ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ

Клеменсов Никита Алексеевич
Нижегородский государственный педагогический университета им. К.Минина
магистрант факультета психологии и педагогики

Аннотация
В статье рассматривается методика разработки, реализации и важности внедрения проектной технологии обучения географии детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения. Также в статье говориться о том, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья продолжает увеличиваться и поднимается вопрос о том, как же наиболее эффективно обучать школьников с ограниченными возможностями здоровья. В статье говориться о значении и роли инклюзивного образования и исследовательской деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью статьи является разработка методики реализации обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья в курсе географии в 7 классе на основе проектной технологии. Приводится анализ психологической и методической литературы по данной проблеме. Описывается важность технологии проектной деятельности, позволяющей учителю правильно и эффективно организовать работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья и подготовка к жизни в современном обществе. Также дается характеристика подробного описания этапов деятельности учителя и ученика в учебном проекте. Приводится рассмотрение педагогического эксперимента, состоящего из трех этапов: констатирующего, формирующего и контролирующего с подробным описанием каждого этапа. Далее приводится графический анализ проделанной работы, в виде контрольных срезов после каждого этапа. В выводе статьи говориться об эффективности применения технологии проектной деятельности на уроках географии и том, что проектная технология помогает наиболее эффективно развивать творческую и исследовательскую деятельность учащихся, коммуникативные, поисковые, исследовательские навыки, то есть все те навыки которые необходимы школьникам с ограниченными возможностями здоровья для социализации и самореализации в современном мире и обществе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучение географии, подростки с ограниченными возможностями здоровья, проектная деятельность, учебный проект


FORMATION OF INFORMATIVE INTEREST IN PERSONS WITH DISABILITIES DURING THE TEENAGE AGE IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION IN GEOGRAPHY

Klemensov Nikita Alekseevich
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University
faculty of psychology and pedagogy

Abstract
The article discusses the methods of design, implementation and importance of the implementation of project technology of teaching geography children with disabilities in educational institutions. The article also says that the number of children with disabilities continues to increase and raises the question of how most effectively to teach students with disabilities. The article talks about the importance and role of inclusive education and research activities in education of children with disabilities. The purpose of this article is to develop methods for the implementation of teaching students with disabilities in the geography course in 7th grade based on the design of technology. The analysis of psychological and methodological literature on this issue. Describes the importance of technology design activities, allowing the teacher to properly and effectively organize work with children with disabilities and preparation for life in modern society. Also describes the detailed description of the stages of activities of teacher and student in the educational project. Provides an examination of the pedagogical experiment, consisting of three stages: ascertaining, forming and control with a detailed description of each stage. The following is a graphical analysis of the work done in the form of control sections after each stage. At the conclusion of the article to talk about the effectiveness of technology project work in geography lessons and that the design technology helps you to most effectively develop creative and research activity of pupils, the communicative, research skills, i.e. the skills needed by students with disabilities for socialization and self-realization in the modern world and society.

Keywords: adolescents with disabilities, educational project, inclusive education, project activity, teaching geography


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Клеменсов Н.А. Формирование познавательного интереса у лиц с ограниченными возможностями здоровья в подростковом возрасте в условиях инклюзивного образования по географии // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74895 (дата обращения: 16.03.2024).

Сегодня на первый план выходит становление и развитие личности ребенка. Появление у учащихся потребнoсти к самостоятельному приобретению знаний, к постоянному образованию и самообразованию – это одна из важных задач современной российской школы. Её выполнение нельзя воплотить в жизнь при отcутствии у ученика, в том числе и у школьников с ограниченными возможностями здоровья, стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса.

Во всех странах есть дети с ограниченными возможностями здоровья. Они составляют весомую часть нашего социума, и их количество продолжает увеличиваться. Изучение и анализ академической литерaтуры говорит о том, что вопрос «Как обучать детей с ограниченными возможнoстями здоровья?» достаточно актуален на сегодняшний час, так как школа должна подготавливать своих выпускников к жизни, к достижению побед в ней, к рациональному поведению в государстве, природе, обществе, на производстве. Школьник с ограничeнными возможностями здоровья наравне с другими может получать образoвание и развиваться, однако для обучения таких детей еще недостаточно разработаны специальные методики обучения.

Мысль инклюзивнoго обрaзoвaния принaдлeжит Львy Семенoвичу Выгoдскому. Инклюзивное образование – это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Здоровые и с инвалидностью ребята обучаются совместно. Главная проблема инклюзивного образования – это недостаточное психолого-педагогическое и методическое обеспечение образовательно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья [5].

Образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья это одно из главных условий их эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности и успешной социализации.

География является одним из школьных предметов, который даёт возможность школьникам с ограниченными возможностями здоровья социализироваться и адаптироваться в обществе, развить познавательный интерес к окружающей действительности. Многие технологии обучения географии неэффективны и недоступны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Возникает потребность в разработке такой методики обучения географии школьников с ограниченными возможностями здоровья, которая бы способствовала наиболее эффективному усвоению у таких детей школьной географии [2].

Одним из вариантов решения этой проблемы может стать введение проектной деятельности в процесс обучения географии особенных детей.  Школьникам – инвалидам, даётся шанс полноценно воплотить индивидуальный потенциал, формируя при этом познавательный интерес.

Педагогическому проектированию как научной проблеме посвящены труды H.A. Алексеева, Е.С. Полат, В.В. Гузеева, Г.Л. Ильина, Е.С. Заир-Бек, Г.К. Селевко, И.Д.Чечель и других исследователей. Вопросам внедрения метода проектов в практику общеобразовательной школы уделено внимание в работах В.Н. Давыдова, A.JI. Блохина, Ю.В. Железняковой, Ю.В. Киримовой, В.Е. Мельникова, Н.В. Матяш, В.А. Мигунова, Н.Ю. Пахомовой, В.В.Николиной, М.В. Ретивых, П.А. Петрякова, H.A. Степановой, Н.Г. Чаниловой В.Д. Симоненко, и др.

В настоящей работе обобщаются и продолжаются исследования по проблемам использования метода проектов для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья, основанные на идеях личностно-ориентированного образования и гуманистического подхода.

Анализ научно-методической литературы и практики обучения географии выявил противоречие между возможностями проектной деятельности по географии в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья и недостаточностью ее применения в школьном географическом образовании.

Цель нашего исследования состояла в разработке методики реализации обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья в курсе географии в 7 классе на основе проектной технологии.

В процессе исследования была выдвинута гипотеза исследования: При обучении школьников географии с ограниченными возможностями здоровья наиболее эффективным будет применение технологии проектной деятельности.

Сегодня наиболее актуальны уроки-исследования и уроки – проекты. Данные виды инновационных педагогических технологий не только дает возможность интенсификации учебного процесса, но и формируют культуру умственного труда обучающихся, готовя их к созданию индивидуальных проектов.
Поэтапная проектная деятельность формирует культуру умственного труда учащихся, приучая их самостоятельному поиску знаний. Это приобретает особую значимость для школьников, имеющих ограничения здоровья.

Практическая направленность проектного обучения обусловлена тем, что, применяя умения, школьники овладевают новыми умениями и навыками. Созданные проекты очень часто имеют творческое общественное значение (разработка экологического атласа района города или области, проведение наблюдения за редким видом растений на определенной территории и т.д.), именно этот аспект очень важен для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Проектная деятельность – особая деятельность развивающая познавательные, мыслительные, творческие способности подростка [1].
Именно постигая данный вид деятельности, учащиеся с особенностями развития параллельно открывают для себя и новые способности. Проектная деятельность решает главную возрастную задачу развития школьников – формирование самоопределения через проектную деятельность [4].

Учащиeся понимают учeбный проeкт, как шaнс cделать что-то интересное самостоятельно, в группе и самoму, максимально пoльзуясь своими возможностями; это деятельность, направленная на разрешение трудной проблемы, сфoрмулированной сaмими учащимися в виде цели и задачи, когда резyльтат этoй деятельнoсти – найдeнный вариант разрешения задачи – имеeт важнoе приклaдное значение для самих школьников, нoсит прaктический характeр; это деятeльность, дaющая возможность прoявить себя, прилoжить свoи знания, попробовать свoи силы, принеcти пoльзу и пoказать публично доcтигнутый результат [3].

Проектная и исследовательская деятельность неразрывна связана. Исследовательская работа дает возможность рационально организовывать свое рабочее время, обязывает заниматься самообразованием создать условия для творческого самовыражения. Учащиеся получают опыт самостоятельной работы, навык самоанализа. Исследовательская работа позволяет сформировать мотивацию развития, активизировать познавательную деятельность.

В процессе нашего исследования мы разработали методику реализации проектной технологии в курсе географии в 7 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Нами был разработан специальный проектный цикл, который состоит из нескольких, связанных между собой логически и содержательно индивидуальных проектов.

Работа по реализации индивидуальных проектов состоит из данных этапов:

I Этап – Определение темы проекта. Ученик может самостоятельно

выбрать тему для проекта, либо попросить помощи y учителя. Учитель предлагает на выбор несколько тем проектного цикла. После того как тема выбрана, учитель определяет цели и задачи проекта, сообщает учащимся продолжительность проекта (если проект долгосрочный), необходимое оборудование для проведения проекта.

II Этап – Подготовка к проектированию. На этом этапе ученик

ставит перед собой основные цели и задачи по реализации проекта, выбирает нужные источники информации. Учитель контролирует деятельность учащегося.

III Этап – Проектирование. Этот этап является самым важным этапом проекта, здесь развивается творческое мышление ученика, ему предстоит самостоятельно заниматься поиском и обработкой необходимой информации для решения поставленных целей, задачи и проблем. Учитель только контролирует действия ученика, корректирует, проводит консультации.

IV Этап – Презентация. Школьник оформляет проект по объявленным учителем правилам, затем представляет проект классу, родителям, ученикам старших классов и т.п. Учитель контролирует этап презентации.

V Этап – Рефлексия. Ученик оценивает свою деятельность с учетом себя в ней и оценок других. Учитель же оценивает свою деятельность с учетом успех учащегося.

В курсе географии материков и океанов в 7 классе рекомендуем следующий проектный цикл, состоящий из следующих индивидуальных проектов: ” Экология рек Земли”, ” Атлас «Удивительные растения мира»”, ” Атлас «Необычные животные мира»”, “Создание национального парка в Танзании”, “Сравнение природы Арктики и Антарктики” .

Педагогический эксперимент осуществлялся в три этапа:

I этап – констатирующий – выявление уровня сформированности исследовательских умений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, посредствам разработки контрольно – диагностических заданий.

II этап – формирующий – формирование у учащихся проектных (исследовательских) умений у школьников с ограниченными возможностями здоровья по географии на основе проектной технологии.

III этап – контролирующий – выявление личностного отношения у учащихся к проектной технологии, оценка конечных результатов, обработка полученных данных и их интеграция.

Для измерения показателей уровня сформированности исследовательских умений нами была разработана критериально – уровневая шкала сформированности исследовательских умений обучающихся

Таблица 1 – Критериально – уровневая шкала сформированности исследовательских умений обучающихся.

Показатели

По балльные оценки

Критерии

Качество критического мышления учащихся

0 – 1

Не умеет мыслить логически, не заинтересован в поиске новых решений.

1,1 – 2

Принимает участие в поиске решения поставленной проблемы; способен к аналитическому и логическому мышлению. Ищет доказательства своих идей, может формулировать итоги работы, верно оценить результат работы.

2,1- 3

Аргументировано отстаивает свою точку зрения. Умеет анализировать и отбирать нужную информацию, сопоставлять, сравнивать, делать обобщения.

Творческая активность учащихся

0 – 1

Не стремиться к самостоятельности, требуется помощь на каждом этапе выполнения исследования.

1,1 – 2

Может сам найти ответ на сформулированный вопрос пользуясь рекомендованными источниками литературы.

2,1- 3

Умеет выдвигать гипотезы, находить источники информации для опровержения или подтверждения выдвинутых гипотез.

Навыки самостоятельной работы

0 – 1

Не стремиться к самостоятельности, требуется помощь на каждом этапе выполнения исследования.

1,1 – 2

Может сам найти ответ на сформулированный вопрос пользуясь рекомендованными источниками литературы.

2,1- 3

Умеет сам планировать свою деятельность.

Рисунок № 1. – Уровень сформированности исследовательской деятельности Абрамовой Ксении ( 7 “А”).


Рисунок № 2. – Уровень сформированности исследовательской деятельности Абрамовой Ксении ( 7 “А”).

Таблица 2. Опросник “Моё отношение к исследовательской и проектной деятельности”.

1. Вызывает ли у вас интерес в разработке проекта « Береги природу и окружающую среду»
Да

Нет

Не знаю

2. Хотели бы вы создать проект на тему « Окружающая среда и её безопасность»
Да

Нет

Не знаю

3. Хотели бы провести эксперимент на тему « Воздействие антропогенного фактора на окружающую среду»
Да

Нет

Не знаю

4. Как Вы думаете, исследовательская деятельность позволяет интереснее и познавательнее изучать природу?
Да

Нет

Не знаю

5. Хотелось ли вам больше заданий в форме исследовательских проектов?
А) Да

Б) Нет

В) Не знаю

Таким образом, в процессе нашего исследования было доказано, что проектная технология помогает наиболее эффективно развивать творческую деятельность учащихся, коммуникативные, поисковые, исследовательские навыки, то есть все те навыки которые необходимы детям с ограниченными возможностями здоровья для социализации и самореализации в современном обществе.


Библиографический список
  1. Варакина Е.Е., Беляева Т.К. Развитие учебно-познавательной  компетентности школьников на основе индивидуального образовательного маршрута по географии // Орфановские чтения. Выпуск 3: сборник  статей по материалам Всероссийской научно – практической конференции «Орфановские чтения -2015». -  Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. –  С.173-177.
  2. Гилева Е. А., Егоров Ю. С., Метод проектов – эффективный способ повышения качества образования // Школа, № 2, 2001.
  3. Клеменсов Н.А., Беляева Т.К. Проектная деятельность по географии в обучении школьников с ограниченными возможностями здоровья.// Орфановские чтения. Выпуск 3: сборник  статей по материалам Всероссийской научно – практической конференции «Орфановские чтения -2015». –  Нижний Новгород: Мининский университет, 2015. -227 с.
  4. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
  5. Пенин Г. Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. – 2010. -№ 9.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Клеменсов Никита Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация