становление опыта профессиональной самореализации, можно подразделить на внутренние и на внешние.
Составной частью нормативных условий являются:
- структурная и содержательная инновационность стандартов готовности будущего строителя и архитектора к проявлению мобильной профессиональной самореализации;
- наличие персонального подхода к аттестации студентов архитектурно-строительного университета;
- взаимосвязь содержания деятельности высших технических учебных заведений с навыком и культурой студентов и преподавателей.
Профессионально-педагогические условия включают в себя:
- наличие компетентного педагогического действия в профессиональной подготовке будущих строителей и архитекторов;
- соотношение дидактических традиций университета со стандартом продуктивной профессиональной самореализации его выпускников;
- сопоставление методов и форм подготовки будущего строителя и архитектора с формированием у него готовности к мобильной профессиональной самореализации;
- коррекция регулятивного аспекта деятельности архитектурно-строительного университета с совокупностью эмоционально-ценностных отношений, складывающихся между преподавателями и студентами.
К общесоциальным условия относятся:
- престижность специальности в ментальности референтной личности студента общественной сферы;
- востребованность компетентного воздействия в общественно-бытовой культуре;
- наличие у студентов опыта осуществления традиций, составляющих основу их жизнедеятельности;
- информационная насыщенность личности понятиями социально-профессиональной самореализации.
Наиболее важными внешними факторами, влияющими на формирование у будущих строителей и архитекторов готовности к мобильной профессиональной самореализации, являются:
- традиции жизнедеятельности студенческой молодежи;
- содержание целостного педагогического процесса;
- соотнесение образования в высшем техническом учебном заведении с традициями профессионального самокорректирования;
- значимость приобретаемой профессия в жизнедеятельности будущего специалиста.
К внутренним факторам, влияющим на исследуемый процесс, можно отнести следующие:
- уровень природно-приобретенной готовности студентов к формированию умений мобильной профессиональной самореализации;
- соотнесение природных предпосылок к возможной профессиональной самореализации с условиями дидактической деятельности студентов;
- мотивационная основа овладения профессией;
- соотнесение личностных качеств студентов архитектурно-строительного университета со стандартом мобильного профессионального действия.
Следует, конечно, отметить многозначность степени воздействия вышеназванных условий и факторов на формирование у студентов готовности к мобильной профессиональной самореализации.
Проведение констатирующих и преобразующих срезов позволяет выявить корреляцию исследуемого процесса с наличием у студентов установки на компетентное профессиональное самовыражение. Причем, студенты, проявляющие компетентность, стремятся к соотнесению уверенных, дидактических действий со стандартом избранной профессии. Их рассуждения и модель дидактического действия отличаются целенаправленностью и осмысленностью.
Студенты с низким уровнем готовности к вариативной профессиональной самореализации, как правило, не проявляют стремления к компетентному профессиональному действию.
Исследование взаимосвязей нормативной составляющей процесса с проявлением студентами интегративных характеристик, подтверждающих их готовность к мобильной профессиональной самореализации, указывает на необходимость выявления общесоциальных зависимостей исследуемого процесса.
Определяющие влияние на процессу проявления студентами готовности к профессиональной самореализации оказывает социально-профессиональная деятельность педагогов высшей школы. Дидактическая успешность, самым непосредственным образом, влияющая на побуждение студентов к активной профессиональной самоподготовке во многом связана с квалификацией преподавателя, с его возможностью осуществить профессиограмму деятельности строителя и архитектора, с умениями использовать эколого-этическую составляющую профессиональной подготовки будущих специалистов на различных формах аудиторных занятий.
Профессиограмма, которая способствует эффективности влияния преподавателя высшей школы на процесс формирования опыта профессиональной самореализации студентов, содержит такие структурные компоненты, как наличие информационной профессиональной насыщенности; реализация личностной методики преподавания соответствующей дисциплины (предмета); использование преподавателем опыта управления собой.
Все эти составляющие влияют на исследуемый процесс особенно в том случае, когда студент видит компетентное действие преподавателя не только в вузовской аудитории, но и в условиях строительной практики.
Следует обратить внимание на потребность вариативности методов и форм подготовки студентов в зависимости от структуры личности; особенностей дидактической деятельности, мотивации выбора профессиональной деятельности; уровня соотнесения личностных характеристик студента с профессиограммой соответствующей специальности.
В ходе исследования проявилась значимость технологичности использования форм и методов подготовки специалиста. В большинстве случаев корреляционными являлись такие характеристики деятельности строителя и архитектора как культуросообразность, профессионализм и дифференцирование.
Однако, в отдельных случаях, особенности профессионального самовыражения преподавателя высшей школы не имеют предполагаемого влияния на исследуемый процесс. Причину такого несоответствия позволил выявить констатирующий срез. Она заключалась в том, что у названного коллектива студентов профессия строителя и архитектора не являлась престижной в референтной социальной среде и не стала определяться на основе прямого мотивационного выбора. Преобладающей средой в рассматриваемом аспекте является семейно-бытовая культура и профессиональная среда, с которой студент встречается на производственной практике. Эта взаимозависимость не является характеризующей, однако уменьшает познавательную активность студента. Исследование показало направленность влияния социальной среды, которая проявилась в востребованности мобильной профессиональной самореализации в семейно-бытовой культуре.
Одним из основных условий формирования у студентов готовности к мобильной профессиональной самореализации считается предоставление информационной интенсивности личности понятиями социально-профессиональной самореализации. С позиций информационного обмена подготовка будущего специалиста эффективна только в том случае, если в ней сочетаются профессиональные и эмоционально-ценностные аспекты. В традициях высшей технической школы, как правило, превалирует аспект профессиональной подготовки. Но формирование определенного алгоритма профессиональных действий будущего специалиста приводит лишь к возможности профессионального адаптирования.
Профессионально-мобильное действие возможно лишь тогда, когда в процессе обучения студент обладает возможностью «увидеть» получаемое знание с точки зрения различных профессиональных групп, что определяет вероятную значимость предметной подготовки в будущем профессиональном действии строителя и архитектора.
Значимой является также информационная насыщенность довузовской жизнедеятельности студентов, что существенно упрощает движение к предполагаемому профессиональному идеалу. Но эта зависимость не является детерминантой исследуемого процесса. Наиболее значимым и важным считается насыщение образовательного процесса высшей школы культурными традициями, которые в дальнейшем будут воздействовать на содержание профессиональной деятельности строителя и архитектора. Изучая основы семейно-бытового, сословного и конфессионального самовыражения личности на конкретных этапах общественного развития, студент получает возможность определения мотивации, направленности и смыслообразуюещего отношения к дидактической единице в условиях ее восприятия различными социальными и этническими средами. Проблема заключается в том, что в преподавании специальных и общеобразовательных дисциплин превалирует единообразный вербально-иллюстративный подход к обеспечению будущего специалиста профессиональными знаниями, умениями и способностями.
Значимыми являются факторы, раскрывающие особенности влияния дидактической и бытовой самореализации студентов на процесс развития навыка профессиональной самореализации. Во многом профессиональная готовность будущего строителя и архитектора определяется отличительными чертами соотнесения его личного навыка жизнедеятельности с традициями университета, института и студенческой группы. При ранжировании студенческих групп по особенностям и формам жизнедеятельности установлено, что определяющее воздействие дидактических традиций (в рассматриваемом аспекте) чувствуют студенты, которые живут в студенческих городках. С первых дней обучения они включаются в целостный процесс жизни вуза и института. Создаются предпосылки для более интенсивной интериоризации установок администрации, кураторов групп, студенческих лидеров. Эти студенты, составляющие ядро нормативного студенческого актива, проявляют значительную осведомленность в процессах, которые происходят в учебном заведении, и соотносят это с имеющимся у них опытом жизнедеятельности. Однако отрицательным фактором, в плане исследуемого процесса, является стереотипизация жизнедеятельности студента. На выпускных курсах эти студенты, как правило, осуществляют сформировавшиеся традиционные усредненные характеристики выпускников определенного высшего учебного заведения. Студенты, проживающие в других социальных средах, более автономны. Они отличаются большей критичностью и наименьшим степенью мобильности, что непосредственным образом влияет на усвоение совокупности профессиональных умений. На выпускных курсах эти студенты проявляют более высокий уровень профессиональной готовности.
На формирование опыта профессиональной самореализации оказывают влияние факторы, связанные с индивидуально-личностными особенностями студентов. Основным среди них считается уровень обученности, общего развития и воспитанности абитуриентов и его можно рассматривать в качестве базисной детерминанты исследуемого процесса.
Можно сделать вывод о коррекционном воздействие на развитие профессиональной готовности студентов к мобильной профессиональной самореализации, на социализацию природных задатков личности студента профиля института.
Наиболее плодотворным считается побуждение будущего студента к соотнесению индивидуально-личностных особенностей и содержания профессиограмм избранной профессии в раннем юношеском возрасте – одновременно с формированием юношеской избирательности.
Косвенное влияние на исследуемый процесс оказывает мотивационная основа профессионального определения студента. Нужно отметить положительное влияние на формирование готовности к мобильному профессиональному действию прямого мотивационного профессионального выбора.
В ходе исследования установлено наличие соответствия профессиональной самореализации студента с личностными качествами, определяющими успешность в достижении поставленных целей. Большее рейтинговое значение получили такие качества, как активность, целенаправленность, усердность, независимость и упорство. В состав интегративных были включены усердность, независимость, самостоятельность и обязанность.
Таким образом, к условиям побуждения студентов к продуктивной профессиональной самореализации, можно отнести следующие:
- педагогический процесс в современной высшей технической школе побуждает студентов к формированию готовности к мобильной профессиональной самореализации в случае его системности и целостности;
- социальные, профессиональные и инвидуально-личностные факторы и условия оптимизируют исследуемый процесс в случае, когда они детерминируют развитие личности;
- внешние и внутренние факторы, а также нормативные, профессиональные и общесоциальные условия имеют дифференциальное влияние на исследуемый процесс;
- профессиональные условия самовыражения студентов влияют на исследуемый процесс многозначно – в зависимости от их престижности в личностной и профессиональной ментальности;
- системная и целостная реализация условий и факторов, определяющих, содержание профессиональной подготовки студентов положительно влияет на исследуемый процесс в случае их соотнесения с традициями строительной культуры.
Библиографический список
- Ладин, Р.А. Математика в учебном процессе строительного вуза /Р.А. Ладина, О.В. Снежкина, Г.А. Левова // Вестник магистратуры. 2013. № 12-4 (27). С. 56-59.
- Игнатьева, Е.А. Водостойкость связующих, наполненных отходом производства оптического стекла и техническим углеродом / Е.А. Игнатьева, А.Н. Круглова, Г. А. Левова // Молодой ученый. 2014. № 6 (65). С. 167-169.
- Батынова, А.А. О некоторых проблемах личностной самореализации / А.А. Батынова, Г. А. Левова, А.Н. Круглова // Вестник магистратуры. 2014. № 4-2 (31). С. 43-45.
- Снежкина, О.В. О роли регионального компонента при преподавании дисциплин математического цикла / О.В. Снежкина, Г. А. Левова, О.В. Бочкарева, Р.А. Ладин // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2013. № 11-12 (32-33). С. 17-20.
- Левова, Г.А., Формирование готовности студентов к продуктивной профессиональной самореализации (на примере архитектурно-строительной академии) / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Тольятти, 2003.