Анализ литературных источников по вопросам влияния сезонности на транспортный процесс в целом и на частные его составляющие свидетельствует о том, что изучением данной проблемы занимался значительный круг научных работников.
Однако, проанализировав ряд литературных источников можем сделать вывод, что влияние сезонности на автомобильные перевозки нуждается в исследовании как теории, так и практики.
Годовой объем грузоперевозок, зачастую, неравномерно распределяется по месяцам, дням недели и даже в течение суток. Наибольшую величину неравномерность (сезонность) перевозок грузов проявляется в сельхоз отрасли, где различие между объемом грузоперевозок, в зимнем и летне-осеннем периодах, достигает очень большой величины.
Степень неравномерности определяется коэффициентом неравномерности Кн, равным отношению максимальной величины объема грузоперевозок (Qmax) к среднему (Qср), за заданный период времени.
Неравномерность грузоперевозок, в большей степени, обусловлена неравномерностью потребления продукции, и её производства. Неравномерность перевозок грузов затрудняет работу автотранспортных предприятий, которые должны, по возможности, выравнивать эту неравномерность путем досрочного завоза грузов и других мероприятий [1]. Например, во время роста сезонного объема грузоперевозок, нанимать подрядные автотранспортные организации, а во время его спада – прекращать работу с ними для сокращения издержек за счет выведения из работы не нужных транспортных единиц.
В работе [2] показано, что коэффициент неравномерности перевозок изменяется в широких пределах, как по месяцам (от 0,906 в июне до 1,097 в октябре), так и по дням недели (от 0,577 в понедельник до 1,484 в субботу).
Неравномерность по месяцам проявляется не только в коэффициенте неравномерности перевозки, но и в неравномерности потребления, а также в изменчивости (сезонности) условий перевозки.
На сезонность оказывает влияние множество факторов, среди которых: изменение погодных условий, ухудшение качества дорожного покрытия, весенняя «просушка дорог».
Под изменением погодных условий понимается сезонный перепад температур, а также различные погодные явления, оказывающие значительное влияние на работу автотранспорта, например такие, как гололед, туман, метель и др. Например туман, в отдельных случаях, может полностью парализовать работу отдельно взятого или нескольких транспортных средств, что может привести к сбою при работе в условиях ограниченного времени или ограниченного количества единиц техники.
Дорожная составляющая также оказывает прямое и немаловажное воздействие на работу транспорта. Особенности нашего климата оказывают пагубное воздействие на качественную составляющую дорожного покрытия. С наступлением каждой весны, при таянии снега образуется все больше повреждений дорожного полотна, которые оказывают значительное влияние на скорость грузового транспорта, а также на его техническое состояние, что в конечном итоге приводит к снятию автомобиля с линии и постановке его на ремонт.
Понятие «просушка дорог» существует далеко не во всех странах со схожим климатом и подразумевает под собой закрытие для проезда грузового транспорта отдельно взятых трасс. Но на наших дорогах весной решающее значение приобретает вес груза с автотранспортом, который должен «втиснуться» в предельно допустимые Росавтодором значения нагрузок на оси транспортного средства. И хотя именно с апреля по октябрь существует максимальная потребность в услугах по перевозке некоторых отраслевых грузов, перевозчики крупнотоннажных грузов часто оказываются «невыездными». «Просушка» серьезно осложняет оптимизацию доставки тяжеловесных грузов. Но все-таки в отношении весенней просушки есть уже определенные послабления. Дороги закрываются каждый год, график известен заранее и, начиная с этого года, закрывают теперь не все федеральные трассы[3].
Один из важнейших показателей работы автотранспорта – простои на линии – интегрально зависит от сезонности.
Нами была собрана информация о простоях автомобилей на линии в зависимости от времени года и температуры окружающей среды.
Анализ собранных данных показал, что:
- При отрицательной температуре окружающей среды общее количество простоев грузового транспорта на линии увеличивается;
- Существует большая дисперсия времени простоя в данный период;
- В то время как простои на пути следования автотранспорта растут в зимнее время, время простоя под погрузкой остается на одном уровне;
- При положительной температуре (от 20 С) на междугородных направлениях наблюдается общий спад времени простоев
- В то же время наблюдается увеличение времени простоев в пункте погрузки (коэффициент корреляции – 0,67);
- Значения простоев в городе без учета пункта погрузки снижаются (корреляция -0,59). Общее значение простоев ниже, чем при отрицательных температурах.
Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что грузовые автомобильные перевозки подвержены сезонным колебаниям, связанным с погодными условиями и температурой окружающей среды. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо комплексно подходить к планированию грузовых перевозок, с учетом всех факторов, оказывающих влияние на транспортный процесс, особенно в условиях ограниченного времени доставки груза.
Вместе с тем необходимо приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям объема перевозок за счет изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта, в период спада объема перевозок, и др.
Библиографический список
- Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов. – М: Горячая линия – Телеком, 2006 – с. 460-462.
- Ширяев С. А., Кодиленко А. С., Кодиленко О. С. Подходы к моделированию потребности автозаправочных станций в нефтепродуктах // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 346-351.
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5.04.2016 № 521 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2016 году».