К ВОПРОСУ О СЕЗОННОЙ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Федотов Владислав Николаевич
Волгоградский государственный технический университет
аспирант кафедры строительства и эксплуатации транспортных сооружений

Аннотация
Объем перевозки автомобильным транспортом испытывает сезонные колебания, связанные с множеством факторов. Рынок потребления, и, как следствие, перевозки светлых нефтепродуктов, испытывает те же проблемы. Кроме того, наблюдается цикличность потребления нефтепродукта (по дням недели). Фактор сезонности, как показывает анализ источников, рассмотрен недостаточно широко, что дает возможность для более детальной оценки его воздействия на грузоперевозки.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, грузовые перевозки, неравномерность грузоперевозок, сезонность


ON THE ISSUE OF SEASONAL FLUCTUATIONS IN FREIGHT ROAD TRANSPORT

Fedotov Vladislav Nikolaevich
Volgograd State Technical University
student of the construction and operation of transport facilities

Abstract
The volume of road transport is experiencing seasonal variations associated with many factors. consumer market and as a result, transportation of light petroleum products, experiences the same problem. In addition, there is a cyclical oil consumption (per day). Seasonality factor, as shown by analysis of the sources, is widely considered inadequate, allowing for a more detailed assessment of its impact on trucking.

Keywords: freight transport, freight uneven, road transport, seasonal


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Федотов В.Н. К вопросу о сезонной неравномерности грузоперевозок автомобильным транспортом // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74971 (дата обращения: 19.04.2024).

Анализ литературных источников по вопросам влияния сезонности на транспортный процесс в целом и на частные его составляющие свидетельствует о том, что изучением данной проблемы занимался значительный круг научных работников.

Однако, проанализировав ряд литературных источников можем сделать вывод, что влияние сезонности на автомобильные перевозки нуждается в исследовании как теории, так и практики.

Годовой объем грузоперевозок, зачастую, неравномерно распределяется по месяцам, дням недели и даже в течение суток. Наибольшую величину неравномерность (сезонность) перевозок грузов проявляется в сельхоз отрасли, где различие между объемом грузоперевозок, в зимнем и летне-осеннем периодах, достигает очень большой величины.

Степень неравномерности определяется коэффициентом неравномерности Кн, равным отношению максимальной величины объема грузоперевозок (Qmax) к среднему (Qср), за заданный период времени.

 

Неравномерность грузоперевозок, в большей степени, обусловлена неравномерностью потребления продукции, и её производства. Неравномерность перевозок грузов затрудняет работу автотранспортных предприятий, которые должны, по возможности, выравнивать эту неравномерность путем досрочного завоза грузов и других мероприятий [1]. Например, во время роста сезонного объема грузоперевозок, нанимать подрядные автотранспортные организации, а во время его спада – прекращать работу с ними для сокращения издержек за счет выведения из работы не нужных транспортных единиц.

В работе [2] показано, что коэффициент неравномерности перевозок изменяется в широких пределах, как по месяцам (от 0,906 в июне до 1,097 в октябре), так и по дням недели (от 0,577 в понедельник до 1,484 в субботу).

Неравномерность по месяцам проявляется не только в коэффициенте неравномерности перевозки, но и в неравномерности потребления, а также в изменчивости (сезонности) условий перевозки.

На сезонность оказывает влияние множество факторов, среди которых: изменение погодных условий, ухудшение качества дорожного покрытия, весенняя «просушка дорог».

Под изменением погодных условий понимается сезонный перепад температур, а также различные погодные явления, оказывающие значительное влияние на работу автотранспорта, например такие, как гололед, туман, метель и др. Например туман, в отдельных случаях, может полностью парализовать работу отдельно взятого или нескольких транспортных средств, что может привести к сбою при работе в условиях ограниченного времени или ограниченного количества единиц техники.

Дорожная составляющая также оказывает прямое и немаловажное воздействие на работу транспорта. Особенности нашего климата оказывают пагубное воздействие на качественную составляющую дорожного покрытия. С наступлением каждой весны, при таянии снега образуется все больше повреждений дорожного полотна, которые оказывают значительное влияние на скорость грузового транспорта, а также на его техническое состояние, что в конечном итоге приводит к снятию автомобиля с линии и постановке его на ремонт.

Понятие «просушка дорог» существует далеко не во всех странах со схожим климатом и подразумевает под собой закрытие для проезда грузового транспорта отдельно взятых трасс. Но на наших дорогах весной решающее значение приобретает вес груза с автотранспортом, который должен «втиснуться» в предельно допустимые Росавтодором значения нагрузок на оси транспортного средства. И хотя именно с апреля по октябрь существует максимальная потребность в услугах по перевозке некоторых отраслевых грузов, перевозчики крупнотоннажных грузов часто оказываются «невыездными». «Просушка» серьезно осложняет оптимизацию доставки тяжеловесных грузов. Но все-таки в отношении весенней просушки есть уже определенные послабления. Дороги закрываются каждый год, график известен заранее и, начиная с этого года, закрывают теперь не все федеральные трассы[3].

Один из важнейших показателей работы автотранспорта – простои на линии – интегрально зависит от сезонности.

Нами была собрана информация о простоях автомобилей на линии в зависимости от времени года и температуры окружающей среды.

Анализ собранных данных показал, что:

  • При отрицательной температуре окружающей среды общее количество простоев грузового транспорта на линии увеличивается;
  • Существует большая дисперсия времени простоя в данный период;
  • В то время как простои на пути следования автотранспорта растут в зимнее время, время простоя под погрузкой остается на одном уровне;
  • При положительной температуре (от 20 С) на междугородных направлениях наблюдается общий спад времени простоев
  • В то же время наблюдается увеличение времени простоев в пункте погрузки (коэффициент корреляции – 0,67);
  • Значения простоев в городе без учета пункта погрузки снижаются (корреляция -0,59). Общее значение простоев ниже, чем при отрицательных температурах.

Полученные нами результаты свидетельствуют о том, что грузовые автомобильные перевозки подвержены сезонным колебаниям, связанным с погодными условиями и температурой окружающей среды. Это позволяет сделать вывод о том, что необходимо комплексно подходить к планированию грузовых перевозок, с учетом всех факторов, оказывающих влияние на транспортный процесс, особенно в условиях ограниченного времени доставки груза.

Вместе с тем необходимо приспосабливать режим работы подвижного состава к колебаниям объема перевозок за счет изменения времени работы автомобилей на линии, технического обслуживания и ремонта, в период спада объема перевозок, и др.


Библиографический список
  1. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для вузов / А. В. Вельможин, В. А. Гудков, Л. Б. Миротин, А. В. Куликов. – М: Горячая линия – Телеком, 2006 – с. 460-462.
  2. Ширяев С. А., Кодиленко А. С., Кодиленко О. С. Подходы к моделированию потребности автозаправочных станций в нефтепродуктах // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 346-351.
  3. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5.04.2016 № 521 «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2016 году».


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Федотов Владислав Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация