ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГАРАНТИЙНАЯ ПОДДЕРЖКА ЭКОНОМИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Кирюшкина Анна Николаевна
Тольяттинский государственный университет
преподаватель кафедры «Финансы и кредит»

Аннотация
В настоящее время вопрос обеспечения исполнения обязательств стоит перед каждым субъектом экономической деятельности. Каждый инструмент обеспечения исполнения обязательств связан с высокими финансовыми рисками для, тех, кто их предоставляет. Государственная гарантийная поддержка является наиболее надежным способом обеспечить исполнение взятых обязательств. В статье обозначены основные аспекты механизма государственной гарантийной поддержки.

Ключевые слова: бенефициар, гарант, государственная гарантийная поддержка, государственная финансовая поддержка, государственные гарантии, инвестиционные проекты, принципал, условные обязательства


STATE GUARANTEE SUPPORT OF REGIONAL ECONOMY

Kiryushkina Anna Nikolaevna
Togliatti State University
lecturer of the chair «Finance and credit»

Abstract
Currently, the issue of ensuring the fulfillment of obligations is in front of each economic operator. Each tool to enforce the obligations associated with high financial risk for those who provide them. State guarantee support is the most reliable way to ensure the fulfillment of commitments made. The article outlines the key aspects of the mechanism of state guarantee support.

Keywords: beneficiary, contingent liabilities, government financial support, government guarantees, guarantor, investment projects, principal, state guarantee support


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кирюшкина А.Н. Государственная гарантийная поддержка экономики на региональном уровне // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/11/74727 (дата обращения: 12.04.2024).

В настоящее время использование кредитов, а также привлечение инвестиций становится частым способом развития, как бизнеса, так и экономики в целом. Более остро встает вопрос обеспечения  исполнения обязательств, так как каждый из этих инструментов связан с высокими финансовыми рисками для, тех, кто их предоставляет.  И государственная гарантийная поддержка является наиболее надежным способом обеспечить исполнение взятых обязательств.

В нормативно правовых актах, так и в научной литературе широко используется термин государственной финансовой  поддержки, но несмотря на это, определение данного понятия дано только в статье 2 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», как «поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»[1].

Исходя из этого определения, можно сформулировать определение государственной финансовой поддержки, как финансовой деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, выполняющих, как прямые так и условные обязательства  в целях развития экономики страны в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), в которых содержатся мероприятия, направленные на развитие экономики Российской Федерации.

Оказание финансовой поддержки может осуществляться за счет средств Федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий. Для того чтобы дать определения данным терминам обратимся к бюджетному кодексу Российской Федерации. Так согласно статье 6 БК РФ [2]:

- бюджетные инвестиции – бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества государственная или муниципальная гарантия (государственная гарантия Российской Федерации;

- государственная гарантия субъекта Российской Федерации, муниципальная гарантия) – вид долгового обязательства, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.

Следует отметить, отсутствие в статье 6 БК РФ определения субсидий. Поэтому обратимся к статье 132 и дадим узкое определение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета. Под ними понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Исходя из выше обозначенного дадим широкое определение указанного термина: субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Более подробно остановимся на государственной или муниципальной гарантии, которая относятся к условным обязательствам государства.  Условные  обязательства, гарантии, подразумевают, что финансовая ответственность будет возложена на гаранта при  наступлении  определенных  событий  (гарантийного  случая),  контролировать  которые гарант не может. В момент наступления гарантийного  случая  условное  обязательство  становится прямыми.

Государственные гарантии имеют два классификационных признака. Первым является право регрессного требования (наличие  или  отсутствие  права  требования  гаранта  к  принципалу  о возмещении сумм, уплаченных гарантом бенефициару по государственной или муниципальной гарантии) [2]:

- с правом регрессного требования (то есть принципал обязан возместить гаранту выплаченные в соответствии с условиями государственной или муниципальной гарантии денежные суммы, исходя из Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 379);

- без права регрессного требования (гарант не вправе требовать от принципала возмещения денежных сумм уплаченных бенефициару, исходя из Гражданского кодекса Российской Федерации статьи 379).

Вторым – валюта обязательств по гарантии:

-государственные гарантии в иностранной валюте;

- государственные гарантии в национальной валюте.

Интересно, что для регулирования этих видов данного инструмента экономической политики существует ряд нормативно-правовых актов, но основополагающим является Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.11.2015)[2].

Так для государственных гарантий в иностранной валюте можно выделить следующие правовые акты:

- Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. N 1233 «О государственной гарантии Российской Федерации по банковской гарантии государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств открытого акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций». В рамках данного документа утверждены Правила предоставления в 2012 г. государственной гарантии России по банковской гарантии Внешэкономбанка, предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций по соответствующим договорам страхования. Речь идет о договорах страхования, перестрахования, сострахования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков. Сумма гарантии – до 10 млрд. долларов США, предоставляемая в пользу российских и иностранных страхователей, перестрахователей и выгодоприобретателей в обеспечение исполнения обязательств по банковской гарантии, предоставленной в 2012 г. на срок до 31 декабря 2032 г. Гарантия обеспечивает исполнение установленных банковской гарантией обязательств отвечать перед указанными лицами в случае неисполнения Агентством обязательств по страховым выплатам (возмещению) при наступлении страховых случаев в соответствии с договорами. Функции агента Правительства РФ по вопросам предоставления и исполнения госгарантии возложены на Внешэкономбанк. Министерство Финансов России должен заключить с ним договор о предоставлении госгарантии и выдать ее [3].

- Постановление Правительства РФ от 23 марта 2015 г. N 262 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. N 803». В рамках данного нормативно – правового документа установлен порядок предоставления государственных гарантий России в иностранной валюте в целях господдержки экспорта российской промышленной продукции. Внешэкономбанку предоставляются полномочия подписывать от имени Минфина России договоры о предоставлении госгарантий и сами гарантии на основании решений Правительства РФ или Министерства. Установлен перечень условий, при соблюдении которых выдаются гарантии. Одного, из которых, принципал должен находиться в удовлетворительном финансовом состоянии. Установлены сроки предоставления гарантий. Стоит отметить, что в редакции от 23 марта 2015 года, сроки были сокращены. Установлена процедура принятия решения о выделении гарантии. Последняя редакция данного акта упрощает процедуру, в частности, теперь не требуется проводить оценку финансового состояния принципалов[4].

- Приказ Минфина России № 76н от 8 сентября 2004 г., с поправками в приказе Минфина РФ от 7 ноября 2006 г. N 135н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 8 сентября 2004 г. N 76н». Установлен перечень документов представляемых для получения государственных гарантия для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции. Указанные документы представляются для получения государственной гарантии российским экспортером или банком – кредитором в банк-агент. Установлен состав документов, представляемых российским банком-кредитором. Определены документы, представление которых не требуется для получения государственной гарантии РФ в обеспечение обязательств российского экспортера перед банком-кредитором. Отдельно закреплен перечень документов, представляемых иностранными банками – кредиторами) и др[5].

А для государственных гарантий в национальной валюте можно добавить лишь один нормативно – правовой акт на уровне Российской Федерации – постановление Правительства РФ от 25 мая 2015 г. N 502 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу предоставления государственных гарантий Российской Федерации на осуществление инвестиционных проектов», исходным документом для которого является постановление Правительства РФ от 14 декабря 2010 г. N 1016 «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов» в данном документе установлены правила отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления госгарантий по привлекаемым кредитам либо облигационным займам. Так же, установлены субъекты,  формирующие  заявку участие в отборе (ее может формировать и  направить как принципал, так и кредитор, организатор облигационного займа). Установлены первой редакцией и уточнены второй критерии, которым должен соответствовать уполномоченный финансовый консультант в отношении проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере ЖКХ и промышленности[6].

Таблица 1 Модели правового регулирования  государственных и муниципальных гарантий в субъектах Российской Федерации

Модель №1 Модель №2 Модель №3 Модель №4 Модель №5
Характеристика    Принятие закона субъекта Российской Федерации о государственном долге, устанавливающего наравне с иными долговыми обязательствами общие принципы предоставления государственных гарантий этим субъектом.

На следующем этапе принимается нормативный правовой акт исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающий на основании указанного закона конкретный порядок и условия предоставления государственных гарантий субъекта РФ

Принятие специального закона субъекта Российской Федерации, регулирующего исключительно вопросы предоставления государственных гарантий. На основании этого закона в случае необходимости принимаются нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъекта РФ Регулирование процедуры предоставления государственных гарантий субъекта Российской Федерации в законах субъекта Российской Федерации, посвященных бюджетному устройству и бюджетному процессу соответствующего субъекта. Регулирование процедуры предоставления государственных гарантий субъекта Российской Федерации нормативными правовыми актами, принимаемыми исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Регулирование процедуры предоставления государственных гарантий субъекта Российской Федерации непосредственно в законе о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации.
Нормативные акта Закон Нижегородской области от 07.09.2006 N 83-З (ред. от 05.06.2009) “О государственном долге Нижегородской области” (принят постановлением ЗС НО от 24.08.2006 N 193-IV)

из информационного банка “Нижегородская область”

Закон Калининградской области от 18 марта 2008 года № 230 «О порядке предоставления государственных гарантий Калининградской области» Закон Санкт-Петербурга от 20.07.2007 N 371-77 (ред. от 1.07.2015) “О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге” Постановление Администрации Ярославской области от 06.02.2008 N 27-а (ред. от 12.08.2008) «О Порядке и условиях предоставления государственных гарантий Ярославской области» Областной закон Ленинградской области от 27.12.2008 N 152-оз (ред. от 25.12.2009) “Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 год” 

Рассмотрим подробнее нормативно-правовое регулирование государственных и муниципальных гарантий. Основным документом, регламентирующим порядок и условия предоставления государственных гарантий субъектов Российской Федерации, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Но существуют особенности этой процедуры в различных субъектах, которые устанавливаются в  непосредственно законодательных актах  субъекта Российской Федерации. Однако можно  выделить пять основных моделей правового регулирования государственных и муниципальных гарантий, что представлены в таблице 1, несмотря на отличия подхода в формировании законодательной базы в различных регионах, которая  регулируют процесс предоставления государственных гарантий.

Изучив нормативно – правовую базу, обратимся к механизму предоставления государственных и муниципальных гарантий, который представим на рисунке 1. Прежде всего, подается полный комплект документов согласно перечню, устанавливаемому органом, принимающим решение о предоставлении гарантии, и (или) органом, осуществляющим предоставление гарантии. пакет документов от заинтересованного в получении государственной гарантии лица, кроме того принципал должен соответствовать условиям установленным в статье 115.2 бюджетного кодекса РФ. Далее в случае выполнения данных требований принципалу предоставляется гарантия (1) , которая передается бенефициару (2) [7,8,9]. В законе, на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий .В случае неисполнения принципалом своих обязательств бенефициар обращается к гаранту с требованием об исполнении обязательств принципала, в случае признания требований обоснованными гарант исполняет обязательства (3). Если гарантия с правом регрессного требования гарант, то согласно статье 116  Бюджетного кодекса РФ требует возмещения принципалом сумм, уплаченных гарантом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии,  согласно с указанным в договоре порядки и в указанные сроки (4). В случае отсутствия соглашения сторон по этим вопросам, удовлетворение регрессного требования гаранта к принципалу осуществляется в порядке и сроки, указанные в требовании гаранта. В случае отсутствия права регрессного требования гарант не имеет права требовать возврата суммы исполненных гарантий.

Рис.1. Механизм предоставления государственных и муниципальных гарантий

Таким образом, в Российской Федерации основным нормативно – правовым актом, регулирующим государственные и муниципальные гарантии, является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Но так же, существуют ряд документов, регламентирующих использование государственных гарантий, как различных видов, так и различных уровней предоставления. Были выделены пять моделей регулирующих пользование государственными гарантиями на уровне субъектов Российской Федерации.


Библиографический список
  1. Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – Версия от 02.12.15
  3. Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. N 1233 «О государственной гарантии Российской Федерации по банковской гарантии государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», предоставляемой в обеспечение исполнения обязательств открытого акционерного общества «Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций» // Справочно-правовая система «Гарант».
  4. Постановление Правительства РФ от 23 марта 2015 г. N 262 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2008 г. N 803» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  5. Приказ Минфина России № 76н от 8 сентября 2004 г., с поправками в приказе Минфина РФ от 7 ноября 2006 г. N 135н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 8 сентября 2004 г. N 76н» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  6. Постановление Правительства РФ от 25 мая 2015 г. N 502 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу предоставления государственных гарантий Российской Федерации на осуществление инвестиционных проектов» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
  7. Влияние стабилизационной политики на дефицит государственного бюджета и государственный долг/ А. Н. Кирюшкина // “Экономика и социум” [Электронный ресурс].- 2015. – № 3 (16). URL: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_16/Kiryushkina%20A.N.%20.pdf
  8. Потапова Е.А., Медведева О.Е. Кредитные риски заемщика и возможные пути их снижения / Е. А. Потапова, О. Е. Медведева // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 510-512.
  9. Курилова А.А., Осадчикова Е.В. О направлениях инвестиционной деятельности Самарской области // А.А. Курилова, Е.В. Осадчикова. – Финансы России в условиях глобализации: материалы всероссийского круглого стола с международным участием, приуроченного ко «Дню финансиста – 2016». Воронежский экономико-правовой институт. – 2016. – С. 109-114


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кирюшкина Анна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация