Предыстория возникновения концепции «e-government» связана с серединой-второй половиной XX века, когда интеллектуальная элита западных государств того времени пыталась осмыслить новый мировой порядок, сложившийся и развивавшийся в условиях активного внедрения электронных технологий в жизнь государственно организованного социума. Данная составляющая, по мнению ряда западных исследователей, не могла не отразиться на всей системе государственного управления или, по крайней мере, большей ее части.
Непосредственно термин «e-government», как результат выстраивания новых концепций государственного управления и интенсивного внедрения сети «Интернет» в повседневную жизнь государственно организованного общества, стал активно использоваться со времен администрации 42-го президента США Билла Клинтона. Использование возможностей сети Интернет для отправления функций государства формально осуществлялось в рамках концепции неолиберализма, ставящей в качестве основной цели существования государства поддержку развития потенциала саморегулирования общества и создания для него необходимой свободы действий[1]. Впервые на нормативном уровне этот термин встречается в Законе США «Об электронном правительстве» 2002 года (англ. «E-Government Act»). В упомянутом законе «e-government» понимается как использование информационно-телекоммуникационных технологий (далее может именоваться как «ИКТ») в целях расширения гражданского участия в государственном управлении, повышения прозрачности и подотчетности федерального правительства, улучшения доступа к правительственной информации и предоставления более качественных правительственных услуг обществу, а также другим государственным учреждениям[2].
Исключительно в аналогичном ключе концепция «e-government» воспринимается и в Российской Федерации. Ка следует из Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Информационное общество (2011 – 2020 годы)”» и Распоряжения Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 632-р «О Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» «e-government» понимается как форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.
Важно отметить, что в рамках теоретического обоснования концепции «e-government», как в Российской Федерации, так и в зарубежных странах, вопросу отправления контрольной функции государства не уделено должного внимания. В частности в рамках идеи «электронной демократии» основной акцент смещен в сторону взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и организаций между собой посредством использования сети «Интернет»[3], а в концепции «e-government», – в сторону оказания государственных и муниципальных услуг через Всемирную компьютерную сеть.
Вместе с тем, стоит отметить, что для любого государственно организованного общества жизненно важно осуществлять контроль за надлежащей циркуляцией своей внутренней системы, а в качестве одной из важнейших «услуг», оказываемых обществу со стороны государства, следует назвать поддержание общественного порядка и безопасности.
По нашему мнению, вышеуказанная сущностная сторона «e-government» еще не получила должного осмысления в отечественной науке, тем самым рискующей отстать от практических реалий, в соответствии с которыми правонарушения в сети «Интернет» и государственный контроль за общественными отношениями, имеющими место во Всемирной компьютерной сети, являются объективно существующими фактами, во многом предопределяющими вопросы государственного управления посредством ИКТ, равно как и текущую повестку дня сильных, технологически развитых стран XXI века. В этой связи мы считаем актуальным рассмотрение вопросов отправления государственного контроля как неотъемлемой части управленческой деятельности любого государства с позиции использования ИКТ, что, в свою очередь, обуславливает возможность исследования отдельных аспектов контрольной деятельности государства в рамках концепции «e-government».
В частности, в рамках концепции «e-government», по нашему мнению, допустимо рассмотреть такой вопрос как функционирование интернет-приемных, размещаемых на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти.
Появление интернет-приемных в Российской Федерации совпадает с началом XXI века и напрямую связано с концепцией «e-government». Импульсом мощному развитию данной идеи послужило принятие Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 «О федеральной целевой программе “Электронная Россия (2002 – 2010 годы)», в рамках которого отмечалось отсутствие эффективной системы, обеспечивающей электронные формы взаимодействия органов государственной власти между собой, с населением и организациями.
Стоит при этом обратить внимание, что, в отличии от различных онлайн-сервисов оказания государственных услуг, вышеуказанные интернет-приемные, существующие в Российской Федерации, в наибольшей степени служат отправлению государственного контроля, а не целям оказания государственных услуг правообразующего характера. В данном контексте показательной является точка зрения М.А. Андреева, считающего, что интернет-приемные используются главным образом с целью подачи жалоб в органы государственной власти, направленных на привлечение внимания должностных лиц таких органов к различного рода проблемам и нарушениям[4]. Принимая во внимание, что под государственным контролем нами понимается деятельность, осуществляемая со стороны полномочных органов государственной власти и их должностных лиц, по установлению соответствия подконтрольного объекта или субъекта заданным параметрам функционирования, которая, в случае обнаружения отклонений от данных параметров, сопровождается принятием мер, направленных на устранение выявленных дефектов, полагаем, что институт интернет-приемных является важным составляющим управленческой деятельности российского государства, касающейся, в том числе, его контрольной функции, ведь именно через интернет-приемные в правоприменительные органы, относящиеся к исполнительной ветви государственной власти, поступает значительная часть обращений о проблемах и правонарушениях, имеющих место в Российской Федерации.
В рамках анализа развития интернет-приемных федеральных органов исполнительной власти следует отметить, что практически во всех таких органах они имеют место. До недавнего времени исключение составляли лишь Служба внешней разведки Российской Федерации и Федеральная служба по аккредитации. На официальных сайтах данных федеральных органов исполнительной власти были размещены только электронные почты, что нельзя считать соответствием тем требованиям, которые изложены в п. 12.9 Постановления Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти»: «Для приема обращений граждан в форме электронных сообщений (Интернет-обращений), как правило, применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и, в случае не заполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять его обращение.»[5]. Примечательно, что Федеральная служба по аккредитации исправила вышеуказанный недостаток, в свете чего Служба внешней разведки Российской Федерации является последним федеральным органом исполнительной власти, который не создал на своем официальном сайте интернет-приемной, соответствующей требованиям, изложенным в Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти. Полагаем, что устранение данного пробела является лишь вопросом времени и вышеприведенный федеральный орган исполнительной власти примет необходимые меры для его исправления.
[1] Тихонова С.В. Электронное государство: теоретическая модель и этап государствогенеза // Информационное право. 2014. N 6. С. 5.
[2] The E-Government Act of 2002. Pub. L. 107-347, 116 Stat 2899, 44 U.S.C # 101, H.R. 2458/S. 803.
[3] Путин В.В. Демократия и качество государства. Официальный сайт Агентства развития информационного общества РАРИО. URL: http://rario.ru/projects/Congress_statia.php
[4] Андреев М.А. Электронное обращение граждан в органы власти: поэтапный механизм документирования // Делопроизводство. 2014. N 4.
[5] Постановление Правительства РФ от 28.07.2005 N 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».
Библиографический список
- Андреев М.А. Электронное обращение граждан в органы власти: поэтапный механизм документирования // Делопроизводство. 2014. N 4.
- Зарецкая Д.С. Электронное правительство: понятие и перспективы развития // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 3.
- Лапшина А.И. Интерактивные формы контроля общества за деятельностью органов государственной власти в субъектах Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. N 1.
- Струков К.В. Контрольная деятельность Российского государства за информационными отношениями в сети Интернет // Журнал российского права. 2016. N 7.
- Талапина Э.В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект): монография. М.: Юриспруденция, 2015.
- Тарасов А.М. Электронное правительство: понятие и система // Право и кибербезопасность. 2013. N 2.
- Терещенко Л.К. Модернизация информационных отношений и информационного законодательства: монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, ИНФРА-М, 2013.
- Тихонова С.В. Электронное государство: теоретическая модель и этап государствогенеза // Информационное право. 2014.