ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА

Конкин Александр Николаевич1, Капунова Мария Константиновна2
1Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика, организация и управление производством»
2Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, студент 4 года обучения Автомобильно-дорожного института

Аннотация
В статье рассмотрены основные цели и задачи формирования производственно-образовательного кластера строительного комплекса на примере Пензенской области. На примере предложенной модели производственно-образовательного кластера рассмотрены принципы взаимодействия ее участников. Исследованы основные консолидирующие мотивы, преимущества и выгоды, преследуемые каждой группой участников кластера.

Ключевые слова: модель производственно-образовательного кластера, производственно-образовательный строительный кластер, строительный комплекс


THE FORMATION OF A MODEL ENTERPRISE-EDUCATIONAL CLUSTER BUILDING COMPLEX

Konkin Alexander Nikolaevich1, Kapunova Maria Konstantinovna2
1Penza State University of Architecture and Construction, candidate of economics, associate professor of the Department «Economics, organization and management of production»
2Penza State University of Architecture and Construction, 4th year student of the Automobile and Road Institute

Abstract
The article describes the main goals and objectives of the formation of the enterprise-education cluster construction complex by the example of Penza region. The proposed model enterprise-educational cluster describes the principles of interaction of its participants. There are basic unifying motives, advantages, and benefits pursued by each group of cluster members.

Keywords: enterprise-educational building cluster, the building complex, the construction sector, the model or enterprise-educational cluster


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Конкин А.Н., Капунова М.К. Формирование модели производственно-образовательного кластера строительного комплекса // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/74258 (дата обращения: 14.03.2024).

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-12-58006.

В настоящее время система профессионального образования столкнулась с проблемой несоответствия в той или иной мере норм и качества преподаваемых знаний с потребностями рынка труда и отдельно взятых отраслей.

Системой, позволяющей увязать воедино потребности реального сектора экономики с учетом отраслевой специфики, современным уровнем технического и технологического прогресса, с рынком труда и уровнем квалификации будущих кадров может стать формирование производственно-образовательных кластеров.

С позиции системного подхода кластер – это совокупность субъектов хозяйственной деятельности взаимосвязанных различных отраслей, объединенных в единую организационную структуру, элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости, совместно функционируют с определенной целью [1].

Таким образом, под производственно-образовательным кластером понимается совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; эта система обучения, взаимного обучения и инструментов цепочке «наука – технологии – бизнес», основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки [2].

Далее приведем факторы, позволяющие сделать вывод о том, что наиболее оптимальным вариантом кластерного объединения в Пензенской области является производственно-образовательный кластер строительной направленности.

Единство территории любого региона (субъекта федерации) само по себе соответствует первому признаку кластера. Для эффективного функционирования кластера необходимо, чтобы его образующие предприятия были привязаны к региональной минерально-сырьевой базе. Каждый регион в той или иной степени располагает собственной материально-сырьевой базой, которую используют предприятия комплекса или отрасли, существующие в регионе. Пензенская область располагает значительными запасами минерального сырья для производства строительных материалов, что формирует фундамент для развития кластерных систем строительного направления [3].

Пензенская область обладает одним из наиболее развитым строительным комплексом. Строительный комплекс по своей сути является кооперированным, с развитой межотраслевой и внутриотраслевой кооперацией, так как строительные материалы производятся всеми отраслями промышленностями, а строители создают новые объекты для всех видов промышленности, жилые и социально-культурные объекты.

Так как основа производственно-образовательного кластера – это комплекс взаимозависимых учреждений профессионального образования, связанных согласно отраслевому свойству и партнерскими взаимоотношениями с предприятиями отрасли, то для Пензенской области такими образовательными системами выступают Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, а также отраслевые учреждения среднего и среднего специального образования.

Таким образом, кластерная подготовка представляется относительно новым курсом в профессиональной педагогике, вначале необходимо организовать высококлассного специалиста. Значимость университета в кластере объединяется для того, чтобы осуществлять инновационный продукт. На практике производственно-образовательный кластер представляет собой союз научно экспериментальных и производственных учреждений региона. Отраслевые предприятия, входящие в кластер выступают базой для прохождения практик, получения практических знаний и навыков будущих специалистов, тем самым принимают участие  в создании профессионала. При этом работа ведется на собственной научно-тренировочной площадке, в соответствии с собственными потребностями и возможностями для формирования прикладных навыков.

Создание производственно-образовательного кластера должно быть направлено на решение проблем, имеющих отношение к области взаимодействия рынка образования и рынка работы. Решение этих проблем достигается за счет решения задач, в рамках которых сформирован производственно-образовательный кластер в согласовании с имеющимися нуждами.

В настоящее время существуют все необходимые «ступени» для реализации кластера (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура производственно-образовательного строительного кластера

Создание образовательного кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, многофункциональной) зоны бизнес – проекты в определенной образовательной области, основательные исследования и современные  организации проектирования новых технологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства данных продуктов. Задача работодателя-заказчика образовательных услуг производственно-образовательный кластер является фабрикой общего практико-нацеленного навыка, позволяющего определить сферы главенствующих инвестирующих вложений. Интегрирование в кластере предполагается не только  как формальное объединение  различных строений известной триады «образование – наука – производство», а как выявление  новой формы сопряжения их потенциалов для достижения общего результата при преодолении совместных трудностей.

В производственно-образовательном кластере каждое «звено» играет свою роль, преследуя свои цели, выполняя особые функции и получая выгоду. В извлечении выгод и заключается интерес любого субъекта.

Органы государственной власти региона в лице министерства образования Пензенской области, ставят цели создания производственно-образовательного кластера, исходя из значимости и потребности удовлетворения нужд жителей в образовании:

  • предоставление доступного высококачественного образования;
  • насыщение экономики квалифицированными и востребованными  кадрами;
  • увеличение отдачи от применения научно-промышленных достижений;
  • реформирование в академической области и стимулирование инноваторской работы  как основных ключей стабильного финансового увеличения и роста благополучия сообщества.

Задачами координационного совета производственно-образовательного кластера являются обеспечение стратегического руководства деятельности кластера и определение направления развитии отрасли.

При создании производственно-образовательного кластера на уровне образовательных учреждений и отрасли в целом решаются следующие проблемы: повышение престижа рабочих и технических специальностей как строитель, вовлечение молодое поколение в сферу строительства по Пензенской области, также развитие устойчивого контингента выпускников (вовлечение более приготовленной и талантливой доли молодого поколения в строительный ВУЗ).

Учреждения, реализующие образовательные программы от реализации производственно-образовательного кластера ставят цель в повышении конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, выполняя как образовательную функцию (подготовка, переобучение сотрудников), получая выгоду, а именно дополнительное финансирование, увеличение престижа, усовершенствование деятельности работников.

Ведущие предприятия строительства (ООО ПКФ «Термодом», ОАО «Пензпромстрой», ОАО «Пензастрой», ЗАО «Стройдизайнконсалтинг», Компания «Мегаполис», ООО «СКМ групп», ООО «Рисан») ставят цель – увеличение конкурентоспособности на рынке продуктов/услуг. Отраслевые компании от реализации модели производственно-образовательного кластера желают получить следующие выгоды:

  • получение высококвалифицированных специалистов;
  • рост производительности труда;
  • повышение прибыли в долговременном периоде;
  • представление информации о потребности в кадрах, выдвижение к качеству и числу специалистов;
  • уверенность в «качестве» специалистов, «представляемых» образовательным проектом.

К предприятиям строительного комплекса  относятся организации, деятельность которых связана с выполнением строительно-монтажных работ (ЗАО «Пензенское предприятие «Трест №7», ООО «Резон», ООО «Отделстрой – 1»,  ООО «Пензкапстрой», МУП «Пензгорстройзаказчик») и производством строительных материалов, изделий, конструкций (ООО «Иссинский комбинат строительных материалов», ООО «Иссинский КСМ», ООО «Стеновые материалы», ООО «Гидроспецстрой», ООО «Строительные материалы»).

Для предприятий индустрии строительных материалов (ОАО «ЖБК-1, ОАО «Яснополянские строительные материалы», ООО «Стройдеталь-плюс», ОАО «ЖБИ»,  ОАО АК «Домостроитель», ООО «Стеновые материалы», ОАО «Карьероуправление») целью при реализации планов по формированию производственно-образовательного кластера ставится достижение следующих результатов: рост доверия между участниками кластера, усовершенствование взаимоотношений среди предприятий и организаций региона, финансовое доверие, рост конкурентоспособности предприятий, усовершенствование профессиональной возможности в регионе.

Малые инновационные предприятия строительства (ООО «БИТЕК-Сервис-Плюс», ООО «АкадемМастер-Н», ООО «Пенокерамобетон») смогу получить для реализации те научные наработки, что есть в учреждениях образования на взаимовыгодных условиях.

К  предприятиям малого и среднего бизнеса относятся различные коммерческие предприятия строительства, реализовывающие продукцию, оказывающие различные услуги, поставщики продукции и т.д. К таким предприятиям относятся: ООО «Новотех», ООО «Теплобетон», ООО «Новые строительные технологии», ООО «Геотек», ООО «iT-строй»,  ООО «Компания «Экоресурс», ООО «Инновационные технологии», ООО «ДКМ»,  ООО «Клей-Мастер», ООО «КомХэлф».

Формирование кластера позволит решить проблему вовлечения в инновационную деятельность малого бизнеса, который, в основном, является хозяином предприятий стройиндустрии.  В связи с этим подготовка серийного производства новой продукции будет осуществляться при стабильном заказе на нее, с гарантией на сбыт, поскольку застройщиков интересует не технология как таковая, а продукция, которая может быть изготовлена по этой технологии, и ее преимущества, позволяющие ей успешно конкурировать с аналогичной.

Общество, граждане преследуя цель – повышение конкурентоспособности на рынке труда, обладающие акцепторной (человек-реципент образовательных услуг) и донорской (финансирование услуг) функциями, с выгодой – приобретение требуемых знаний, умений, возможность трудоустройства, повышение доходов , улучшение качества жизни.

Ядром производственно-образовательного кластера должен стать профильный ВУЗ строительного комплекса – Пензенский государственный университет архитектуры и строительства. Один из крупнейших вузов Поволжского региона, ведущий научный и методический центр по подготовке бакалавров, дипломированных специалистов, магистров. Более 6 тысяч студентов, ежегодно обучающихся по очной, заочной формам обучениям и в форме экстерната. К нему примыкают учреждение среднего профессионального образования (Пензенский архитектурно-строительный колледж входит в состав Университетского комплекса под эгидой ПГУАС). Пензе насчитывается 10 средних общеобразовательных учреждений со строительным уклоном. Выпускники школ могут выбирать дальнейшее высшее или среднее образование.

Ядро кластера должно служить центром притяжения для малого и среднего предпринимательства. Элементы, осуществляющие взаимодействие внутри кластера составляют направления деятельности кластера.

При взаимодействии между собой участники кластера получают большую выгоду, чем от простого кооперирования. Во-первых, создается система заказа на образовательную услугу от производства, то есть заведомо ставятся точные условия, цели и задачи к обучению, количество необходимых квалифицированных кадров. Во-вторых, возрастает общественная подвижность учащегося как субъекта кластера. В-третьих, совершенствуется система управления рынком труда в сфере строительства.

Взаимодействие на уровне «образовательное учреждение – предприятие отрасли» могут быть получены следующие результаты. Во-первых, подготовленные кадры пойдут работать в организации, от которых уже поступил заказ. Во-вторых, производственная база, которая является структурным подразделением производственного предприятия будет базой для получения практических навыков при обучении.

Научно-исследовательское направление будет включать в себя ряд организаций, осуществляющих в качестве основной научную деятельность или научно-техническую деятельность в сфере строительства. В производственно-образовательном кластере присутствуют конкурентные связи (например, «жесткая» конкуренция – между ВУЗом и колледжем за привлечение студентов, «мягкая» конкуренция – между ВУЗами и т.д.), однородность связей, присущая данному виду деятельности, и синергетический эффект [4].

Создание производственно-образовательного кластера строительного комплекса на социальном уровне  преследует следующие цели:

1. Формирование стратегии развития профессионального образования с учетом интересов работодателей, переход на  более высококачественную ступень понимания общих интересов и вопросов, для решения текущих проблемы, в образовании.

2. Формирование организации легкодоступного  постоянного профессионального образования с целью увеличения качества подготовки сотрудников. Образовательных учреждений

3. Увеличение на макроэкономическом уровне производительности труда и степени занятости жителей, увеличение валового регионального продукта на душу населения

При реализации модели производственно-образовательного строительного кластера, будут достигнуты следующие  положительные результаты:

- сокращение времени привыкания выпускника на новом рабочем месте,

- повышение качества подготовки выпускников, совершенствование уровня образовательных услуг,  процесса подготовки профессиональных кадров;

- воплощение действенной обратной взаимосвязи учебного заведения и предприятия;

- создание узких связей между теорией и с фактической практикой.

Таким способом, создание производственно-образовательного кластера строительного комплекса в Пензенской области даст возможность преодолеть  ряд трудностей: проблему занятости населения, предоставление компаниям квалифицированных и востребованных кадров, что в перспективе приводит к общему росту благосостояния.


Библиографический список
  1. Ларионова Н. А. Кластерный подход в управлении конкурентоспособностью региона // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2007. № 1.
  2. Смирнов, А.В. Образовательные кластеры и инновационное в вузе: Монография. Казань: РИЦ «Школа», 2010. 102 с.
  3. Конкин А.Н.Формирование механизма инновационного развития строительного комплекса [Текст] : дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 : защищена 15.03.12 / Конкин Александр Николаевич. — Пенза, 2012. — 200 с. — Библиогр.: с. 141—157.
  4. Артамонова, Ю.С. Формирование производственно-образовательного кластера в сфере транспорта в Липецкой области/ Артамонова Ю.С., Герасимова И.С.//Мир транспорта и технологических машин.– 2014. –№ 2 (45). – С. 103-111.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Конкин Александр Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация