РОЛЬ РЕГИОНОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РОССИИ

Шавлюк Мария Вадимовна
Научно-исследовательский университет "Высшая Школа Экономики"

Аннотация
Региональный уровень имеет принципиально важный смысл для внедрения инноваций, в особенности для тех стран, которые находятся в условиях глубокой трансформации своей экономической, социальной, политической и технологической структуры. На данный момент в России нет примеров создания полноценной региональной системы в каком-либо регионе. Однако во многих из них уже замечено создание некоторых элементов такой системы. В статье проанализированы особенности современного этапа развития регионов, рассмотрены проблемы и перспективы развития региональных инновационных систем. На базе полученных данных формируется ряд предложений по дальнейшему функционированию всего механизма региональной инновационной системы (РИС) в целом.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, региональная инновационная система, регионы России


THE ROLE OF REGIONS IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF RUSSIA

Shavlyuk Maria Vadimovna
National Research University "Higher School of Economics"

Abstract
The regional level has an important meaning for innovation, especially for those countries that are in a deep transformation of its economic, social, political and technological structure. Currently in Russia, there are no examples of creating a full-fledged regional system in any region. However, many of them have seen the establishment of some of the elements of such a system. The article analyzes the features of the present stage of development of the regions, the problems and prospects of development of regional innovation systems. Based on the data a number of proposals on the further functioning of the whole mechanism of the regional innovation system (RIS) generates.

Keywords: innovation, innovative development, regional innovation system, Russian regions


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Шавлюк М.В. Роль регионов в инновационном развитии России // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74885 (дата обращения: 13.03.2024).

Глава 1. Инновационная деятельность в регионах России

1.1.  Условия и особенности инновационного развития регионов.

Выход России на траекторию инновационного развития был серьезно осложнен мировым экономическим кризисом 2008-2009 годов. В это время наблюдалось ухудшение финансового состояния большинства предприятий. В связи с этим приостановилось наращивание доли негосударственного финансирования сектора исследований и разработок.

Кризис вызвал ужесточение бюджетной политики, ограничив возможности государства по использованию финансовых стимулов для роста инновационной активности. Снизившиеся доходы бюджета и необходимость поддержания, в первую очередь, уровня социальной защиты населения, в целях недопущения снижения уровня жизни, увеличили нагрузку на бизнес в части социальных платежей, что, в свою очередь, ограничило возможности бизнеса инвестировать в инновационное развитие.

Спрос на инновации в России очень низок, имеет неэффективную структуру. Она подразумевает то, что оборудование в основном закупается за рубежом, а не разрабатывается и производится в пределах страны. Никто из субъектов не проявляет необходимого уровня заинтересованности во внедрении инноваций. [1]

Главным направлением развития и стимулирования инновационной деятельности является создание инновационной структуры. Она включает в себя комплекс организаций (учреждений), способствующих осуществлению инновационной деятельности.[2] Под ней также подразумевается национальная инновационная система (НИС), которая включает как региональные инновационные системы, так и институты развития и пр. учреждения федерального уровня.

Очертания национальной инновационной системы (НИС) начали формироваться в начале 2000-х, а некоторые отдельные региональные инновационные системы стали образовываться еще в конце 1990-х (к примеру, в Томской области, Татарстане и т.д.). Важной составляющей НИС должен стать сектор малого инновационного предпринимательства, выполняющий главную роль в проверке в реальных условиях новейших наиболее рисковых технологий и их освоении.[3]

Структура региональных инновационных систем была разработана на опыте создания наукоградов (таких как Обнинск, Зеленоград, Дубна, Саров и пр.). Стоит отметить, что в отличие от НИС, РИС в некоторых случаях демонстрируют опережающий рост инновационной активности и даже более высокие показатели результативности. Отдельные РИС обзавелись более развитой инновационной инфраструктурой, налаженными и продуктивными коммуникациями между основными элементами инновационной системы, то есть, наукой и образованием, бизнесом и властью.

На развитие РИС главное воздействие оказывает целый перечень факторов, а именно: величина научно-технического и производственного потенциалов региона, кадровое обеспечение и уровень квалификации работников, также предпосылки социальных инноваций. Конкурентоспособность региона обуславливается, если он развивается на основе инноваций.[4]

На данный момент, инновационная активность регионов делится неравномерно: районов, в которых исполняются инновационные проекты не так много. Процесс создания инновационно активных предприятий в регионе обязан протекать, учитывая его специфику: уровня регионального потенциала, финансовой обеспеченности, инновационной активности предприятий, уровня их промышленного развития. К сожалению, инновационные успехи РИС государством никак не поощряются, наоборот, поддержку получают, отсталые в этой сфере регионы (дотационные).

В качестве способа активации и совершенствования инновационной среды региона можно полагать кластерный подход в осуществлении инновационной политики. В границах кластеров создаются благоприятные условия для инновационного развития. У всех предприятий, организованных в кластер, есть быстрый доступ к разработкам друг друга и такое взаимодействие создает синергетический эффект и обеспечивает непрерывное развитие. [5] Кластеры же относятся к инновационно активным образованиям.

В настоящее время инновационно активные предприятия (инновационная инфраструктура) делятся на 5 основных функциональных блока[6], а именно: производственно-технологический, инвестиционно-финансовый, кадровый, информационный и экспертно-консалтинговый.

Первый обеспечивает предприятиям, которые ведут активную деятельность в сфере инноваций, доступ к разного рода ресурсам (интеллектуальным, промышленно-производственным), а также формирует базовые условия для создания и развития инновационного бизнеса. Сюда относятся бизнес-инкубаторы (БИ), научно-производственные организации, научно-исследовательские институты (НПО), ассоциации производственных предприятий (АПП), технологические кластеры (ТК, ПТК), технопарки (ТПА), инновационно-промышленные комплексы (ИПК) и т.д.

Инвестиционно-финансовый блок предоставляет доступ инновационным компаниям к финансовым ресурсам. В нём также оказываются различные финансовые услуги инновационным предприятиям. Это – бюджетные фонды поддержки предприятий в инновационной сфере (БФ), венчурные фонды (ВФ), бизнес-ангелы (БА), страховые фонды и компании (СФ) и т.д.

Кадровый связан с обеспечением инновационных процессов трудовыми ресурсами. Включает и подбор необходимого персонала, и подготовку специалистов для реализации инноваций. Это – университеты (ВУЗ), техникумы, колледжи (ССУЗ), ресурсные центры (РЦ) и кадровые агентства (КА).

Информационный блок нацелен на обеспечение доступа к научно-технической информации, коммерческим базам данных, правовым и регламентным документам в области регулирования инновационной деятельности. Блок включает технологические платформы (ТПЛ), аналитические центры (АЦ), колл-центры (КЛЦ), библиотеки, архивы, реестры (Б) и т.д.

Что касаемо экспертно-консалтингового блока, то он ориентирован на оказание профессиональных консультаций в сфере маркетинга, налогового планирования, юридических вопросов и т.д. К данному блоку относятся инновационно-консалтинговые центры (ИКЦ), центры трансфера технологий (ЦТТ), коучинг-центры (КЦ) и т.д.

В России наибольшее число функционирующих организаций инновационной инфраструктуры относятся к производственно-технологическому и экспертно-консалтинговому блокам. Более одной трети всех организаций инфраструктуры региональной инновационной системы сосредоточены на территории Центрального федерального округа.[7]

Для Центрального ФО характерны высокие показатели инновационного развития. Также выделяется и Приволжский ФО. В совокупности эти округа занимают около 10% площади территории и имеют 48% численности населения. В них производится 66% инновационных товаров, работ и услуг, а также затраты на технологические инновации организаций достаточно высоки и составляют около 61%. Активно применяются передовые технологии и создано около половины всех инновационных производственных технологий. [8]

В вышеупомянутых округах сосредоточены крупнейшие специализированные инновационные структуры, к примеру, центр «Сколково», наукограды и ЗАТО (закрытые территориальные образования): Саров, Обнинск, Дубна, Жуковский, Королев, Пущино, Реутов и др. Достаточно широк и спектр инвестиционно-финансовых институтов, а именно –  предприятий венчурной индустрии.

На среднем уровне находятся показатели инновационного развития Северо-Западного и Уральского ФО. Эти округа обладают достаточно высоким научно-техническим потенциалом, в них базируются многие крупные предприятия ВПК, которые используют самые передовые технологии.

А вот низким уровнем инновационного развития отличаются регионы Южного и Северо-Кавказского ФО. Доля произведенной инновационной продукции в её общероссийском объеме не дотягивает даже до 3%. Низкий уровень показателей обусловлен недостаточным уровнем социально-экономического развития регионов этих округов, а также тем, что инновационная инфраструктура не сформирована.[9]

Следовательно, по уровню инновационного развития регион России можно распределить по трем условным группам:

- регионы-генераторы инноваций. В них образовалась такая тенденция: нововведений создается намного больше, чем потребляется.

- регионы- «акцепторы». Здесь абсолютно обратная ситуация, инноваций потребляется гораздо больше, чем создается.

- перспективные регионы. Их экономика занимает промежуточное положение между первой и второй группами. [10]

Особенности инновационного развития России связаны с тем, что этот процесс неравномерен по регионам. При активном участии государства в управлении инновационной деятельности станет возможным сглаживание заметного расхождения в показателях регионов. [11]

Государству необходимо мотивировать все субъекты экономики на инновационное поведение, а также развитие кооперации с сектором исследований и научных разработок, важно еще опираться на сформировавшуюся инфраструктуру. [12]

1.2. Анализ современного состояния инновационной сферы и роли регионов.

В настоящее время в экономическом планировании России на первое место ставится задача создания инновационной экономики. Вопросы стимулирования инноваций вынесены и на самый высокий политический уровень. Стоит отметить, что роль государства в научной и инновационной сферах России остается центральной. К необходимости регулирования научной деятельности в государственных НИИ и вузах, добавляется также и влияние на инновационную активность бизнеса.

России пока не удалось сформировать конкурентоспособное количество игроков в мировом масштабе, работающих в инновационных секторах экономики.  Но в последние годы были замечены активные попытки преобразования. Реформа РАН, к примеру, или создание институтов развития, территориальных кластеров и т.д. В 2011 году Правительством РФ была принята Стратегия инновационного развития (СИР -2020)[13], которая рассчитана на десять лет, и половина отведенного срока уже прошла.

В указанный период были сформулированы основные элементы инновационной экосистемы. К ним, к примеру, относятся институты развития, инновационная структура, РИС. Они имеют достаточно важную роль в целом. С 2010 года Россия поднялась на 16 позиций в рейтинге Global Innovation Index (GII) и оказалась на 48м, тем не менее, до лидирующих позиций еще очень далеко.

В России инновационная система в регионах не сильно отличается от зарубежных по количественным показателям, однако результативность (уровень инновационной активности) заметно ниже. И главной причиной возникновения такой ситуации считается то, что в России в основном все указания по созданию РИС идут «сверху», в то время как за рубежом региональные инновационный системы создаются по инициативе самих регионов.[14] А созданные по указанию «сверху» РИС нуждаются органе, который координировал бы деятельность всех элементов и участников таких систем.

А рост, хоть и небольшой, обусловлен рядом причин и связан с участием регионов в инновационном развитии и их роли.[15] Считается, что именно региональная инновационная среда способствует определению конкурентоспособности национального бизнеса.

Создание региональных кластеров, региональные связи, уровень доверия в региональном бизнесе способны значительно повлиять на процесс внедрения передовых технологий. Указанные причины, прежде всего, связаны с тем, что в данный момент наступила эпоха наукоемкого производства, а значит, имеют решающее значение не масштабы производства, а способность постоянно обновлять продукцию. Именно локальные альянсы ученых, предпринимателей и местной администрации считаются факторами достижения успеха.

Для регионов характерны различные промышленные и торговые специализации, их углубление позволяет определить в целом все направления концентрации интеллектуального потенциала региона. А пространственная близость способствует более активному взаимодействию интеллектуальной элиты, предпринимателей и власти, что позволяет регионам быстро распространять технологии между фирмами, тем самым повышая уровень инновационной активности в стране. К примеру, можно назвать успешным взаимодействие двух регионов, а именно: Башкортостана и Челябинской области. В каждом из них сосредоточены различные производства (они также являются участниками кластеров), и, благодаря пространственной близости, они способны обеспечивать разного рода продукцией как свой регион, так и соседний. Это позволяет предприятиям дополнительно создавать рабочие места, увеличивать объемы производства, доходы в бюджет. [16]

Следовательно, чтобы достигнуть успеха в социально-экономическом развитии, как страны, так и регионов, следует сформировать и развивать устойчивую национальную инновационную систему и инновационные системы в регионах. Так как основным звеном формирования инновационной экономики является регион. То, следовательно, в каждом регионе необходимо формирование региональной инновационной системы (РИС) как составной части национальной инновационной системы.[17]

Глава 2. Региональные инновационные системы.

2.1.Стандартная концепция и деятельность РИС.

РИС — это «совокупность организаций, инициирующих и осуществляющих производство новых знаний, их распространение и использование, способствующих финансово-экономическому, правовому и информационному обеспечению инновационных процессов и функционирующих в едином социокультурном пространстве, взаимосвязанных между собой и имеющих постоянно устойчивые взаимоотношения».[18]

Ядро РИС включает в себя инновационно-активные предприятия региона, вузы региона, научно-исследовательские институты региона, институты регулирования инновационной деятельности, институты информационной поддержки. А поддерживающее институциональное окружение – это институты финансирования инновационной деятельности, институты организационной поддержки.

Все институты, входящие в ядро и в поддерживающее окружение, взаимосвязаны друг с другом. Для примера, вузы обучают специалистов и организовывают стажировки в сфере инновационной деятельности. Институты финансирования выделяют средства на развитие инновационных проектов, также предоставляют юридические, финансовые, информационные, технологические, маркетинговые и другие услуги.[19]

РИС считается сложной и достаточно разветвленной системой, которая включает множество элементов, учесть которые с высокой точностью представляется достаточно трудоемкой задачей.

Все же стандартная концепция РИС предполагает: [20]

  1. принятие комплекса мер, которые будут направлены на активный рост доли новых технологий, перспективных научных исследований и т.п.;
  2. обеспечение всех инновационно-активных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры высококвалифицированными трудовыми ресурсами, а также содействие росту профессиональной квалификации персонала;
  3. развитие сети бизнес-инкубаторов для поддержки стартап-компаний;
  4. формирование и/или устойчивое финансирование деятельности исследовательских организаций;
  5. содействие созданию эффективных механизмов функционирования системы взаимодействия и сотрудничества региональных инновационных компаний, исследовательских организаций и государственных учреждений;
  6. создание коммуникационных площадок для региональной бизнес-элиты и содействие ее межрегиональным контактам;
  7. формирование в рамках РИС формальных и неформальных сетевых организаций, способных быстро адаптироваться и перестраиваться с учетов динамики инновационного развития и изменения целей и задач в новых условиях;
  8. содействие активному притоку венчурного капитала в регион (в том числе на ранних этапах финансирования – создание сетей «бизнес-ангелов»).

Опять же, наличие сильного регионального центра управления различными инновационными программами, в большинстве случаев, способно обусловить нормальное функционирование РИС.

С типовой моделью РИС можно ознакомиться на рис. 1.[21]

Рис. 1. Типовая модель региональной инновационной системы 

1.2. Оценка результативности деятельности РИС.

Оценка результативности деятельности РИС возможна с использованием методики интегрального анализа.

О.Г. Егоровой предложена одна из возможных систем показателей оценки уровня результативности РИС.[22] Разработанные ей индикаторы позволяют охарактеризовать деятельность подсистем на каждой стадии инновационного процесса с учетом их особенностей.

Вышеупомянутый подход состоит из трёх подсистем, а именно:

  1. Подсистема создания (генерации знаний);
  2. Подсистема передачи (коммуникации) знаний;
  3. Подсистема внедрения знаний в производство;

К каждому этапу относится свой перечень показателей оценки. В первой подсистеме О.Г. Егорова выделяет: А1 – показатель наукоемкости, А2 –показатель финансовой обеспеченности исследований и разработок, А3 – показатель изобретательской активности, А4 – показатель результативности исследовательской деятельности.

Ко второй подсистеме относятся показатели количественной обеспеченности типами организаций инновационной инфраструктуры, то есть: В1 – производственно-технологическая группа, В2 – экспертно-консалтинговая группа, В3 – информационная группа, В4 – кадровая группа, В5 – финансовая группа.

К последней относятся: С1 – показатель инновационной активности, С2 – показатель инновационности продукции, С3 – показатель технологической модернизации производства и С4 – показатель инновационности малого предпринимательства.

По итогам произведенных расчетов всех указанных показателей автором была составлена группировка регионов РФ по уровню результативности РИС и развитию их подсистем (таб.1.).[23] Они распределились по группам исходя из значений интервальных показателей подсистем РИС, которые были рассчитаны исходя из частных нормализованных оценок для показателей А, В, С регионов и их средних, и исходных значений.

Таб.1 Группировка регионов РФ по уровню результативности РИС и развитию их подсистем.

Группа Число регионов в группе Состав группы
Регионы с уровнем развития подсистем РИС выше среднего

12

Воронежская обл.

Ярославская обл.

Г. Москва

Г. Санкт-Петербург

Респ. Татарстан

Нижегородская обл.

Самарская обл.

Свердловская обл.

Челябинская обл.

Красноярский край

Новосибирская обл.

Томская обл.

Регионы с уровнем развития подсистем РИС ниже среднего

27

Курская обл.

Смоленская обл.

Тамбовская обл.

Респ. Карелия

Респ. Коми

Вологодская обл.

Ленинградская обл.

Мурманская обл.

Респ. Адыгея

Респ. Калмыкия

Волгоградская обл.

Респ. Дагестан

Респ. Ингушетия

Респ. Северная Осетия – Алания

Ставропольский край

Респ. Марий Эл

Удмурсткая респ.

Оренбургская обл.

Респ. Алтай

Респ. Бурятия

Респ. Хакасия

Забайкальский край

Камчатский край

Амурская область

Еврейская автономная область

Чукотский автономный округ

Регионы с неучтенными источниками знаний

3

Тульская обл.

Респ. Башкортостан

Алтайский край

Регионы с неучтенными каналами подсистемы передачи (коммуникаций) знаний

9

Брянская обл.

Владимирская обл.

Калужская обл.

Респ. Мордовия

Чувашская Респ.

Пермский край

Пензенская обл.

Ульяновская обл.

Магаданская обл.

Регионы с неучтенными источниками создания и передачи знаний

9

Липецкая обл.

Рязанская обл.

Псковская обл.

Карачаево-Черкесская Респ.

Кировская обл.

Курганская обл.

Респ. Тыва

Омская обл.

Сахалинская обл

Регионы с «провалом» на стадии передачи знаний

8

Ивановская обл.

Костромская обл.

Орловская обл.

Архангельская обл.

Калининградская обл.

Новгородская обл.

Астраханская обл.

Кемеровская обл.

Регионы с «провалом» на стадии внедрения знаний в производство

3

Белгородская обл.

Московская обл.

Саратовская обл.

Регионы с необоснованно высоким уровнем развития подсистемы передачи знаний

9

Тверская обл.

Краснодарский край

Ростовская обл.

Кабардино-Балкарская Респ.

Тюменская обл.

Иркутская обл.

Респ. Саха (Якутия)

Приморский край

Хабаровский край

Таким образом, регионы из первой группы (уровень развития подсистем РИС выше среднего) состоят из 12 субъектов РФ, которые считаются наиболее развитыми регионами-лидерами по уровню результативности инновационной деятельности. Упомянутые регионы имеют большие кадровые и финансовые возможности для эффективной деятельности всех трёх подсистем. Они, как в целом и все регионы из последующих групп, нуждаются в поддержании такого достигнутого уровня, а также во внедрении лучших практик инновационного развития из-за рубежа.

Вторая группа включает треть всех регионов России. Показатели всех трёх подсистем для регионов этой группы значительно ниже среднего уровня, что означает необходимость в активных действиях по улучшению состояния кадровой и финансовой ситуации, созданию формирующих элементов инновационной инфраструктуры, а также – созданию условий для инновационной деятельности.

О следующих трёх перечисленных группах регионов можно сказать только то, что источники инновационного развития и обеспечения инфраструктурной поддержки инновационного процесса остались для них вне поля исследования.

В регионах с «провалом» (группы 6 и 7), судя по всему, существует некий разрыв системных взаимосвязей между процессами инновационного цикла. Основной целью для данных регионов является преодоление данного разрыва. Деятельность РИС в регионах из этих групп считается недостаточно эффективной.

В последней группе (регионы с необоснованно высоким уровнем развития подсистемы передачи знаний) замечен неоправданно высокий уровень количественной обеспеченности организациями инновационной инфраструктуры. Однако их продуктивность достаточно низка, так как системы создания и внедрения знаний в производство неразвиты. В таких регионах следует создать благоприятные условия для научно-исследовательской деятельности и предпринимательского климата. [24]

Опираясь на полученные результаты можно сделать основной вывод, что только очень малая часть регионов имеет уровень развития подсистем РИС выше среднего. А это наглядно доказывает необходимость создания такого механизма РИС, функционирование которого будет способно поднять уровень показателей по регионам в целом.

Глава 3. Перспективы дальнейшего развития.

3.1.Перспективы дальнейшего развития РИС в России.

В РФ, как упомянуто выше, была разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020»[25]. В данном документе ставятся достаточно амбициозные, но по сути достижимые цели долгосрочного развития, а именно: обеспечение высокого уровня благосостояния населения, закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую повестку дня.

Достичь эти цели можно исключительно в случае перехода экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития.

Россия способна достигнуть экономики лидерства и инноваций к 2020г., если будет заметно значительное повышение таких показателей, как:

-значительные доли на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг;

-увеличение доли высокотехнологичного сектора в ВВП;

-повышение доли инновационной продукции в выпуске промышленности;

-увеличение доли инновационно активных предприятий.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года есть раздел «Инновационная политика на региональном уровне», в котором выделяются основные инструменты реализации региональной политики инновационного развития, а именно:

-разработка и реализация программ развития на регулярной основе конкуренции субъектов РФ;

-предоставление субсидий организациям малого и среднего бизнеса на цели активизации инновационной деятельности, в том числе оплату прикладных НИОКР, инжиниринговых услуг, проведение маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции, выхода на внешний рынок, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса;

-предоставление финансовой и имущественной поддержки созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры, включая бизнес-инкубаторы, технопарки, центры трансфера технологий, инновационно-технологические центры, центры коллективного пользования оборудованием, центры прототипирования и дизайна, региональные венчурные фонды, технологические музеи, ориентированные на молодежь и стимулирующие интерес к техническому образованию;

-стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;

-реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений и т.д.;

-предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на недвижимое имущество организаций;

-поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, что в дальнейшем способно обеспечить развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;

-поддержка внешнеэкономической деятельности;

-содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышению престижа инновационной деятельности.

Стоит заметить, что в настоящее время значительное количество регионов участвует в глобальной конкуренции за инновационный капитал (способность отраслей хозяйства или предприятий производить наукоемкую продукцию, отвечающую требованиям мирового рынка[26]). Возможно, что результатом данной «гонки» станет повышение показателей инновационной деятельности по всей России. Для предстоящей работы в будущем для всех элементов РИС станет ключевым аспектом поиск баланса как с властью, так и в общем взаимодействии всех инновационно-активных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры.

Так как основные виды инновационно-активных предприятий в регионах уже существуют и активно работают, России следует взять курс на разработку механизмов интеграции и взаимодействия всех участников данной системы, это позволит получить на основе синергетического эффекта максимально эффективный результат по превращению регионов в «точки роста», что в дальнейшем будет способствовать широкомасштабному использованию знаний в приоритетных для страны направлениях развития.

3.2. «Идеальный» механизм инновационной активности в регионе. Цели, задачи и принципы формирования.

Опираясь на то, каким способом рассчитывалась результативность РИС в регионах в таб.1 стоит упомянуть основные показатели, значения которых должны быть на уровне выше среднего. Показатели наукоемкости, финансовой обеспеченности исследований и разработок, изобретательской активности, результативности исследовательской деятельности, количественной обеспеченности типами организаций инновационной инфраструктуры, инновационной активности, инновационной продукции, технологической модернизации производства и инновационности малого предпринимательства.

Значение вышеупомянутых показателей позволяет оценить результативность РИС. Объединяет все данные показатели российский региональный инновационный индекс (РРИИ), он же считается итоговым и формируется как среднее арифметическое нормализованных значений всех включенных в Рейтинг инновационного развития субъектов РФ[27] показателей. РРИИ включает макроэкономические показатели, образовательный потенциал населения, затраты консолидированного бюджета и т.д. Согласно значению данного показателя, все регионы России в Рейтинге делятся на 4 группы. В 1 и 2 группы регионов входят регионы с высокими и средними показателями. Однако даже в этих группах регионов, где показатель выше среднего, ядро РИС все равно не является «идеальным» и самодостаточным. Это обусловлено тем, что равномерное развитие всех составляющих РРИИ характерно лишь для небольшого числа регионов. В данный момент ситуация по этим группам такова: в целом по регионам 1-й и 2-й групп высокие значения по одним блокам показателей сочетаются с низкими по другим не менее важным.

Что касается регионов из 3 и 4 групп – ситуация обстоит гораздо хуже, а регионов в них входит значительно больше, чем в первые две. 53 региона в 3 и 4 против 30 в 1 и 2. Это практически 44% процента регионов с уровнем ниже среднего. Следовательно, опираясь на полученный ранее процент регионов, в которых пока еще не все на уровне среднего и выше, можно сказать, что Россия в целом достаточно сильно отстает от ведущих стран по уровню инновационного развития.

Для более детального рассмотрения, на мой взгляд, стоит выделить 3 группу, так как в ней оказалось наибольшее число регионов – 32 субъекта РФ. Развитие каждого региона в данной группе абсолютно универсально, нет схожих по проблемам или же по сильным сторонам. Для разбора на практике был выбран медианный в третьей группе регион – Брянская область. Значение РРИИ в ней: 0.3448 и в ранге по РРИИ она занимает 47-е место.

В вышеупомянутом регионе сложилась такая ситуация: высокие значения индекса инновационной деятельности (ИИД) и индекса качества инновационной политики (ИКИП) (16-е и 23-е места в ранге по ИИД и ИКИП по России соответственно) сочетаются с низкими показателями индекса социально-экономических условий инновационной деятельности (ИСЭУ) и индекса научно-технического потенциала (ИНТП) (66-е и 79-е места в ранге по ИСЭУ и ИНТП соответственно).

Согласно значениям показателей, можно сделать вывод, что в регионе присутствуют определенная стратегия инновационного развития, схема территориального планирования, в которой обозначены выделенные зоны приоритетного развития инновационной деятельности. Высокое значение ИКИП также говорит о том, что в регионе есть специализированный законодательный акт, который как раз и определяет основные принципы, направления и меры государственной поддержки инновационной деятельности в регионе, также присутствует специализированная программа по развитию данного направления. К примеру, государственная программа «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика» (2014-2020), в рамках которой реализуется мероприятие «Развитие инновационной деятельности». Согласно значению ИИД – в регионе удельный вес организаций, которые участвуют в совместных проектах по выполнению исследований и разработок также достаточно высокий.

Брянская область – промышленный регион (машиностроение, металлообработка, радиоэлектроника, пищевая промышленность, лесопереработка). Наличие такого рода предприятий, кажется, является одним из достаточно значимых факторов благоприятного климата для внедрения инноваций. Согласно выводам, полученным на научно-практической конференции в Брянском государственном техническом университете[28], область должна формировать и поддерживать инновационные технологии, что говорит о том, что в регионе взят курс на инновационное развитие.

На территории Брянской области создано достаточно большое количество инновационно-ориентированных организаций, а именно: вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой, отраслевые институты, ряд промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры, малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере, научные общественные организации и др.[29] В настоящее время в области функционируют такие организации инновационной инфраструктуры и инновационно-активные предприятия, как: бизнес-инкубатор (Структурное подразделение Брянского научно-технологического парка), областная общественная организация «Институт экологии международной инженерной академии», машиностроительный научно-технологический парк «ДЕСНА-ТЕХНОПАРК», научный центр – представительство Фонда, государственное автономное учреждение «Брянский областной бизнес-инкубатор», а также ЗАО «Научно-Производственное предприятие «Спецэлектромеханика», ЗАО «Научно-Производственный комплекс «Идеал» и т.д.[30] Однако несмотря на наличие достаточного числа инновационно-активных предприятий и организаций инновационной инфраструктуры в регионе, показатели социально-экономических условий и уровень научно-технического потенциала сильно отстают от средних показателей (66 место в ранге по ИСЭУ и 79 по ИНТП).

Почему показатели имеют низкие значения, если в области присутствуют успешно функционирующие элементы РИС? Причина состоит в том, что в большинстве регионов ядро РИС хотя и сформировалось, уровень взаимодействия организаций в нём очень низок, и добиться эффективного функционирования этой системы пока не удалось. Именно поэтому отстают и показатели некоторых блоков РРИИ.

Причинами отставания непосредственно в Брянской области также являются:

-отдельные ключевые элементы инфраструктуры для поддержки инновационной деятельности отсутствуют;

-инвестиционная привлекательность инновационной сферы находится на низком уровне;

-инфраструктура неспособна быстро и качественно адаптироваться к потребностям целевых групп;

-уровень взаимодействия науки и бизнеса значительно низкий;

-недостаточное развитие финансового, информационного, консалтингового и маркетингового обеспечения (инфраструктуры РИС);

-система профессиональной подготовки и переподготовки кадров для деятельности в сфере инноваций неразвита, сюда же можно отнести нехватку специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности;

-слабо развит механизм «обратной связи». (Несовершенство процессов управления, при котором отсутствует баланс с властью и для внедрения любых нововведений требуется значительно большое количество времени). [31]

Вышеупомянутые проблемы характерны не только для Брянской области, но и для наибольшей части регионов России. К примеру, такая же ситуация обстоит в Челябинской области[32], хотя этот регион находится в ранге РРИИ на 16-м месте со значением показателя 0.4329 и входит во 2-ю группу, что значительно лучше ситуации в Брянской области. Челябинская область отстает по значению показателя индекса качества инновационной политики (ИКИП) (35-е место в ранге по ИКИП). Это говорит о том, что в регионе не так хорошо развиты координационные органы по инновационной политике, поддержке инновационной деятельности со всеми вытекающими из этого проблемами. (К примеру, отсутствие координации вузов региона с инновационно-активными предприятиями, что схоже с Брянской областью).

В ходе исследования была упомянута одна из возможных проблем функционирования региональных инновационных систем – отсутствие органа, координирующего деятельность всех элементов и участников РИС, решение которой, кажется, способно повысить показатели эффективности и результативности как в Брянской области, так и остальных регионах всех 4-х групп.

Проще говоря, ко всем упомянутым блокам[33] инновационно-активных предприятий (производственно-технологический, инвестиционно-финансовый, кадровый, информационный и экспертно-консалтинговый) стоит добавить блок координации, в который будет входить орган по налаживанию взаимодействия между всеми остальными блоками, входящими в РИС, следовательно, необходимо предположить, какими должны быть цели, задачи и принципы формирования данного механизма.

На рис.2 можно увидеть на общей схеме РИС добавляемый блок координации.

Рис. 2 Общая схема РИС с добавленным блоком координации.

В целом деятельность рекомендуемого органа, координирующего деятельность инновационных организаций региона должна быть нацелена на решение основных общих проблем, связанных с развитием РИС, упомянутых выше.

Для формируемого органа-координатора выделяются основные задачи[34]:

  1. Необходимо определить главные цели и приоритетные направления научно-технической и инновационной деятельности с учетом стратегических зон развития экономики региона;
  2. Сформировать эффективное поддерживающее институциональное окружение РИС, обеспечивающее удовлетворение потребностей и снижение рисков всех субъектов инновационной деятельности;
  3. Увеличить количество инновационных предпринимательских структур и увеличение их доли в ВРП;
  4. Внедрить систему коммерциализации и передачи передовых технологий, созданных в научных организациях, инновационных технопарках, организациях высшего и среднего профессионального образования, малых предприятиях научно-технической сферы;
  5. Развить систему саморегуляции в предпринимательском секторе инновационной сферы;
  6. Создать эффективную систему финансирования для инновационного бизнеса, а также следить за уровнем показателей финансовой обеспеченности исследований и разработок;
  7. Сформировать рынок новых технологий и инновационных разработок, а еще меры, которые будут направлены на развитие и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала региона, с последующей их реализацией;
  8. Необходимо разработать действительно эффективные механизмы создания и внедрения инновационных проектов, используя преимущества малых и средних форм хозяйствования и концентрации ресурсов на приоритетных направлениях инновационного развития региональной экономики;
  9. Стимулировать посредством эффективной налоговой политики предприятия реального сектора экономики на создание и внедрение инноваций;
  10. Способствовать процессу реализации мер по защите интеллектуальных и авторских прав собственников инновационного продукта и в целом содействие в решении юридических вопросов;
  11. Использовать возможности межрегионального и международного сотрудничества в научно-технической и инновационной сферах для развития инновационного потенциала.

При создании такого органа важно ориентироваться на приоритеты государственной политики по содействию развития инновационного бизнеса в регионе.

Следует сделать акцент на некоторые организационно-технические моменты. В формируемом механизме необходимо придерживаться принципа оптимальности, который подразумевает целенаправленное регулирование развития МСП инновационной сферы в регионе, проводимое в соответствии с текущими инновационными задачами развития экономики в регионе.

Очень важно также учитывать то, что механизм должен быть гибким, реагировать на все необходимые изменения без потери эффективности, а также важен принцип обратной связи и всеситуационности. Усиление роли обратной связи способно создать взаимные и «здоровые» отношения сторон, нацеленные на поиск долгосрочного решения проблем. Оперативная обратная связь способна снизить риски неудач и повысить производительность. Если все элементы РИС будут быстро реагировать на изменения, достичь высокую эффективность будет значительно проще.

В формируемом механизме необходимо обладание достаточной используемой информации, важен ежедневный мониторинг окружающей среды, а также составляющих всей РИС. Сам по себе орган должен быть многопрофильным, то есть должен одновременно охватывать весь комплекс вопросов, которые связаны с развитием предприятий инновационной сферы и их связь с внешними и внутренними факторами развития.

Деятельность механизма должна соответствовать федеральным подходам в вопросах развития инновационной деятельности и опираться на современные требования экономического развития.

Из всего вышеперечисленного следует, что формируемый орган будет являться некой комплексной организацией-координатором, в котором целый ряд отделов будет отвечать за выполнение всех необходимых функций и решение задач. И на первое время существования даже можно предложить некоторые рекомендации для деятельности механизма:

  1. Внедрить регулярную систему мониторинга деятельности предприятий РИС. Статистическое наблюдение позволит получать своевременную и достоверную информацию о динамике развития участников инновационной системы.
  2. Наладить контакт с возможными бизнес-инвесторами и содействовать развитию государственно-частного партнерства путем, к примеру, совместного соинвестирования инновационных проектов на разных стадиях осуществления.
  3. Способствовать информированию крупного и среднего бизнеса в регионе об имеющихся научно-технических и инновационных разработках и изобретениях.
  4. Взаимодействовать с инфраструктурными учреждениями, содействовать регулярному повышению квалификации, к примеру, путем проведения обучающих семинаров. Сюда также относится и взаимодействие с учебными учреждениями, формируемый орган в связи с обилием связей с предприятиями инновационной сферы будет способен устраивать на стажировки обучающихся по данному профилю студентов, организовывать семинары с приглашенными экспертами и т.д.
  5. Наладить кооперацию между участниками РИС в целях исследовательской и технологической деятельности. Обеспечить доступ всем инновационно-активным предприятиям к услугам и разработкам друг друга.

Вышеперечисленные рекомендации, в случае их практической реализации, позволят усовершенствовать функционирование организаций инфраструктуры и научно-образовательного комплекса в регионе. В таком случае будут созданы объективные предпосылки для повышения эффективности процесса формирования и развития инновационной экономики как в регионах, так и в целом, а это и является одной из наиболее приоритетных задач для развития страны в текущем периоде.

Заключение

В результате проведенного исследования был сделан ряд выводов о состоянии инновационной сферы как в регионах, так и в России в целом. В первую очередь, о важности регионального уровня для использования инноваций.

Инновации являются достаточно значимым элементом всех сфер жизнедеятельности общества, качественное их внедрение способно улучшить процессы производства, управления, жизнедеятельности и т.д. Органы управления ими должно формироваться «снизу», в регионах. Следовательно, важно налаженное функционирование и координация инновационно-активных предприятий в регионе и, в дальнейшем, систем развития по России.

В настоящее время в регионах развиваются региональные инновационные системы и их деятельность прямо влияет на значение показателей инновационной деятельности в стране. В существующем механизме РИС были выявлены некоторые недостатки, в том числе отсутствие органа, координирующего деятельность всех составляющих элементов данной системы. В ходе работы были составлены предложения по формированию такого органа и рекомендации по его деятельности, что и являлось основной целью.

Роль инноваций в экономике очень велика. В долгосрочной перспективе без инновационной деятельности невозможен дальнейший экономический рост по интенсивному пути развития, поэтому необходимо внесение коррективов в существующий механизм инновационных систем.


[1] Щитова А. Н. Инновационная политика экономики России [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  — Казань: Бук, 2014. — С. 6-11.

[2]  Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.

[3] Петрухина Е. В. Основные факторы инновационного развития регионов.

[4] Носонов А.М. Особенности инновационного развития регионов России // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY, №4. 2014.

[5] Хогоева Т. В. Инновационная модель развития экономики региона // Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011.

[6] Волконицкая К. Г. Ляпина С. Ю. Развитие региональных инновационных систем.// Науковедение, выпуск 5 (24),  2014.

[7] Реестр организаций инновационной деятельности Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры http://www.miiris.ru (режим доступа – свободный)

[8] Рейтинг инновационного развития субъектов РФ: аналит. докл. / под ред. Л.М. Гохберга. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2012. 104 с.

[9] Индикаторы инновационной деятельности: 2013: стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2013. 472 с.

[10] Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. М.: КРАСАНД, 2010. 216 с. Поступила 18.02.2014.

[11] Носонов А.М. Особенности инновационного развития регионов России // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY, №4. 2014.

[12] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до  2020 года

[13] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года

[14] Волконицкая К. Г. Ляпина С. Ю. Развитие региональных инновационных систем.// Науковедение. – 2014. – вып. 5 (24).

[15] Лапаев С.П. Возрастание роли регионов в инновационном развитии и формирование региональных инновационных систем // ВЕСТНИК ОГУ.-2012.- №13 (149).

[17] Лапаев С.П. Возрастание роли регионов в инновационном развитии и формирование региональных инновационных систем // ВЕСТНИК ОГУ. -2012.- №13 (149).

[18] Заркович А. В. Теоретические аспекты концепции региональных инновационных систем // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 308-311.

[19] Маскайкин Е.П. Понятие, содержание и модель региональной инновационной системы. // Креативная экономика. – 2009. – №8 (32). – С. 66-74.

[20] Абаев А.Л. Региональная инновационная система как элемент организационно-экономического механизма инновационной политики.

[21] Заркович А. В. Теоретические аспекты концепции региональных инновационных систем // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 308-311.

[22] Егорова О.Г. Результативность функционирования региональных инновационных систем субъектов Российской Федерации // Вестник Самарского государственного экономического факультета. – 2013. -  №10(108).

[23] См. 20

[24] См. 20

[25] Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. «Инновационная Россия – 2020».

[26] http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23285

[27] Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 2 / под ред. Л.М. Гохберга. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 88 с.

[28] http://www.bragazeta.ru/news/2015/06/04/innov/

[29] http://www.econom.brk.ru/

[30] http://regions.extech.ru/regions/region_info1.php?id=32

[31] Nielsen M. V. The concept of responsiveness in the governance of research and innovation //Science and Public Policy. – 2016. – С. scv078.

[32] Маскайкин Е.П. Понятие, содержание и модель региональной инновационной системы // Креативная экономика. — 2009. — № 8 (32). — c. 66-74. — https://creativeconomy.ru/articles/2691/

[33] Волконицкая К. Г. Ляпина С. Ю. Развитие региональных инновационных систем // Науковедение, выпуск 5 (24),  2014.

[34] Дмитриев Ю.А. Инновационная активность и экономическая устойчивость малого и среднего предпринимательства.


Библиографический список
  1. Nielsen M. V. The concept of responsiveness in the governance of research and innovation //Science and Public Policy. – 2016. – С. scv078.
  2. Абаев А.Л. Региональная инновационная система как элемент организационно-экономического механизма инновационной политики.
  3. Бабурин В.Л. Инновационные циклы в российской экономике. М.: КРАСАНД, 2010. 216 с.
  4. Волконицкая К. Г. Ляпина С. Ю. Развитие региональных инновационных систем // Науковедение. – 2014. – вып. 5 (24).
  5. Дмитриев Ю.А. Инновационная активность и экономическая устойчивость малого и среднего предпринимательства.
  6. Егорова О.Г. Результативность функционирования региональных инновационных систем субъектов Российской Федерации // Вестник Самарского государственного экономического факультета. – 2013. -  №10(108).
  7. Заркович А. В. Теоретические аспекты концепции региональных инновационных систем // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 308-311.
  8. Индикаторы инновационной деятельности: 2013: стат. сб. М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2013. 472 с.
  9. Лапаев С.П. Возрастание роли регионов в инновационном развитии и формирование региональных инновационных систем // ВЕСТНИК ОГУ. -2012. – №13 (149).
  10. Маскайкин Е.П. Понятие, содержание и модель региональной инновационной системы. // Креативная экономика. – 2009. – №8 (32). – С. 66-74.
  11. Национальный доклад об инновациях в России 2015.
  12. Носонов А.М. Особенности инновационного развития регионов России // РЕГИОНОЛОГИЯ REGIONOLOGY.-2014. -№4.
  13. Реестр организаций инновационной деятельности Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры http://www.miiris.ru
  14. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 2 / под ред. Л.М. Гохберга. – Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. – 88 с.
  15. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Инновационная Россия – 2020.
  16. Петрухина Е. В. Основные факторы инновационного развития регионов.
  17. Федеральный закон Российской Федерации об инновационной деятельности в Российской Федерации.
  18. Хогоева Т. В. Инновационная модель развития экономики региона // Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011.
  19. Щитова А. Н. Инновационная политика экономики России [Текст] // Инновационная экономика: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.).  — Казань: Бук, 2014. — С. 6-11.
  20. http://www.econom.brk.ru/
  21. http://www.bragazeta.ru/news/2015/06/04/innov/
  22. http://regions.extech.ru/regions/region_info1.php?id=32
  23. http://tv-rb.ru/novosti/society/vzaimodeystvie_regionov_rossii_pomozhet_reshit_ekonomicheskie_problemy_strany/
  24. http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23285


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Шавлюк Мария Вадимовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация